Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 9(227) /2014/ — Мусульмане в дни великой войны и великого поражения империи
25.09.2014

Мусульмане в дни великой войны и великого поражения империи

Первая мировая война создала мир современности, когда политика стала делаться не от имени многовековых монархий и аристократии, а от имени простого человека. Как произошел этот поворот среди российских граждан, особенно мусльман-татар? Вспомним — еще в 1913 году с большим подъемом отмечался юбилей 300-летия династии Романовых, и в войну страна вступила с подъемом патриотических чувств и лояльности к правящей династии...

Представители мусульманской элиты России вместе с другими национальными и конфессиональными группами населения активно поддерживали свою страну, погибали за Россию, помогали военнослужащим и их семьям, эвакуированным. Муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммедъяр Султанов 14 октября 1914 года в своей фетве призвал российских мусульман: «Мы, мусульмане, заодно со всем российским народом в эти тяжелые времена должны подать помощь нашему государству к отражению неприятелей... И во времена прежних войн, защищая отечество, русские мусульмане показывали великие самопожертвования, и во времена настоящих, проходящих перед нами событий они, Бог даст, выкажут с избытком еще раз свой патриотизм». На российских мусульман практически не повлиял тот факт, что османский султан и халиф призвал их к борьбе в пользу своего государства. 11 ноября 1914 года муфтий Султанов заявил, что Османская империя сделала необдуманный шаг, и сделала его, несомненно, под влиянием Германии, что объявление джихада не вызвано ни интересами Турции, ни религией ислама. Муфтий подчеркивал, что в Российс‑ ком государстве «мы живем уже много веков и с ним сблизились исторически; в этом нашем отечестве мы живем, пользуясь земными благами и спокойствием; целость нашего отечества, а равно и его мощь, есть источник нашего благополучия и нашего спокойствия... Нам, российским мусульманам, нужно, конечно, беречь свое отечество от врага». Впрочем, по согласованию с представителями мусульман их не отправляли на Кавказский фронт.

6–11 декабря 1914 года в Петрограде состоялся всероссийский съезд Мусульманских благотворительных обществ. Основные пункты решений съезда включали пункты об оборудовании и содержании от имени мусульман России передового санитарного отряда и отправке его на Кавказский театр военных действий. Был избран «Центральный Комитет Российских мусульманских общественных организаций», которому поручалось «руководство всей работой мусульманских общественных организаций по оказанию помощи раненым воинам». В соответствии с решениями этого съезда в Петрограде был создан «Временный Мусульманский Комитет по оказанию помощи раненым воинам и их семьям». 28 февраля 1915 года он получил разрешение создать центральный орган и отделения на местах.

В январе 1915 года к мусульманам Волго-Уральского региона обратились с просьбой о помощи представители мусульман Закавказья. 25 января 1915 года казанская газета «Йолдыз» опубликовала открытое письмо членам правления Общества пособия бедным мусульманам г. Казани с описанием бедственного положения мусульман Карской области, где шли военные действия. 29 января 1915 года этот вопрос рассматривался на заседании правления общества, прошедшем в доме его председателя Б. Апанаева. На собрании было решено организовать спектакль и перечислить доходы от него в пользу мусульман Карской области. 24 февраля 1915 года был создан «Комитет помощи пострадавшим от войны русским подданным мусульманам» в Оренбурге. Основная цель комитета заключалась в сборе средств для мусульман Карской области. К 24 апреля 1915 года этот Комитет собрал 15.555 рублей.

2 ноября 1914 года в Казани на Московской улице открылся Мусульманский лазарет. На церемонии присутствовали и выступали казанский губернатор П. Боярский, казанский городской голова В. Боронин, председатель комитета по организации лазарета имам Г. Галееев (Баруди). От мусульманских общественных деятелей Казани выступили также С. — А. Алкин и С. Максуди.

