Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 6-7(224-225) /2014/ — Последний съезд мусульман Российской империи
15.07.2014

Последний съезд мусульман Российской империи

К 100-летию IV Всероссийского мусульманского съезда


Участники IV Всероссийского мусульманского съезда 1914 года. Фото: etoretro.ru

В Российской империи права и обязанности подданных определялись, прежде всего, по религиозному признаку. Поэтому именно исламская идентичность стала основой не только для религиозного, но и общественного политического движения мусульман России. Лидеры джадидов, воспользовавшись свободой революционных эпох в 1905–07 гг. и 1917 г., выдвинули свои требования об автономии и равноправии в ходе Всероссийских мусульманских съездов. Они проводились с 1905 по 1917 гг. по вопросам решения национальных, социально-политических и религиозных проблем российских мусульман, реализации идей автономии и федерации, обеспечения интересов мусульман на всероссийской арене. Съезды созывались по инициативе мусульманских общественно-политических деятелей и в них участвовали представители всех народов России, исповедующих ислам.

Целостная программа уммы была впервые обнародована на II Всероссийском мусульманском съезде (нелегальном), который проходил 13–23 января 1906 г. в Санкт-Петербурге. Здесь происходит окончательное формирование партии «Иттифак» и предвыборной программы мусульманских либералов для предстоящей избирательной кампании в I Государственную Думу. Программа предусматривала создание правового конституционного государства при равноправии всех религий и наций. Законодательные функции переходили к парламенту, избранному всенародным голосованием. Вопросы никаха, талака и мираса оставались в сфере ведения шариатских судов. Экстерриториальная автономия рассматривалась как единая религиозная автономия российских мусульман. Мусульмане получали право на создание религиозного центра, избрание духовенства, создание мусульманских обществ. В их руки переходили мектебы, медресе, мечети, благотворительные организации и вакфы.

Однако власти так и не провели реформы Духовных управлений ни в годы революции 1905–07 гг., ни в годы столыпинской реакции. Вопрос о реформе религиозных учреждений был поднят мусульманской фракцией IV Госдумы. 7 декабря 1912 г. Ибниамин Ахтямов выступил с развернутым заявлением фракции. Он критиковал национальную и переселенческую политику правительства. Одновременно Ахтямов подтвердил политическую лояльность российских мусульман: «Будущее Родины нам не менее дорого, чем русским, ибо у русских мусульман нет политических судеб, раздельных от судеб Российской Империи (Рукоплескания в центре, и голоса: браво)». В дальнейших тезисах выступления Ахтямов фактически повторил основные программные решения III Всероссийского мусульманского съезда, потребовав религиозную автономию и «самостоятельность в области культурно-просветительской деятельности», отмену цензовой системы в местном самоуправлении.

В феврале 1914 г. при мусульманской фракции состоялось совещание, на которое прибыли И. Гаспринский (Бахчисарай), А. — М. Топчибашев (Баку), Ф. Карими (Оренбург) и др. Со времени революции 1905–07 гг. это было первое общероссийское совещание мусульманских либеральных лидеров. Лидеры «Иттифака» решили сконцентрировать деятельность на реформе Духовных собраний (правлений). Правительство намечало его ревизию, и лидеры мусульман надеялись на то, что муфтият будет превращен в достаточно автономный орган, обладающий, в частности, правом выдачи дипломов учителям. В статье, опубликованной в газете «Миллет», утверждалось, что Всероссийский мусульманский народный союз (т. е. «Иттифак») будет руководствоваться в своей деятельности программой мусульманской фракции Государственной Думы и программой Нижегородского (III Всероссийского) Мусульманского съезда. Требования мусульман включали три группы: общеполитические, т. е. «осуществление начал правового строя, возвещенного Манифестом 17 октября»; «политическая свобода национального самоопределения во всех областях общественной жизни»; «социальные, при включении которых в программу мусульманская фракция исходила из интересов широких народных масс, поэтому и требования эти имеют демократический характер».

В статьях в газете «Миллет» утверждалось о необходимости создания реального общероссийского политического центра и завершении периода фактического бессилия мусульманской фракции. На роль такого центра намечалась восстановленная партия российской элиты периода революции 1905–07 гг. — «Иттифак аль-муслимин».

