Город наш присыпает порошей,
Новый год наступает опять...
Я желаю всем людям хорошим
То, что может лишь друг пожелать.
Я хочу, чтобы звонкий, счастливый,
Всюду слышался смех детворы,
Чтобы девушки были красивы,
Чтобы юноши были мудры.
Я желаю вам друга такого,
Чтоб в тяжелый, нерадостный час
Произнес настоящее слово,
Что спасительным будет для вас.
Расул Гамзатов
90 лет со времени проведения совещания мусульманского духовенства (1923).
3–100 лет со дня учреждения Особого Духовного Управления мусульман Северного Кавказа (1913).
4 — начало месяца сафар.
9–140 лет со дня рождения Зия Камали
12 — День национальной литературы Кыргызстана.
12–85 лет со дня рождения Чингиза Айтматова
16 — День независимости в Казахстане.
18 — Международный день мигранта.
В декабре 1988 г. в жизни нижегородских мусульман произошло важное событие — здание Нижегородской Соборной мечети было передано прихожанам. Уже 25 лет в возрожденной мечети совершается богослужение. Мы предлагаем вам окунуться в события еще более давние, в начало XX в., о которых нам поведали нижегородские дореволюционные газеты.
Губернским управлением препровожден в городскую управу составленный архитектором П. А. Домбровским чертеж новой мечети, предполагаемой к постройке у Старой Сенной площади, возле городского вагонного депо. Здание на чертеже очень красивое, с высоким минаретом.
Чертеж мечети // Нижегор. листок. — 8 сент. — 1909. — С. 2. — (Местная хроника).
До сих пор в Нижнем Новгороде не было мечети и не было муллы. Теперь окончена постройкой довольно величественная мечеть, которую встречает глаз подъезжающего к Нижнему Новгороду с низу на пароходе вслед за Печерским монастырем. Вместе с тем назначен в Нижнем Новгороде и образованный мулла,
с половины марта месяца начал совершать богослужения в мечети.
Мусульманское богослужение в Нижнем Новгороде // Нижегор. церковно-общественный вестник. — 1915. — № 25. — С. 640.
Крымские татары
В середине XIX в. русская читающая публика познакомилась с интересным этнографическим очерком «Крымские татары» Густава Раде, опубликованным в двух номерах «Вестника императорского Русского географического общества» (1856, 1857). В то время эта была единственная классическая работа по этнографии крымских татар. В основу труда известного русского естествоиспытателя, члена Санкт-Петербургской Академии наук Густава Ивановича Раде
Мне неоднократно случалось быть свидетелем той аккуратности, с которою Татары, прерывая свои занятия и останавливаясь среди дела, соблюдают часы молитвы. Летом 1852 года я проезжал чрез Перекопскую степь в обществе старого муллы из Бахчисарая. Он останавливался посреди степи, доставал из маджары глиняную кружку с водою и, совершив омовениe, расстилал на земле войлочный ковер, на котором молился с накрытою головою, обращая постоянно лицо к юго-востоку. Уже после окончания молитвы он принимался за разгрузку повозки, распрягал лошадей и приготовлял скромный свой ужин.
Другой раз я три дня кряду охотился в густых лесах Чатыр-Дага, в обществе 15 Татар. Ночевали мы в пещере, которых множество встречается в юрском известняке, образующем склоны Крымских гор. Утром, при отправлении в путь, меня поразило обстоятельство, что ни один из моих спутников не молился; но скоро причина этому открылась. После часа пути мы встретили светлый источник, у которого все наше общество остановилось для совершения омовения. После него все помолились и отправились далее.
Богомольные и набожные Татары, особенно в преклонных летах, молятся по четкам. Татарские четки состоят из 60 деревянных шариков, нанизанных на нитку. Трижды в день совершается молитва, и каждый раз правоверные трижды должны перебрать четки; другими словами, они в день пересказывают до 510 молитв.
Обряд омовения, основываемый на словах пророка: «чистоплотность есть ключ к молитве», считается необходимым для действительности молитвы. Истинные мусульмане распространяют этот закон еще далее: они, для сохранения чистоты тела, бреют голову и тщательно остригают ногти.
Молитву пророк называет «ключом к раю и краеугольным камнем веры» и предписывает молиться пять раз в день. В богатых селах, где при мечетях имеются минареты, мулла возвращает народу всякий раз, когда наступает час молитвы, и однообразными и унылым напевом созывает правоверных мусульман.
