Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 9(215)-10(216) /2013/ — Ислам — это распространение мира
30.10.2013

Ислам — это распространение мира

Доклад председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина на конференции «Религия и безопасность» 21 августа 2013 г. в г. Бишкек (Кыргызстан).

Бисмилляхи-р‑рахмани-р‑рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Уважаемый муфтий Рахматулла ажы Эгембердиев, уважаемые члены Президиума и участники Международной научно-богословской конференции «Ислам и безопасность», позвольте от имени Совета муфтиев России и от себя лично искренне поприветствовать вас традиционным мусульманским приветствием «Ас-салям алейкум ва рахмату-ллахи ва баракатух» — «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»!

Хотя сегодня ислам искусственно привязывается к воинственности и опасности для окружающих, в действительности эта религия и её последователи изначально, по самой своей сути были неразрывно связаны с понятиями «салям» — «мир» и «амана» — «безопасность». В достоверном хадисе, переданном от нашего Пророка Мухаммада (мир ему), сказано: «Не войдёте в Рай, пока не уверуете — а не уверуете, пока не возлюбите друг друга. И первое, на что укажу вам, — это то, при совершении чего возлюбите друг друга: распространяйте мир между собой!».

Вдумываясь в смысл этого хадиса, мы видим, что Рай, вера и взаимная любовь органично связаны друг с другом. Вхождение в Рай обусловлено верою, а вера обусловлена взаимной любовью; ключом же к этому является распространение мира между людьми. Отсюда делаем вывод, что распространение мира — первично. Только затем следует вхождение во врата любви, а от неё — переход к вере.

Всё в исламе — от начала и до конца — это мир и его распространение ради укрепления связи людей в обществе, преодоления ими невзгод, порождаемых смутами, и вступления в Обитель мира — Дар-ас-салям — Райские сады. Благословенный Коран чётко и ясно обозначает, что ни в духовной, ни в мирской жизни насилие неприемлемо. «Нет принуждения в религии!», гласит известный аят в нашем Священном Писании в суре «аль-Бакара», и этот аят следует сразу за самым сакральным местом в Коране — аятом «аль-Курсий».

Некоторые политические, общественные и даже религиозные деятели в угоду своим фобиям предпочитают изыскивать в Коране отдельные фразы и вырывать их из контекста, показывая тем самым «злобную» — в кавычках — сущность ислама. Воинственное прочтение искажает Коран, ведь Божьи заповеди религиозной толерантности сформулированы как универсальные принципы, а таковые не могут быть «отменены».

Даже после известного аята о джихаде в суре «аль-Мумтахана», где значится призыв противостоять враждующим — подчеркну, воинствующим и конфликтующим — язычникам, Коран говорит: «Но Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, кто не сражался с вами из-за религии и не изгонял вас из ваших жилищ, — воистину, Аллах любит справедливых!» (60:8). Комментируя этот аят, крупнейший средневековый толкователь Корана ат-Табари говорит: предписанное здесь дружелюбие распространяется на представителей всех верований и религий, кто не воюет с мусульманами по причине веры, и это предписание не может быть отменено каким-либо другим аятом.

Более того — через Коран мусульманам внушается идея о том, что Всевышний Самолично сохраняет безопасность основных молитвенных комплексов разных конфессий. «И если бы не защита Аллаха одних людей от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминается имя Божье. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему, — воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный!» (сура «аль-Хадж», 40). Таким образом, диалог религий, добрососедские отношения между представителями различный традиций — повеление Всевышнего.

Хочу процитировать перед вами следующий отрывок/ «Сегодня многие легкомысленные газетчики, не найдя каких-либо серьезных осмысленных тем, забыв, что сами являются наследниками, учениками мусульман в области наук и философии, пишут нечто подобное этому: „Мусульманская религия повелевает только вешать и резать, воевать и проливать кровь. Запрещает знание, просвещение и образование, препятствует стремлению к совершенству, не заботится о правах человека, враждебно относится к другим благородным человеческим качествам“. Тем самым, они распространяют среди простого народа различную необоснованную клевету, и многие неразумные люди продолжают им верить. Хорошо, что до сих пор руководители государства, будучи людьми умными и мудрыми, не прислушиваются к таким пустословиям и не перестают относиться к нам милостиво». Звучит очень современно, не правда ли? Между тем, данные строки написаны в 1862–1863 гг. татарским ученым и просветителем Хусаином Фаизхановым.

