Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 12(218)–1(219) /2013–2014/ — IX Мусульманский форум
30.01.2014

IX Мусульманский форум

В преддверии 20‑летия Конституции Российской Федерации в Москве прошел IX Мусульманский форум «Социализация уммы в стратегии развития гражданского общества». Задачи социализации, т.е. гармоничного включения представителей мусульманского сообщества в светское многонациональное и поликонфессиональное общество, воспитания патриотизма и гражданского самосознания у мусульманской молодежи, достижимы,— считают участники Форума.

Для этого необходимо повышать качество религиозного образования, создавать инфраструктуру религиозного просвещения и социализации, укрепить авторитет религиозных деятелей и озаботиться вопросами правовой грамотности молодежи. Во многих выступлениях прозвучала мысль о том, что вопрос о несовместимости светскости общества и религиозности отдельного человека во многом искусственен.

Одновременно с форумом открылась VI Международная образовательная конференция «Международное измерение исламского образования в России: мусульманское образование на евразийском пространстве». В мероприятии приняли участие духовенство и государственные деятели из стран постсоветского пространства. В том числе зарубежные участники — верховный муфтий Казахстана Ержан Маямеров, муфтий Белоруссии Абу-Бекир Шабанович, муфтий Эстонии Эльдар Мухамедшин, муфтий Литвы Ромас Якубаускас, первый заместитель председателя Управления мусульман Кавказа, верховный муфтий (суннитов) Азербайджана Гаджи Салман Мусаев, председатель татарской общины Финляндии Атик Али, имам татарской общины Финляндии Рамиль Беляев, директор Госкомиссии по делам религий при президенте Киргизской Республики Абдилатиф Жумабаев и другие. В числе российских участников было не только несколько десятков мусульманских религиозных деятелей из разных регионов, но и представители различных ветвей государственной власти, академической науки, общественных организаций.

 

Образование и социализация: каналы доступа к молодежи

Ключевые задачи мусульманских сообществ стран СНГ, открывая Форум, обозначил председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. «Патриотическое воспитание мусульманской молодежи и воссоздание российской исламской богословской школы тесно связаны между собой. Объединяющим звеном здесь является подрастающее поколение — молодежь»,— заявил он.

Тему молодежи продолжил верховный муфтий Казахстана Ержан Маямеров: «Только образованная молодежь, с высшим интеллектуальным потенциалом, может открыть двери в будущее. Ислам в средние века подарил миру великие открытия в таких областях науки, как математика, химия, астрономия, медицина, архитектура, философия, астрономия, поэзия и т.д. Основываясь на этом историческом фундаменте, стоит задача возродить роль интеллектуальной мысли ислама». Муфтий призвал собравшихся приложить усилия, чтобы вывести мусульманскую молодежь «на уровень интеллектуальной конкурентоспособности со всем миром».

Мысль о совместном противостоянии актуальным угрозам прозвучала в выступлениях многих зарубежных участников. В частности, верховный муфтий Азербайджана Гаджи Салман Мусаев заявил о необходимости создания общих учебных пособий для мусульманских учебных заведений стран СНГ. По его мнению, учебный процесс в медресе и исламских вузах на просторах СНГ должен быть согласован.

Этой же позиции придерживается светский ученый, член Общественной палаты Российской Федерации и член Комиссии по межнациональным отношениям при Президенте РФ Асламбек Паскачев, который заявил о важности единых качественных методологических подходов при выстраивании учебного процесса в религиозных образовательных учреждениях.

Совместно решать вопросы, «которые стали сегодня не внутренними для каждой страны, а глобальными, общими», призвал директор Госкомиссии по делам религий при Президенте Киргизской Республики Абдилатиф Жумабаев.

