Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 2(220) /2014/ — Концепция мусульманского банка Мусы Бигиева
06.03.2014
Иллюстрация

Концепция мусульманского банка Мусы Бигиева

Значительное место в исследованиях выдающегося татарского богослова и мыслителя Мусы Джаруллаха Бигиева (1875–1949) занимали проблемы экономики. Целый ряд его трудов был посвящен вопросам ростовщичества, кредитно-банковской системы и страхованию, большинство из которых были написаны в эмиграции и до сих пор остаются недоступными отечественным исследователям. Единственной опубликованной в России работой богослова в данной области является его монографическое исследование «Закят», изданное на старотатарском языке в 1916 г. в Петрограде.

Несмотря на название, книга представляет богословско-правовое исследование автора о ростовщичестве и кредитно-банковских отношениях, а обязательная мусульманская милостыня (закят) выступает в качестве одного из источников формирования капитала мусульманского банка.

Осознавая переломный момент истории и колоссальное отставание исламского мира от стран Запада, мыслитель призывает мусульман с искренней верой в истинность каждого слова и аята Корана внимательно изучить его, постичь достижения всей мировой цивилизации, в том числе римское и западное право, чтобы в конечном итоге найти в себе силы принять важные и необходимые богословско-правовые решения. М. Бигиев пишет: «В наши дни величайшей обязанностью мусульман всего мира является дополнение исламского законодательства (шариат) в степени, соответствующей святости ислама, убеждениям верующих, путем детального усвоения доктрин предшествующих законодательств, римского и западного права, полностью используя широкие познания мусульманских правоведов (факих), всесторонне во всех толкованиях постигая аяты Священного Корана и Сунну Мудрого Законодателя».

М. Бигиев указывает на различия современных видов кредитования с описанными в средневековых книгах по мусульманскому праву, а также изменение социально-экономических условий жизни, места и роли кредита в них. Он отмечает необходимость кредитных отношений в современном мире для развития торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также реализации грандиозных политических и культурных проектов, указывая при этом на наличие в них безнравственности и вреда в гуманитарной области.

Мыслитель призывает обратить внимание на разновидности современных кредитов. По его мнению, отношение ислама к различным видам кредитов не одинаково. М. Бигиев отличает потребительские ссуды, взятые из-за нужды (ихтийадж), от производственных, взятых для приобретения выгоды (касб), проценты за предоставление отсрочки (интизар) — от процентов за участие (иштирак). Богослов считает, что запрещенной является только та надбавка, которая начисляется на средства, выделенные в качестве потребительской ссуды (кард), или на обязательства по долгам (дуйун), тогда как другие формы надбавки, такие как процент с капитала компаний, проценты с капиталов, имеющих обращение в торговых или промышленных отраслях, по нормам ислама являются допустимыми и законными.

По мнению богослова, ссуды, взятые из-за нужды, не дают роста их получателю, поэтому взимать надбавку-процент с них категорически запрещено, так как ислам справедлив и воспитывает милосердие и гуманизм в своих последователях. Он считает совершенно недопустимым взимание даже малого процента в данном виде кредита и дозволение этого в условиях немусульманских стран. Интересно отметить, что при аргументации повсеместного запрета данного вида ростовщичества М. Бигиев делает, на наш взгляд, важное заключение о том, что в современных условиях вся земля — это «обитель мира» (дар ас-салям).

Богослов считает необходимым (ваджиб) оказание благотворительной помощи или предоставление беспроцентной потребительской ссуды из частного или общественного капитала в случае нужды.

Определяя дозволенность процента в производственных ссудах, М. Бигиев говорит, что они обращаются в сфере приобретения выгод, дают рост и прибыль их получателям. Такой процент становится долей участия, когда выгода не извлекается отдельно из труда и отдельно из капитала, источником ее является труд, соединенный с капиталом. Доля в прибыли, получаемая трудящимся, соотносится с его трудом, а доля инвестора — с его капиталом. По его мнению, в случае если каждая из сторон является правоспособной, размер собственности известен, доля каждого в общей части определена, свобода и выбор не были ничем ограничены, сделка совместного инвестирования будет правильной, а доли, полученные из прибыли, будут дозволенными для каждого.

На основе этого разделения кредита татарский богослов призывает выстроить работу мусульманских банков или казначейств (байт аль-маль), которые, с одной стороны, смогут защитить мусульман от участия в запретных кредитных операциях, а с другой — способствуют экономическому развитию мусульманского населения. Он отмечает важную задачу банков в современном мире — получение капиталов с населения в качестве доверительного хранения (амана) и передачу собранных капиталов в «экономные руки» путем кредитования, которое обеспечит кооперация между капиталом и трудом.

Источниками капитала таких банков, по мнению М. Бигиева, должны стать сборы обязательной (закят) и добровольных (садака) мусульманских милостыней, доходы от общего имущества мусульманской общины (вакф), средства, переданные по завещанию, поступления от исполнения религиозных обрядов и частные вклады мусульманского населения.

Такие банки должны осуществлять производственное кредитование под проценты, которое будет обеспечивать доходы вкладчиков и самого банка по принципу участия в прибыли, а также предоставлять беспроцентные потребительские кредиты и заниматься благотворительностью.

М. Бигиев указывает, что такие финансовые организации должны быть официально зарегистрированы в государственных органах, а их деятельность должна соответствовать законодательству.

При этом богослов отмечает, что при устройстве исламского банка можно принять систему и методику учреждения обычных коммерческих банков, при условии внесения некоторых поправок. Также он оговаривает возможность использования любого из известных в современном ему мире типов банков, при условии неучастия в потребительском кредитовании.

Таким образом, реализуя инвестиционное направление деятельности, мусульманский банк будет не только выполнять посреднические функции, но и выступать гарантом добропорядочности и соответствия операции мусульманским канонам. Также это будет способствовать вовлечению широких слоев мусульманского населения в предпринимательскую деятельность и эффективное использование мусульманского капитала.

Осуществление банком централизованного сбора и распределения обязательных и добровольных мусульманских пожертвований, а также управления общим имуществом общины призвано повысить эффективность использования этих средств в современных условиях и институализировать благотворительность — важнейшую составляющую развития общества и экономики.

Безусловно, можно по-разному относиться к идеям великого богослова, но нельзя не восхищаться его пламенным стремлением доказать соответствие положений ислама прогрессу и социально-экономическим потребностям общества, его искренним желанием развития мусульманских народов и возрождения гуманистических ценностей, которые он считал основополагающими принципами ислама.

Ислам Зарипов,
имам-хатыб Московской Соборной мечети,
с. н. с. Центра исламоведческих исследований АН РТ.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.