Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре № 8(214) /2013/ — Шейх Равиль Гайнутдин. «Введение в шариат»
13.09.2013

Шейх Равиль Гайнутдин. «Введение в шариат»

«Ислам минбаре» представляет вниманию читателей избранные части из готовящейся к изданию книги шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»

Шариат — это закон жизнеустройства, никоим образом не отделенный от религии. Об этом свидетельствует даже сам факт именования в исламе термина «религия» как «дин». Это слово знакомо практически каждому мусульманину с детства, но не всем известно, что корневое значение термина «дин» близко к таким понятиям, как «суд, долг, обязанность, подчинение». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что «дин» означает «религию» как «закон, которому подчиняются те, кто его исповедует». То есть мусульмане исповедуют ислам, подчиняясь его законам, тогда как представители других конфессий исповедуют свои религии и соответственно подчиняются собственным религиозным законам.

Таким образом, шариат действует лишь в отношении принявших его — т. е. мусульман. Представители же других конфессий законам шариата могут не подчиняться, повинуясь своим религиозным канонам. Такое положение четко прописано в исламском законодательстве и идет со времен Посланника Аллаха (мир ему) и праведных халифов (да помилует их всех Всевышний Аллах).

Однако это не означает, что законы шариата никак не пересекаются с законами других конфессий. Даже современные светские законодательства частично имеют в своей основе схожие нормы и правила, ибо без некоторых из них жизнеустройство общества обречено на хаос и анархию.

Даже малое задействование шариатских предписаний заметно отражается на здоровье нации. Так, в подавляющем большинстве мусульманских стран практически полностью отсутствуют такие проблемы, как алкоголизм, наркомания, отсутствие института семьи, брошенные дети и многое другое. Тогда как в нашей стране вследствие только этих пороков происходило ежегодное сокращение численности почти на один миллион человек. Европейцы, американцы и азиаты, учась на своих ошибках, в некоторых случаях фактически начинают копировать исламский образ жизни, хотя и не осознают этого. Можно не любить ислам или мусульман, но нельзя отрицать того, что многие исламские принципы как нельзя лучше помогли бы решить многочисленные проблемы современных обществ. При этом конечно, перенимать опыт следует грамотно и постепенно, и такой подход в исламе также изначально заложен.

Исторические факты свидетельствуют о том, что с приходом ислама началось постепенное искоренение мешающих дальнейшему развитию человеческой цивилизации грехов и пороков. Однако изменения шли именно постепенно, и такой подход присутствовал в исламе с самого начала. Если начать изучение истории развития ислама, то обнаружится, что все запреты или предписания ниспосылались Всевышним Аллахом так, как это было наиболее мудро и рационально.

Так, запрет на употребление «того, что опьяняет и дурманит» произошел отнюдь не сразу, а в течение нескольких этапов. Поначалу запрета не было вовсе, но сподвижники спрашивали об этом Пророка и обращались к Всевышнему Аллаху с мольбами разъяснить ситуацию. Тогда Господь ниспослал аят: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них обоих — великий грех, и хотя есть в них и польза для людей, но греха в них больше, чем пользы» (сура «аль-Бакара», аят 219). Через некоторое время Создатель ниспослал новый аят: «О, уверовавшие! Не приближайтесь к молитве, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите...» (сура «ан-Ниса», аят 43). И лишь затем, когда общество оказалось готовым к полному запрету, были ниспосланы аяты: «О, уверовавшие! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же их — быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Так неужели же вы не прекратите?» (сура «аль-Маида», аяты 90–91).

Конечно же, история ниспослания данного запрета не означает, что сейчас можно кому-либо выдать разрешение на временное употребление алкогольной продукции. Но и начинать свой призыв к исламу с оглашения этой темы тоже не разумно. Всевышний Аллах показал нам пример постепенного призыва, хотя Он мог предписать фарды (обязательные предписания) и запретить харам (запретное) сразу в один момент. И если следовать сути (а не буквальной трактовке) такой постепенности от Аллаха, то добиться успеха в проповеди будет гораздо легче. Суть же заключается в первостепенности одних предписаний, и постепенном, пошаговом донесении других аспектов исламского вероучения.