 

Мигранты — это, в первую очередь, люди

Многие спикеры отметили проблему разделения общества по принципу отношения к религии — на людей религиозных и светских, отметив попытки противопоставить эти две группы друг другу. «Социализация уммы в том и состоит, чтобы немусульмане интегрировались в светское общество, а общество смогло подняться до уровня проповедуемых исламом высоких нравственных ценностей. Ислам, как и другие религии единобожия, призывает к милосердию и богоугодному строению земной жизни, ведь каждый из нас будет держать ответ перед Творцом»,— считает Гаджи Салман Мусаев. Созвучно этим утверждениям прозвучали слова Хаджи-Мурата Гацалова, сопредседателя Совета муфтиев России, муфтия Северной Осетии — Алании, о важности поднять в целом культурный уровень общества, чтобы оно могло адекватно воспринять религиозного человека, его ценности и мотивацию.

Тема отделения религии от государства прозвучала и в выступлении председателя Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввина Зиновия Когана. Он сравнил многообразие религий и конфессий мегаполисов с гравием, а светскость — с глиной, и сделал вывод о том, что гравий рассыпается, а одной лишь глиной здание построить невозможно. Подобно тому, как гравий нужно скреплять глиной, разнообразие общества скрепляется светскостью государства, а дефицит светскости приводит общество к гравийному состоянию,— сделал он вывод.

Выступая на Форуме, Абдилатиф Жумабаев поблагодарил Совет муфтиев России и лично шейха Равиля Гайнутдина за духовную поддержку мигрантов из Кыргызстана, трудящихся в настоящее время в России.

В деле адаптации мигрантов очень высока роль конфессий и религиозных лидеров. Это подчеркнул и Асламбек Паскачев. Он напомнил, что развивающиеся страны конкурируют между собой за привлечение квалифицированной рабочей силы. «Это не враждебные силы, которые наступают на Россию. Это, в первую очередь, люди, наши бывшие сограждане, которые едут к нам, поскольку они воспринимают нас лучше, нежели другие страны»,— заявил общественный деятель.

 

Религиозный человек в светском обществе

Выступивший следом начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский, в продолжение межрелигиозной тематики, отметил, что неоднократно перечитывал Коран и как христианин счел для себя очень важным то почтение, с которым упоминается Иисус (в мусульманской традиции — пророк Иса) в священной книге мусульман. Епископ отметил, что испытывает гордость за то, что его брат — сопредседатель некоммерческого партнерства «Славянский правовой центр» Владимир Ряховский в качестве адвоката выиграл дело о разрешении верующим женщинам фотографироваться на паспорт в платке. «Мои друзья юристы-христиане выигрывают процессы, связанные с некачественным подходом к традициям ислама и я радуюсь, что выигрываются эти процессы. Для нас, христиан — это точно такая же радость, как для всей мусульманской уммы»,— сказал Сергей Ряховский.

 

Правовое просвещение

Тему защиты прав верующих продолжил главный редактор журнала «Религия и право», доктор юридических наук Анатолий Пчелинцев. По его убеждению, религиозным людям сегодня необходимо уметь защищать свои права, в этом нуждаются государство и общество. Для этого нужно повышать уровень правового сознания. По мнению почетного адвоката России, правовой и религиоведческий нигилизм среди чиновников в нашей стране — не редкость. Анатолий Пчелинцев высказался относительно решения Октябрьского районного суда города Новороссийска, согласно которому в России должен быть запрещен и уничтожен смысловой перевод Корана доктора Эльмира Кулиева, которое охарактеризовал как абсурдное. Адвокат посетовал на крайне низкий уровень экспертизы и сообщил, что в своей практике сталкивался с экспертизой текстов на предмет экстремистского содержания, выполненных патологоанатомами, психотерапевтами и даже фотографами, а однажды был случай, когда не владеющий арабским языком «специалист» в течение считанных дней подготовил экспертизу книг на арабском языке.

В завершение пленарной части Форума состоялась презентация новинок издательских домов «Медина» и «Марджани», а также документального фильма о первом муфтии ОМДС Мухаммеджане Хусаинове. Во второй половине дня обсуждения продолжились в рамках международной образовательной конференции и круглого стола «Развитие мусульманских сообществ: религиозная и гражданская составляющая».

 

Пресс-служба ДУМЕР

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.