Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Рецензии и обзоры
Наумкин В.В.: Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки, доклады разных лет. М -Н. Новгород: ИД «Медина». 2008 – 768 с.
11.06.2009
Иллюстрация

Сегодня о мусульманах пишут много. Еще лет десять назад любую книгу с такой тематикой была обречена на успех.  Теперь таких книг не ждут – их много, хороших и разных. Больше, конечно, «разных». Итак, вышла в свет книга, которую не ждали. И название у нее самое тривиальное «Ислам и мусульмане: культура и политика». 

Но автор книги Виталий Вячеславович Наумкин – директор Института востоковедения Российской Академии Наук.  Его имя известно всему академическому и дипломатическому миру: Востоку он известен как «друг арабов», а на Западе  как  непревзойденный переводчик смысла одной культуры на язык другой, проводник  межкультурного диалога,  мастер транскультурных коммуникаций.

 

Казалось бы, все его труды изучены, они  сопровождают преподавателей-востоковедов всю их жизнь, до дыр зачитаны студентами, и никаких открытий переиздание его старых  статей не сулит.  Но, взяв в руки книгу, где собраны главные и наиболее интересные с точки зрения автора статьи, я вновь испытала интеллектуальное притяжение, которое редко испытываешь ныне от чтения  книг.

 

Мне в жизни повезло на общение с сотрудниками Центра арабских исследований и В.В.Наумкиным, который до недавнего его возглавлял. Несколько лет назад я пришла сюда случайно по академической надобности и осталась в орбите интересов Центра. Сотрудники центра сумели сделать так, что я, не будучи востоковедом по общеакадемической подготовке, все же  им стала. Такова сила интеллектуального притяжения автора этой книги, сумевшего подобрать и команду себе под стать.  Как-то несколько лет назад я призналась В.В.Наумкину, что затрудняюсь с написанием  статьи, и  он мне дал совет: «Пишите только о том, что волнует». И дело пошло на лад.

 

Но прочитав именно эту книгу, я поняла, как этот творческий механизм работает.  Начните читать сборник с первой статьи «Учение о касб в произведении Аль-Газали «Воскрешение наук о вере». Все! Отныне Восток вас не отпустит. Он станет вам близким, вскроет в вас ваши восточные корни, а религиозный  менталитет арабского Востока предстанет перед вами во всей красоте изысканной религиозно-философской мысли и простоте одновременно, и мусульманская мысль и культура перестанут ускользать от вас как мираж в пустыне.  Так легко, ясно и непринужденно написаны эти несколько страниц об одном из самых сложных религиозно-философских вопросов – свободе воли человека в Исламе. Прочитав  несколько из таких «легких» статей, содержащихся  в книге: «о концепции уммы» (С.643), «о переводе некоторых сакральных мусульманских формул на русский язык» (С.629), в которой особое место отведено формуле восхваления Пророка (да снизойдет на него благодать Бога!), понимаешь, как дорого стоят академические тексты, написанные по принципу «что волнует».

 

Точно так же пишутся В.В. Наумкиным доклады и выступления. Возьмем, к примеру, текст выступления по случаю десятилетия ДУМ Республики Татарстан «Муфтият как форма ассиметричной организации мусульманского пространства России» (С.638-642), где каждое слово сказано в точку, с пониманием процесса протекания всех политических болезней российской уммы. Одного названия этой статьи было бы достаточно, чтобы диагностировать состояние и современной внутриполитической ситуации в России, неразрывно связанной с политическими судьбами Ислама.

 

Читая статьи В.В.Наумкина в этой книге, расположенные в хронологическом порядке, ясно представляешь себе  молодого активного интеллектуала, ищущего ответы важные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь, в том материале, которым щедро одарила его профессия. И что самое примечательное, это чувство новизны отношений с Востоком им, судя по более текстам, написанным в зрелые годы, не утрачено и через сорок лет интенсивной научной жизни.  Читая его тексты, хочется задавать вопросы. Иногда не вполне академического свойства. Например,  что  заставило его «задать вопрос» Аль-Газали  о свободе воли?

 

Но, разговаривая с автором о книге, я спросила о другом:  «Это первая Ваша статья?». «Нет, – отвечает он. – Самая первая работа написана еще в аспирантские годы. Это учебник арабской каллиграфии….»  Будет что издавать издательскому дому «Медина»! Ну, кто бы мог ожидать, что наряду с сухими теоретическими вопросами в различных областях гуманитарного знания -  социальной антропологии, политологии,  лингвистике, философии, источниковедению, богословию, у автора сможет выжить интерес к художественно  эфемерному и религиозному занятию, почти мистической практике – арабской каллиграфии. Спрашиваю: «Вы все статьи пишите с таким воодушевлением?». «По разному, – смеется, – Открою вам секрет. В одной из статей этого сборника  я допустил ужасный ляп, непростительный для востоковеда. Поторопился».  «И не исправили? - спрашиваю.  – Нет! Найдете – будет здорово». 

 

Потом было внимательное чтение семиста шестьдесяти восьми страниц убористого шрифта книги, т.е. тридцати трех (по числу  косточек в четках?!) статей на самые разные темы, включая и  то, что написано на английском языке. Очевидная ошибка пока не сыскалась. Но кое-какие соображения у меня и  моих друзей, прочитавших книгу, есть. Но  пока это лишь версии, порождающие споры.  Пусть точный ответ найдут другие читатели, а потом скажут автору: «Вот толкование того, к чему ты не смог отнестись с терпением» (аль-Кахв,18-82).  И возможно услышат в ответ: «Еже писах – писах!»

 

Кстати сказать, я все же считаю  недостатком книги именно ее вышеупомянутый хронологический уклад. Мне думается, что было бы намного лучше, если бы статьи по социальной антропологии, теологии, или лингвистике находились каждая  в своем разделе. Читателю было бы удобнее. Но это, понятно,  дело вкуса. Ведь при дисциплинарно-тематическом подходе могло бы пропасть ощущение  диалога. А диалог, насколько я могу судить по произведениям великих русских гуманитариев  нового и новейшего времени, стал важнейшей составляющей их интеллектуальной борьбы за свободное выражение  мыслей.  Он был их главным подвигом, величие которого мы не в силах пока оценить. И к этому подвигу  не в последнюю очередь причастен и автор рецензируемой  книги.

 

Эта книга, с немудреным названием «Ислам и мусульмане: культура и политика» (именно так, а не наоборот!),  наполненная не только «знанием предмета», но жизненным опытом автора, способна научить многому, если читать ее так же, как она и написана  - с интеллектуальным волнением, уважением, искренним сочувствием, направленным на позитивное разрешение острых коллизий. Она навсегда останется в культурном арсенале уммы.

 

Отмечу, кстати, и растущий профессионализм издателя, которому  корифеи российской востоковедной мысли доверяют публиковать свои труды.

 

Г.А.Хизриева



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.