И сегодня пропагандисты различного толка пытаются навязать нам мысль о том, что религиозный человек — это непредсказуемый, неадекватный человек, склонный к спонтанным поступкам и крайним взглядам. Истина заключается в том, что религиозное мировоззрение — это фактор безопасности и дисциплины. Истинно покорный Всевышнему человек отличается самодисциплиной, соблюдением всех законов, уважением к законно избранным политическим руководителям. Религиозное воспитание учит человека с уважением относится к представителям различных культур и традиций, отказаться от пагубных привычек, приносить пользу обществу, думать и давать моральную оценку каждому своему действию, каждому шагу. То беззаконие и бесчеловечность, которые пытаются навязать умме экстремисты, не имеет ничего общего с религией, которую оставил нам наш досточтимый пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).

Религиозные деятели должны заботиться о духовном воспитании и просвещении своей паствы, о гармоничном развитии общества, сплочении, единении людей. Слово имама, слово муфтия может открывать сердца или, наоборот, разобщать людей. Поэтому религиозные деятели несут большую ответственность как перед Создателем, так и перед людьми и каждый из нас должен помнить это.

Мы — религиозные деятели, духовенство ратуем за нравственность наших народов, за справедливость, мир, межнационального и межрелигиозное согласие и взаимопонимание. В лице духовенства государственные деятели всегда могут найти союзников и помощников в таких сферах как укрепление единства общества, развитие межкультурного диалога, гармонизация межнациональных отношений. Имамы и муфтии всегда открыты к сотрудничеству с государственной властью, если решения и действия власть предержащих не противоречат исламу и интересам народов страны, не ущемляют права и свободы граждан. И сегодня религиозные лидеры готовы оказать помощь политикам в преодолении сложных социальных проблем на благо народа и во имя высших ценностей.

Важность и потенциал государственно-религиозного сотрудничества прекрасно понимают и в Республике Кыргызстан. На мой взгляд, об этом свидетельствует даже само название сегодняшней конференции — «Религия и безопасность». Меня искренне радует, что наши связи с коллегами из дружественного, братского Кыргызстана крепнут с каждым днем. Наше постоянное общение, взаимодействие, обмен опытом, выработка общности подходов основываются на объективных исторических и географических факторах, но также и на многовековой дружбе наших народов.

Многие киргизские молодые люди учились в медресе Урала и Поволжья, татары же составляли немалую часть городских мусульманских общин Пишпека (Бишкека), Оша, Джелалабада. Не случайно, что впервые произведения киргизской художественной литературы вышли в свет именно в татарских типографиях. Татаро-башкирские депутаты в стенах Государственной Думы России защищали права киргизов на их земли, после того как мусульман Туркестана в 1907 г. лишили права участвовать в выборах в Думу. В период Туркестанского восстания мусульмане Волго-Уральского региона делали всё возможное для того, чтобы спасти киргизов от террора. В годы революции и гражданской войны, коллективизации и сталинского террора значительная татар и башкир бежала в Киргизию — в этом им помогало знание языков и обычаев, культурная и цивилизационная близость. Другой формацией были советские специалисты — выходцы из среды квалифицированных рабочих, интеллигенции. Недаром до сих пор многие семьи киргизской интеллектуальной, политической и бизнес-элиты находятся в родстве с татарами.

Сегодня проблемы безопасности занимают ключевое место для наших сообществ, для всех стран СНГ. Если в наших странах царит внутренний мир, то не опасна и внешняя угроза. В наших особенностях и различиях заключена наша сила, а не наша слабость. Столетиями мусульмане-татары в лице муфтиев и имамов, купцов и издателей, политиков и поэтов стремились установить те мосты, которые объединяют Евразийское пространство. Нам важно, чтобы эти великие традиции не остались лишь воспоминаниями о прошлом, а дали нам ориентиры для построения безопасного, свободного и справедливого будущего на Евразийском пространстве.

Публикуется с сокращениями



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.