Активно действовали представители мусульман в помощь эвакуированным в Казани и Уфе. В августе 1915 года в Казани организуется комитет помощи беженцам-мусульманам. Инициаторами его создания выступают С.-Г. Алкин и В. Таначев. 6 сентября Комитет проводит встречу с мусульманской молодежью Казани, на которой избирается 14 человек для помощи Комитету. В сентябре организуются комиссии Комитета по гигиене (А. Терегулов), приему беженцев (С. Габяши), кормлению и обеспечению одеждой (С. Ахмерова).

Поскольку мусульманское дворянство в Поволжье перестало существовать уже в начале XVIII века, среди татар было мало дворян, а значит — и офицеров. Из достаточно известных национальных политиков погибшим на фронтах этой войны значится только Равиль Сыртланов, выходец из рода мурз Уфимской губернии и внук выдающегося просветителя Хусаина Фаизханова. Командир 166-го пехотного Ровненского полка генерал-майор Р. Сыртланов в феврале 1917 года, перед самым крушением монархии, был посмертно награжден самой почетной и высокой офицерской наградой — Георгиевским крестом 4-й степени за то, что в бою 20 июня 1916 года близ Скробово во время кровопролитного штурма сильно укрепленной позиции, подняв в атаку свой полк, первым оказался на бруствере неприятельского укрепления.

Вместе с тем рядовые мусульмане массово гибли «за царя и Отечество» наряду с представителями других национальностей и конфессий. Для поддержки ратного духа власти пошли на ряд мер по укреплению института военных имамов. 15 июля 1916 года, во время Рамазана, появился приказ императора Николая II о введении штатной должности дивизионного муллы. Вскоре прибывший в Уфу дивизионный имам А. Ягупов сообщал, что «дух войск великолепный. В настоящее время очень много имамов назначены в войска для совершения необходимых религиозных обрядов». В конце июля 1916 года, когда мусульмане отмечали праздник разговенья (Ураза-Байрам), новый муфтий ОМДС Мухаммад-Сафа Баязитов получил Высочайший ответ на свое верноподданное обращение к царю: «Благодарю Вас и всех мусульман, собравшихся на торжественное богослужение по случаю праздника Рамазан-Байрама, за молитвы и выражение верноподданнических чувств. Высоко ценю доблесть многочисленных мусульман, сражающихся в рядах нашей храброй армии. Николай».

Но настроения в обществе были уже подорваны многочисленными жертвами, бессмысленной муштрой и рукоприкладством офицеров, нехваткой продовольствия, обмундирования и, самое главное, оружия и боеприпасов. Всеобщее мнение о предательстве императрицы и Распутина дошло до армии и деревни. В 1915 году война воспринимается уже как общенациональная трагедия. Тем более, что в тылу богатые становились богаче и не шли на фронт, а бедные отдавали всех сыновей и впадали в нищету. Татарские баи и куштаны не страдали желанием умирать на этой войне.

Чем дольше длилась война, тем более массовым явлением становилось дезертирство. К началу 1917 года военная цензура Казанского военного округа отмечает резкий рост антивоенных настроений в письмах солдат, особенно татар. Список претензий воинов-мусульман к властям включал невозможность соблюдения религиозных обрядов, отсутствие печати на родном языке, разрозненное положение среди христиан, невозможность свободно общаться на родном языке и предвзятое отношение части сослуживцев к мусульманам. Отличительной чертой большинства цитируемых писем являлось именно недовольство униженным положением, чувство отрыва от своих соплеменников, а не негативное отношение к войне и к гражданскому долгу как таковым.

Однако кардинально изменить ситуацию власти уже не способны и настроения падают по нарастающей. В письме Ш. Мусину от Гарифа от 5 июня 1916 говорится: «бились с австрийцами беспрерывно двое суток. Взяли мы 15 тысяч в плен. 7 пушек, 148 пулеметов и массу других военных снаряжений». Но вывод не утешителен: «С русскими вместе страдаем и вместе будем войну кончать, чтобы мир был скорее».

Итак, лозунгом простого народа стало: «штык в землю», а Ленин стремился превратить империалистическую войну в гражданскую. К сожалению, многомиллионные жертвы вновь пришлось нести простому народу, но уже в войне от имени этого самого народа, а не царя. Мир же тем временем вновь созерцал «Россию, кровью умытую»...

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук, профессор



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.