15–25 июня 1914 г. в столице состоялся IV Всероссийский мусульманский съезд с участием порядка 40 человек, включая 6 членов Госдумы IV созыва и 9 — предыдущих созывов. Делегаты-татары представляли все основные городские центры: Абусугут Ахтямов, Хасан-Гата Габяши, ахун Джигангир Абзгильдин (все — Уфа), ахун Джамалетдин Хурамшин (Белебей), Шакирджан Тукаев (Стерлибаш), Садри Максуди, Кашшаф Тарджемани, Сафиулла Абдуллин (все — Казань), Риза Фахретдин, Загидулла Кашаев (оба — Оренбург), Хайрулла Усманов (Каргала), Ибрагим Акчурин (Симбирск), Салим-Гирей Джантюрин, Захид Шамиль, Муса Биги (все — Петербург), Ибниамин Ахтямов, Габдуллатыф Байтеряков, Гайса Еникеев, Кутлуг-Мухаммед Тевкелев (члены Госдумы). Среди улемов, которые представляли только татар, нужно отметить присутствие Р. Фахретдина, З. Кашаева, Х. — Г. Габяши, Дж. Абзгильдина, Дж. Курамшина, Ш. Тукаева, К. Тарджемани, С. Абдуллина, Х. Усманова. На съезде присутствовали лидеры казахов (Алихан Букейханов), крымских татар (Мустафа Давидович) и азербайджанцев (Али-Мардан Топчибашев).

Основными докладчиками стали светские деятели, преимущественно из числа действующих и предыдущих депутатов Думы. И. Ахтямов (секретарь мусульманской фракции, депутат от Уфимской губернии) сделал доклад об Оренбургском магометанском духовном собрании, управлении сибирскими мусульманами и дал обзор существующих проектов реформы, М. Ю. Джафаров (депутат от Закавказья) — о Закавказских правлениях мусульман (суннитском и шиитском), И. Леманов (редактор газеты «Миллет») — о Таврическом духовном правлении, С. — Б. Каратаев (депутат II Думы от Уральской области) — о положении казахов.

Главным докладчиком был Садри Максуди — основной оратор, ранее секретарь мусульманской фракции, депутат II и III Государственной Думы от Казанской губернии. Он сконцентрировался на основных положениях реформы управления духовными делами мусульман России. В итоге было принято постановление о выборности духовенства, передаче контроля над всеми школами, их программой и составом преподавателей в руки Духовных собраний. Сама намечаемая структура Собраний была близка по содержанию к «Положению» 1872 г. о Закавказских правлениях шиитов и суннитов. Проект 1914 г. предусматривал «четыре уровня» в рангах структуры организации мусульманских духовных лиц: 1) «приходское духовенство»; 2) уездные казыи; 3) губернские меджлисы; 4) Духовные правления. Подобные рекомендации были выдвинуты в проекте Р. Фахретдина (тогда казыя ОМДС), предложенном на Совете улемов при ОМДС в апреле 1905 г. По обращению представителей казахов было принято решение о присоединении их к ОМДС. К пяти Духовным управлениям, предложенным на III Всероссийском мусульманском съезде, было решено добавить шестое — на Северном Кавказе. Было отклонено предложение С. Максуди о создании всероссийского духовного учреждения и избрании единого лидера российских мусульман в лице Раис аль-улама, в соответствии с решениями III съезда 1906 г. На съезде было решено поручить мусульманской фракции Думы вновь изложить правительству требования мусульман России и добиться их принятия в парламенте.

Решения IV съезда так и остались нереализованными. Попытки С. Максуди добиться принятия на съезде какой-либо политической программы не имела результата. Съезд отказался принять решение о восстановлении партийных структур «Иттифака», показав неспособность мусульманской элиты России перейти от культурно-просветительского к политическому движению. Вне сферы просвещения произошло достижение консенсуса только по вопросу частичной реформы духовных учреждений на местном уровне. Это бессилие привело к ориентации молодого поколения у азербайджанцев и крымских татар на Турцию, а у татар — на концентрацию внутри своего этноса. IV съезд завершил свою работу 25 июня 1914 г., а 28 июня в Сараево был убит наследник австро-венгерского престола Франц-Фердинанд. Началась новая эпоха, где вопрос реформы Духовных управлений перешел на задний план...

Айдар Хабутдинов



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.