Первый призыв раздается тотчас после восхода солнца, второй — в полдень, третий — после заката. Затем, ночью, Татары еще два раза должны молиться, и мне нередко самому случалось видеть, как мулла, в бурю и проливной дождь, засветив фонарь, отправлялся на минарет или на каменную паперть мечети и, несмотря на ночь и непогоду, исполнял предписание Алкорана.
Впрочем, Татары только по пятницам идут молиться в мечеть, куда народ также собирается в высокоторжественные дни и во время поста. Обыкновенно молитва совершается дома или на поле, и только старики посещают мечеть. В праздники мулла после молитвы кончает богослужение кратким наставлением и общею молитвою за благоденствие и здравие Государя императора, Государыни императрицы и всего Августейшего Их дома.
Еще должно обратить внимание на следующие обычаи, строго соблюдаемые Татарами при молитве.
Во-первых, они молятся не иначе, как сняв с себя всякие украшения и драгоценности и соблюдая крайнюю простоту в одежде; во-вторых, женщины никогда не встречаются в мечети с мужчинами, но посещают её изредка и не иначе, как в известные часы. В мечетях своих Татары также строго соблюдают чистоту и опрятность; стены всегда гладкие и без всяких украшений; каменный пол покрыт кусками войлока. Вообще во всей внутренней отделке Татары тщательно избегают пестроты и архитектурных украшений.
Другое постановление Алкорана, милостыня, вошло как будто в закон. После смерти Татарина треть его имущества принадлежит по праву Мекке и нищим. Вообще милостыня при жизни подается деньгами, а не натурою, хотя нет никаких законов, ограничивающих в этом отношении щедрость правоверных.
Посты, одно из важнейших требований магометанства, в Крыму соблюдаются весьма строго. В продолжение целого месяца, посвященного воспоминанию о весьма важном для мусульман событии, т.е. о даровании им пророком Алкорана, Татары ничего не едят до заката солнца, исполняя, таким образом, хотя и не вполне, требования веры.
Истинный мусульманин, кроме воздержания от пищи, обязан во время поста выполнить еще два условия, т.е. не грешить ни словом, ни делом и отказаться от всяких мирских забот для более успешного сближения души с божеством.
К религиозным обязанностям, возложенным Кораном на правоверных мусульман, относится также обязанность, по крайней мере, один раз в жизни, посетить Мекку и поклониться гробу пророка. Исполнение этой обязанности, сопряженной с трудностями далекого и опасного путешествия, в Крыму считается необходимым только для лиц духовных, для мулл, которые после своего возвращения из Мекки получают титул гаджи-муллы (должность, соответствующая должности благочинного) и завидное преимущество носить зеленую чалму, присвоенную только высшему духовенству и прямым потомкам пророка.
Путешествие из Крыма в Мекку требует, по крайней мере, полтора года времени и сопряжено с огромными издержками. За позволение войти в храм Меккский, по словам одного крымского муллы, следует заплатить 200 руб. серебром, за позволение выйти оттуда почти столько же. Кроме того, нужно раздать бедным значительную сумму и покрыть издержки пути, так что в Крыму немногие лишь в состоянии исполнить это предписание пророка.
Алдар-Косе — герой казахских народных сказок и анекдотов. Сын бедняка, находчивый и хитрый он защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев.
Какой-то толстяк направился в гости к родичу. На голове он нес казан с просом — подарок хозяину. В ожидании веселья и угощения он был в отличном настроении и задирал шуточками всех прохожих.
Вдруг навстречу на сивом коне трусит Алдар-Косе, размахивает камчой, должно быть, торопится куда-то.
— Эй, Алдар-Косе! — кричит ему толстяк. — Куда спешишь? Погоди немного. Говорят, тебе случалось обманывать самого шайтана. А вот меня, дружок, так нипочем не обманешь!
Алдар-Косе, погоняя коня, отвечал с тревогой:
— Плохое ты выбрал время для шуток, добрый человек. Конец света наступает. Смотри-ка, все небо в пламени, того и жди, что обвалится!
Толстяк в страхе глянул на небо, казан упал с головы, и просо рассыпалось по дороге.
— Ойбай, что же я наделал! — завопил толстяк. А Алдар-Косе, придержав коня, смеется:
— Трудно обмануть умного, а глупец сам себя обманет.