Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 8(214) /2013/ — Мозаика
17.09.2013

Диалог цивилизаций

Бахчисарай и праздник у татарской княгини

В 1880–1887 гг. в России издавался детский иллюстрированный журнал «Игрушечка». Предназначался он для детей младшего и старшего возрастов. В каждом номере публиковались сказки, увлекательные рассказы, биографии знаменитых людей. В этом журнале часто публиковались произведения русской писательницы Татьяны Петровны Пассек (1810–1889). В 1880 г. популярное детское издание печатает ее рассказ «Бахчисарайский праздник у татарской княгини».

Солнце закатывалось, когда перед нами открылся Бахчисарай. Дома, сады, минареты, христианские храмы, мечети, разбросанные по косогорам, и среди всего этого раины или пирамидальные тополя — придают Бахчисараю вид странный, но приятный. Когда мы добрались до дворца, было уже темно — едва можно было рассмотреть обширный двор, обсаженный кустами и деревьями, и множество зданий с оградами, за которыми журчали фонтаны.

Приветны показались мне комнаты, после недолгого, но утомительного переезда в жаркий день. В раскрытые окна, затененные цветами и южными растениями, навевало прохладой и запахом роз. В комнатах широкие турецкие диваны манили отдохнуть.

Поутру мы увидели из окон громаду зданий в восточном вкусе, с неправильными фасадами, легкими кровлями, которые подымались одна на другой, с разноцветными стеклами, решетками, башнями, террасами, и все это облитое светом солнца казалось еще пестрее и разнообразнее. Направо от дворца виднелся памятник красавицы Дильары, над ним крест, осененный луною. Эта Дильара названа поэтом Пушкиным Марией. Кто была Дильара — никому неизвестно, одни говорили — грузинка, другие — полька.

Среди двора за решеткой росли шелковица и кусты, или скорее розанов, осыпанных белыми, желтыми, красными розами, от бледно-розовых до темно-пунцовых. Недалеко от памятника Дильара неумолкаемо струился фонтан, наполняя широкий мраморный бассейн водой холодной, чистой, здоровой. Осмотревши двор, мы вошли в мечеть, она довольно велика, освещена окнами в два света с разноцветными стеклами. Внутри резная кафедра для муллы, с небольшим углублением вместо алтаря, перед ним теплились желтые и зеленые восковые свечи; лестница ведет на хоры, стены покрывают надписи из Корана. Около мечети, среди деревьев, цветов и грядок с огурцами, горохом и капуцинами разбросаны памятники ханов и знаменитых мусульман.

Парадным входом с украшениями, надписями и с двуглавым орлом, мы вошли в сени дворца. Из сеней широкая лестница ведет в верхние комнаты. Прямо — фонтан Каплан Гирея, налево — фонтан слез... Из сеней вход в комнату Государственного совета, там хан за решеткой невидимо присутствовал при решении дел его сановниками. Однажды я срисовывала внутренность комнаты совета, как увидала за своим стулом высокого, белокурого молодого человека, который, смотря на мой рисунок, указывал мне его недостатки. Это был Айвазовский.

Татарская княгиня Канкалова, узнавши, что меня интересует образ жизни татар, пригласила меня к себе на вечер. Я отправилась к княгине пешком, с обоими детьми, кормилицами и переводчицей. Войдя во двор, окруженный высокими стенами, я увидала множество татарок в блестящих нарядах. Княгиня, с семнадцатилетней дочерью Салтанетой встретила меня на крыльце с восточными приветствиями. Длинные черные волосы княжны были заплетены в две косы, спускавшиеся чуть не до колен, в них вплетены были золотые талисманы, привезенные из Мекки дервишем, на голове ее надета была маленькая шапочка пунцового бархата.

По приглашению княгини мы вошли в гарем, за нами все татарки. Это была довольно большая комната, разделенная на две неровные половины легкими колоннами. Княгине подали трубку с длинным черешковым чубуком, — предложили и мне, я отказалась.

Княгиня через переводчицу расспрашивала меня, зачем мы в Крыму и долго ли пробудем... Княжна меня усердно потчевала. Она говорила довольно хорошо по-русски и подарила мне стихи своего сочинения на татарском языке.