В качестве другого подтверждения необходимости соблюдения постепенности хотелось бы привести и такие слова одной из «матерей верующих»: «Поистине, из того, что ниспосылалось из Корана, первой была ниспослана сура из числа коротких сур, в которой упоминается о Рае и Аде. Когда же люди пришли к исламу, было ниспослано о разрешенном и запрещенном. И если бы вначале был ниспослан запрет на употребление алкоголя, то люди сказали бы, что они не откажутся от него...» (Аль-Бухари).

Правило соблюдения постепенности сильно помогало мусульманам в прошлом, а сегодня оно стало еще более важным и актуальным. В связи с этим крайне важно соблюдать Сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в области приоритетности и постепенности. Мусульмане каждого отдельно взятого региона должны осознавать, в какое время и в каком месте они живут. Едва ли кто станет спорить с тем, что положение мусульман Ирака отличается от жизни их братьев по вере в Азербайджане. Еще сильнее проходят различия с мусульманскими общинами, находящимися в меньшинстве, которые тоже неоднородны и по количеству, и по своим возможностям. Можно даже провести некоторую параллель с разными периодами жизни первых последователей ислама: часть современной уммы соответствует мекканскому, часть — мединскому. Именно это и показывает нам Посланник Аллаха (да пребудет над ним мир): «Не доводи дело до того, чтобы наскучить людям Кораном, и не подходи к ним, если видишь, что они заняты своими разговорами. Станешь рассказывать им — наскучишь. Но прислушайся: если они попросят тебя, то рассказывай — значит, им хочется слушать» (аль-Бухари).

Нельзя упускать из внимания и тот факт, что современная эпоха сильно отличается от прежних времен. Такое новое положение уммы, когда сначала многие из регионов оказались под колониальным управлением, а затем стали независимыми, но население во многом оказалось оторванным от исламских знаний, практически не имеет аналогов в истории. И абсолютно точно такой ситуации не было ни во времена Пророка, ни во времена праведных халифов (да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах), ни даже позднее едва ли не до монгольского нашествия. Следовательно, налицо полное изменение ситуации. В связи с этим существует два основных подхода к этой проблеме:

— Не учитывать эти обстоятельства вообще. Как следствие, происходит конфликт с большей частью мусульман, что подразумевает невозможность успеха исламского призыва. Такой подход входит в противоречие с одним из правил шариата — «недопустимо такое устранение вреда, которое ведет к еще большему вреду»;

— Учитывать ситуацию. Это подразумевает отношение к окружающим в зависимости от конкретных обстоятельств, беря за основу соответствующие ситуации из разных исторических периодов и регионов, ставя при этом такие же цели, какие ставил Пророк и его последователи.

Важно понимать, что российское мусульманское сообщество после многих лет оторванности от исламских знаний находится в состоянии, близком к невежеству. И двадцати лет для восстановления утраченных позиций явно не хватило. К тому же в течение этого последнего периода времени антиисламская пропаганда только набирала обороты, что не могло не сказаться на мировоззрении как самих мусульман, так и всех жителей России.

Целью ислама Пророка Мухаммада и его сподвижников (да пребудет над ними Господня милость) не являлось навязывание своих убеждений, о чем свидетельствует множество фактов, в т. ч. известный аят Корана: «Нет принуждения в религии». Стремление первых мусульман было лишь в одном — донести до всех без исключения весть о последнем Откровении Аллаха, весть о пути, которым Он призывает следовать, если мы хотим достичь относительного счастья в мире этом и окончательного благополучия в мире вечном. Но для этого должны были пройти определенные этапы развития и определенный период времени. В этом и есть основная цель той приоритетности и постепенности, которые изначально были заложены в исламе. Об этом и говорил Посланник Аллаха: «Облегчайте, а не затрудняйте...» (аль-Бухари).



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.