Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 5(223) /2014/ — Единение сердца, разума и духа
02.06.2014

Единение сердца, разума и духа

Для справки

Владимир Александрович Попов родился в 1924 г. в г. Мариуполь (СССР, ныне Украина). Участник Великой Отечественной войны, был награжден орденами и медалями. После демобилизации из армии в 1947 г., Попов поступает в Казанское художественное училище, которое заканчивает в 1951 г. В результате успешной творческой деятельности он с 1961 г. становится членом Союза художников СССР (ныне Российской Федерации). Ему присвоены почетные звания Заслуженного художника Российской Федерации и Народного художника Республики Татарстан.

Работы Владимира Попова были представлены во многих экспозициях России и за рубежом. У него прошло более 30 выставок, в том числе в Германии, Польше, Чехии, Словакии, Монголии, Корее, Египте, Ливане, Сирии, Италии, Иране. Одна из последних передвижных выставок «Каллиграфия за мир» успешно стартовала в 2010 г. в Анкаре (Турция), продолжилась в Рабате и Фесе (Марокко), Аммане (Иордании) и г. Казани (Россия). Известные каллиграфы Джозеф Чечвурд (Новая Зеландия), Исмет Кетен (Турция), Мохаммед Кармад и Хассан Мегри (Марокко) присоединились к проекту своими работами.

 

Те, кто знает Владимир Попова как неповторимого каллиграфа, возможно, не подозревает, что он прошел всю Великую Отечественную войну, освобождал Европу, брал Берлин, награжден 3 тремя боевыми орденами и более 15 медалями.

Он не любит вспоминать о войне, старается забыть о том пекле, из которого ему удалось выйти живым. Говорит, что уже перестал ездить на День Победы по приглашению своей родной военной части в Нижегородскую область, в воинскую зону Мулино. Хотя в Гвардейской артиллерийской, орденов Суворова и Кутузова, резерва Главного командования бригаде, его не забывают, приглашают на 9 мая последние 12 лет.

Владимир Александрович рассказывает о войне как о чем-то незначительном, но со страстью говорит о своем творчестве, туграх, шамаилях, считая, что только это заслуживает внимание в его биографии.

Война все же не прошла бесследно для Владимира Попова, которому на момент ее начала не было и 18 лет. Об этом и многом другом мы беседуем на тесной кухоньке в небольшой квартире в центре Казани, в которой живет 89-летний художник. Владимир Попов, хотя и жалуется на память, но как начиналась его военная история, помнит очень отчётливо:

— Когда немецкие войска перешли границу нашей родины, на второй же день мы с моим другом из поселка Боровское, на Северном Урале, написали заявления в военкомат: «Просим нас добровольцами направить на фронт». Мы тогда только что закончили 9-й класс. Нам ответили, что пока мы не получим паспорт, то есть пока нам не исполнится 18 лет, мы не можем быть призваны. Мы провели все лето и осень 41-го года дома, наконец, нам пришла повестка с требованием немедленно явиться в военкомат для прохождения службы. Когда приехали, военком заявил: «Есть разнарядка направить группу в Васильковское авиационное училище, где готовят летчиков и авиатехников, там отучитесь, потом пойдете воевать». Мы согласились, но уже на следующую весну попали на фронт. Москва была на грани падения, нас дислоцировали в Коломну, и я попал в легкий противотанковый полк. Нас поверхностно, очень быстро обучили, дали самую новую технику и в начале июня отправили дальше на самый южный фронт, который все время отступал. После первого боя от всего нашего полка осталось только два орудия. Мы попали в окружение, пришлось отступать в тылу врага, по ночам. Так мне пришлось выбираться из окружения более тысячи километров, ориентируясь только по карте. Потом я наконец выбрался, попал в Орджоникидзе, в танковую дивизию и уже с ней прошел всю войну.

— Вы были тогда совсем юными мальчишками, необстрелянными, неопытными, как вам удалось выжить?

— Я и сам не знаю... Мы все жили одним днем, даже одним часом — так все жили на войне. Потому что в любой момент могло что-то случиться.

Мы мальчишки совсем еще, 18-летние, сидим в окопах, наблюдаем, как с самолетов идет бомбежка. Все упали на дно окопа. Я тоже прыгнул, но был последним, оказался сверху. Бомба разорвалась в паре метров от нас, осколки от нее прошили мою шинель, но спину не задели. Меня оглушило. Я был контужен, совсем потерял память, и слух пропал, после этого тяжело пришлось, конечно...

Был случай, когда мы выходили из оцепления. Заехали ночевать на один хутор. Была жара и я прилег не в доме, а у сарая, во дворе. Когда началась бомбежка, наши ребята выскочили, запрыгнули в машину и уехали, забыв меня. А в машину попала бомба и от них ничего не осталось. Так я спасся. Это, наверное, было определено свыше.

— В трудные минуты человек обращается к Богу... В такие моменты вы думали о том, что есть Всевышний, который бережет вас?

— А как же, на фронте все приходится анализировать. Я начал задумываться, когда выходил из оцепления и спасся. Когда мы шли по Польше, освобождая Варшаву, в одном местечке попали на празднование Пасхи. И я зашел в костел, увидел, как проходит католическое богослужение. Там костел и вся площадь перед ним была забита людьми. Мне особо запомнилась игра на органе, это меня потрясло. На следующий день я пошел в собор, что бы еще раз рассмотреть его. Вижу: на коленях стояла красивая молодая женщина, которая страстно молилась... Я замер и как художник запоминал, наблюдал со стороны. Я вышел и думал, как разные люди верят в Бога... Да и потом было много таких случаев, которые на меня повлияли.

***

Во время войны подспудно шло формирование Попова как художника. Он впитывал в подсознание картинки из жизни, полной эмоций и страданий. Владимир Александрович вел дневник, в котором описывал события из военных будней. Дневник до сих пор сохранился.

После окончания войны он жил ГДР, в составе дислоцированных там советских войск, старался познакомиться с шедеврами западного искусства. Тяга к прекрасному была сильна даже среди все общей разрухи, которая осталась после военных действий.

Пройденные невзгоды, несомненно, оставили свой след в его творчестве, возможно именно они привели его к сегодняшним духовным исканиям. Владимир Попов, известный, как живописец, акварелист, график, последние 20 лет работает в области искусства каллиграфического. Его шамаили, тугры, каллиграфические композиции, по мнению международных экспертов, считаются шедеврами, новым словом в исламском искусстве. Как он сам объясняет свое творческое амплуа — это единение сердца, разума и духа человеческого и божественного, русской и татарской культуры, Востока и Запада, религий и наук, ислама и христианства, веры и разума.

В 89 лет художника принимают в мусульманских кругах арабского Востока, тюркского мира и российского мусульманского духовенства. Его работы были признаны на международном уровне, мусульманским миром, профессиональным сообществом. Теперь русский художник Владимир Попов получил признание за вклад в развитие татарского искусства и со стороны официального Татарстана. Указом президента Татарстана от 28 апреля 2014 г. В. А. Попову присуждена государственная премия имени Г. Тукая.

Всего Владимир Попов создал более 700 работ в жанре арабской каллиграфии. И на этом он останавливается не собирается, сейчас художник готовиться отмечать свой 90-летний юбилей и собирается провести персональную выставку. Сильный духом ветеран отказывается от какой-либо помощи, категорически заявляя: «У меня все хорошо!»

Индира Ахмедова

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.