Прощаясь с нами, княгиня звала меня к себе обедать и ужинать и вместе с княжной проводила в сени. Кормилицы несли на руках полусонных детей. Перед нами и за нами мелькали в темноте закутанные в белые покрывала татарки. Накрапывал крупный дождь; осторожно ступая по мокрым камням неровной мостовой, мы пробирались во дворец. Мимо нас пронеслась на татарских лошадях кавалькада путешественников с накинутыми на плеча бурками и дам, завернутых в мантии.

Документы свидетельствуют

Более четырех веков насчитывает история Нижегородской ярмарки. Время ее проведения традиционно приходилось на летнее время. Предлагаем вашему вниманию один маленький эпизод из жизни главного всероссийского и мирового торжища на Волге, запечатленный ровно сто лет назад в августе 1913 г. на страницах газеты «Нижегородец».

В самом пекле Самакатов [площадь с балаганами и каруселями на ярмарке], над средней дверью, вместо лаконичной надписи «номера» висит плакат: «Спектакли труппы „Сайяр“. Татарский театр». В России мусульманскому театру от роду несколько лет. Как не заглянуть? Зашел и забыл, что на Самакатах. Другим духом повеяло. Татарского языка я не понимаю, не беда — можно расспросить соседа в тюбетейке: он объяснит все, что мне непонятно, на чистом русском языке.

— Да вы татарин? — А что?

— Да акцента не слышно? — Я гимназию и университет кончил...

Зрительный зал довольно большой, набит битком. Татары, туркмены, кокандцы... татарки с поднятыми над лицом ференджэ. На руках у многих грудные дети. Детвора в маленьких расшитых золотом шапочках шумит и в ложах. По партеру разносят сласти.

Актеры и актрисы — мусульмане. Автор пьесы — татарин. Действие в татарском быту. И на сцене развертывается не шутка какая-нибудь, а трагедия пробужденного национального сознания. Отцы-либералы вросли прочными корнями в чужую культуру. А дети, встревоженные мировыми судьбами ислама, плетутся к историческим ключам народной веры и быта...

Молодо, свежо, ах, как хорошо! Много ли в России магометан? — больше пятнадцати миллионов! Что мы знаем об их жизни? Не много. Побывав в татарском театре, я будто в глубокий темный колодец заглянул. Сначала 1905 год в России, потом 1909 год в Турции. И вот, как далекий последний отзвук, этот татарский театр в пекле дешевого ярмарочного разгула.

Книжная полка

Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные статьи из периодических изданий за первое полугодие этого года.

Бородкина Н.В. Франция — Алжир: от политической риторики к политическим действиям (конец XX — начала XXI вв.) / Наталия Вячеславовна Бородкина // Азия и Африка сегодня. — 2013. — № 6. — С. 30-35.

Вайнштейн Г.И. Ислам в городском пространстве и в общественном сознании Европы // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — № 6. — С. 29-37.

Ихсаноглу Э. О настоящем и будущем Организации исламского сотрудничества // Международная жизнь. — 2013. — № 7. — С. 6-16.

Люкманов А. Российские мусульмане и «арабская весна» // Международная жизнь. — 2013. — № 2. — С. 85-102.

Паин Э. Иноверцы и инородцы: способна ли демократия противостоять исламофобии / интервьюируемый Эмиль Паин, беседовала Ирина Доронина // Дружба народов. — 2013. — № 1. — С. 174-187.

Шихсаидов А.Р. «Это записи, которые дошли до наших дней от далеких предков»: рукопись на арабском языке из Дагестана // Исторический архив. — 2013. — № 2. —
С. 169-198.

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

Как нужна для жемчужины полная тьма —

Так страданья нужны для души и ума.

Ты лишился всего, и душа опустела? — 

Эта чаша наполнится снова сама!

Омар Хайям

Даты и события АВГУСТА

8 — Ураза-байрам, праздник разговенья.

9 — Международный день коренных народов мира.

11 — День туркменской дыни.

14 — 100 лет со дня рождения Салмана Биктимирова (1913-1971), Героя Советского Союза.

15 — 120 лет со дня рождения Шайхулы Алкина (1893-после 1918), татарского писателя, общественного деятеля.

17 — 105 лет со дня рождения Зиновия Исхакова (1908-1958), Героя Советского Союза.

23 — День воинской славы России. Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943).

31 — День памяти жертв репрессий в Узбекистане.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.