Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 12(218)–1(219) /2013–2014/ — Нападения на храмы других религий: что говорит ислам?!
30.01.2014

Нападения на храмы других религий: что говорит ислам?!

Поджоги церквей — негативное и отвратительное явление, направленное на ослабление российского межрелигиозного мира. Особенно удручающим является тот факт, что подобные события произошли в Татарстане — регионе, представляющим собой один из образцов добрососедства и мирных взаимоотношений между разными религиями и народами.

При этом немалое число аналитиков полагает, что обострение межконфессионального мира в таком важном со всех точек зрения регионе далеко не случайно. Более того, часть экспертов видят в поджогах участие «третьих», заинтересованных в раздувании смуты сил. Однако основная цель нашей статьи — рассмотреть отношение ислама к самим поджогам храмов.

Преступление перед Богом

Как известно, первым и самым главным источником исламского вероучения является Коран, так как именно это Священное Писание, согласно убеждению мусульман, стало последним и универсальным вероуставом, ниспосланным Всевышним Аллахом всем Его созданиям. Что же говорит Коран относительно храмов других религий? В одном из аятов прямо и недвусмысленно отмечается, что «Если бы не защита Аллаха одних другими, то были бы разрушены и кельи, и церкви, и синагоги, и мечети, где премного вспоминается имя Бога Единого (Аллаха). И Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему, ведь, воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (сура «Аль-Хадж», аят 40). Таким образом, Господь явно указывает на тот факт, что разрушение храмов других религий есть деяние преступное, идущее в противоположную от довольства Всевышнего Аллаха сторону. Более того, данный аят свидетельствует, что в храмах разных религий «премного вспоминается имя Бога Единого (Аллаха)», и спорить с этим означает спорить с самим Аллахом! Да упасет нас от этого Всевышний Господь!

Несмотря на столь явное предупреждение относительно необходимости защиты храмов других религий, некоторые из последователей радикально настроенных групп ищут такие лазейки, которые могли бы оправдать их неправомочные действия. Например, они говорят о якобы несоответствии предыдущих поколений христиан или иудеев их современным единоверцам. Если взглянуть на этот аспект поверхностно, то поначалу может показаться, что такое мнение обоснованно. К примеру, некоторые из обрядов, что соблюдались прежними поколениями христиан (в частности, в области женской одежды), из мирской жизни практически ушли. (Хотя при этом они сохранились в некоторых религиозных традициях — например, в православные храмы женщинам запрещается заходить не только с непокрытой головой, но даже в обычных брюках). Но ведь все это, по сути, касается в основном лишь внешних проявлений религиозности, тогда как более важными всегда являются вопросы внутреннего, духовного мира.

И здесь часть мусульман совершает крупную в идеологическом плане ошибку, полагая, что убеждения всех христиан, живших во время Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), сильно отличаются от убеждений современных христиан. Отчасти такое мнение имеет под собой некоторую основу, поскольку в ту эпоху количество последователей различных «неканонических» церквей (то есть не признаваемых официальной Церковью и потому считавшихся еретическими) было действительно больше. И некоторые из таких «неканонических» конфессий отличались от большинства христиан и где-то даже были идеологически близки к мусульманам. Но это относится далеко не ко всем христианским общинам. Так, самым наглядным примером в этом отношении являются монофизиты, согласно убеждениям которых в Иисусе (да пребудет над ним мир) «превалирует «божественная сущность», что отличает представителей этого христианского течения и от православных, и от католиков, и от протестантов.

Так вот, несмотря на это, отношение к монофизитам (причем с самого начала их взаимодействия с мусульманами) было ровно таким же, как и в случае с другими христианами, отличавшимися от них в этом идеологическом аспекте. Примером этому служат не только армянские, но и египетские христиане, известные как копты, и по сей день проживающие в Египте. Но, может, копты времен праведных халифов исповедовали другие, отличные от нашей эпохи убеждения? Отнюдь! Поэтому те, кто говорят, что все прежние христиане — совсем не такие, как их современные единоверцы, являются людьми, не знающими ни истории, ни действительности.

По примеру Пророка и праведных халифов

То же самое можно сказать и о «канонических» церквях — большинство их последователей сохраняют практически те же убеждения, что и их предшественники времен Посланника Аллаха и праведных халифов. И это означает, что взаимоотношения с ними (как и с представителями других религий, в частности, с иудеями) должны строиться на основе Сунны Пророка и его праведных халифов. Каким же образом они относились к представителям иных религий и их храмам? Практически всем мусульманам известен тот факт, что, как сам Посланник Аллаха, так и праведные халифы, напутствуя свои армии перед военными действиями, повелевали им различать между непосредственно солдатами и обычными, простыми мирными жителями (в их число, согласно достоверным хадисам, входят и те, кто проживает или даже просто укрывается в храмах и монашеских кельях). «Не поступайте вероломно! Не уродуйте, не калечьте и не истязайте! Не убивайте детей и монахов!» — приказывал Пророк Мухаммад (согласно одному из хадисов, приведенных у Муслима). Подобные же наставления делали и праведные халифы, в частности, Абу Бакр, как сообщается об этом в сборнике хадисов имама Малика.

Другой показательный пример мусульмане должны брать со второго праведного халифа Умара, когда он заключал договор с главным священнослужителем святого города Иерусалим. Тогда, во время осмотра святых мест, наступило время совершения намаза, и патриарх предложил халифу Умару совершить молитву в главном иерусалимском храме. Но халиф, извинившись, отклонил это предложение, объяснив, что если он совершит здесь намаз, мусульмане могут пожелать построить на этом месте мечеть, что привело бы к разрушению христианского храма.

В качестве еще одного, не менее показательного примера можно привести Салахуддина — благородного рыцаря ислама, чье имя стало нарицательным, и кем восхищались даже крестоносцы. Несмотря на все ужасы и беды, причиненные европейскими завоевателями жителям Палестины (причем не только мусульманам, но и иудеям и христианам), этот великий человек после своей победы не только освобождал некоторых крестоносцев из плена, но и позволял европейским христианам совершать паломничество к их святым местам. Более того, он еще и приказывал своим воинам охранять паломников на всем их пути. Не за это ли Господь даровал ему возможность освобождения святой Палестины, и не в таких ли людях нуждается современное общество?

Все приведенные факты лишний раз подтверждают правомочность того аята из суры «Аль-Хадж», который был приведен в начале данной статьи. Следовательно, любое проявление враждебных действий по отношению к храмам иных религий (кто бы их ни совершил) является не просто преступлением перед людьми, но и, фактически, грехом непосредственно перед Всевышним Аллахом. И истинных виновников этих греховных преступлений суровое, но справедливое Божье наказание рано или поздно все равно постигнет, если будет на то Его благословенная воля.

 

Марат Хайретдинов
Преподаватель Московского
исламского университета



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.