Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 6–7(212–213) /2013/ — Мозаика
10.07.2013

Диалог цивилизаций

По страницам «Губернских ведомостей»

«Губернские ведомости» — название официальных правительственных газет, издаваемых в российских губерниях. Указ Сената об издании ведомостей вышел в октябре 1830 г., но не был реализован. С 1838 г. газета стала выходить в 42 губерниях, среди них — Оренбургская, Рязанская. Позднее она в разное время появилась в большинстве губерний и областей и выходила до 1917 г. Интересна и содержательна была неофициальная часть газеты, представляющая и сегодня огромный интерес у исследователей, краеведов. Страницы ведомостей освещали и жизнь российских мусульман. Так, в декабре 1860 г. редактор газеты «Рязанские губернские ведомости» протоиерей Николай Глебов опубликовал свою статью о значении поста в жизни мусульман «Месяц Рамазан у касимовских татар». В 1871 г. «Оренбургские губернские ведомости» напечатали интересную заметку о праздновании поста в Уфимской соборной мечети, свидетелем торжеств был главный редактор П. Н. Чеглоков.

Месяц Рамазан у касимовских татар

...Лучшие мусульмане, в силу свойственных каждому человеку благочестивых порывов духа, стараются придать механизму поста внутренний смысл, освятить его нравственною святостью своего сердца. Так лица, преимущественно из стариков, проводят время поста в благоговейном чтении Алкорана, в духовных размышлениях о святых предметах и в молитве, более набожные даже заключаются дня на два или на неделю в мечеть для богомыслия; откуда не выходят даже ночью для еды: такое состояние называется у мусульман игтикяф <...>

Ученые утверждают, что кто строго постился в продолжении Рамазана, от могилы того несется благовонный запах, по которому можно узнать постника; а в светлых чертогах рая ангелы будут ходить пред постниками с различными напитками и яствами, говоря: «Правоверные постники, ешьте и пейте, что захотите: Господь дает нам все это за то, что вы в мире, когда другие объедались и упивались, — голодали и жаждали». Если в рамазановские ночи правоверный будет в опасности проспать молитву — ангел явится к нему с неба будить его, увещевая встать для хвалений Всевышнего. Правоверный послушается кроткого голоса ангела, будет одеваться, а ангел в это время обращается с мольбой к Богу о мусульманине: «Господи, дай ему за гробом райские одежды»; правоверный будет надевать сапоги, а ангел говорит: «Господи, укрепи ноги во время пути его по мосту — сират», чрез который всякий должен будет идти на том свете в рай; правоверный будет умываться, а ангел за него просить Нелицеприятного и Всеблагого: «Господи, убели лице его и душу на страшном суде» <...>

Ночь аль-кадра бывает в двадцать седьмые сутки месяца Рамазана. С именем — лейлятун-аль-кадр связано для мусульманина столько святого и столько благодеяний в отношении к миру и роду человеческому, что этого ни словом нельзя высказать, ни пером изобразить: чувство человеческое шире человеческого слова, но и оно может обнять только нечто из того, что благодетельного принадлежит ночи аль-кадра.

В эту ночь Господь прощает грехи особенно важные, которые в другое время неудоборазрешимы; это суть: пьянство, неуважение к родителям, ссора с родственниками. Кто из правоверных в эту ночь воссылает к Богу прошения и моление, того молитва равна будет тысячемесячной молитве. Никто из чтителей ислама не может во весь год наслаждаться душевным, семейным и общественным счастием и телесным здоровьем, если ночь аль-кадр проведет без должного благоговения и без исполнения священных обрядов, требуемых верою для блага самого человека. В великую ночь Рамазана божественная благодать миллионами струй течет с неба на исповедников мухаммеданизма и страны ими населяемые. Неудивительно после этого, что при слове: лейлятун-аль-кадр, глаза набожного мусульманина всегда загораются каким-то электрическим блеском духовного блаженства и слезы неизъяснимого сердечного восторга готовы бывают ручьем брызнуть из них.

Но вот уже последняя четверть Рамазана приходит к концу; луна своими маленькими рожками уже обращена к западу, а не к востоку. С благоговейным взором во вне и священным трепетом внутри правоверный мусульманин следует за постоянным умиранием священного месяца: он уже привык к дневной жажде и дневному голоду, и ему будто жаль расстаться с дорогим сердцу временем поста и покаяния; а время все бежит и бежит; на вечер должен наступить торжественный праздник Байрам.

Последовало рождение луны месяца Шагбана. Рамазан кончился. Открывается Байрам — праздник, в который мусульмане слагают с себя бремя поста и три дня ликуют на всей свободе. Ночью все мечети освещаются самым ярким образом, огнями всех сортов и родов; физиономии мусульман принимают какое-то светло-торжественное выражение. С вершины иллюминованного минарета раздается сильный и звучный голос муэдзина: «Бог велик, Бог велик, Бог велик; нет бога, кроме Бога, и Мухаммед пророк Его; идите на молитву, идите ко спасению; молитва лучше сна», правоверные спешат в осветленные мечети для намаза; все одеты в лучшие одежды, и лучшие чалмы на их головах.

Вечер Рамазана в Уфимской соборной мечети

У магометан время поста весьма уважается, и нехождение в мечеть наказывается презрением; даже дети с семилетнего возраста подготавливаются к буквальному исполнению поста ураза. Конечно, в семье не без урода: есть и между магометанами свои отступники и нигилисты, но они составляют редкое исключение, и свое посещение мечети скрывают весьма тщательно. Несоблюдение поста разрешается только в болезнях, или случаях исключительных.

В настоящий пост ураза я имел случай, по приглашению Высокостепенного Оренбургского Муфтия, быть в Уфимской соборной мечети во время вечернего моления (ясых); это моление в течение поста ураза отличается от обыкновенного ясых, совершаемого ежедневно целый год, — прибавлением чтения Корана с промежуточными коленопреклонениями, это прибавочное богослужение называется таравих.

Кроме особенности богослужения, которое — должно отдать справедливость, совершается у магометан с полным благоговением и сосредоточенностью, — обратило на себя мое внимание довольно редкое явление мнемоники: Коран читал наизусть слепец, который выучил его по слуху от доски до доски и читает его так бойко и толково, как иной зрячий и по книге не прочитает. Чтец этот слепой с младенчества (вследствие оспы), по имени Абдулкабир, приезжал по приглашению муфтия из Стерлитамакского уезда, из деревни Стерлибаша, рассадника магометанских мулл Оренбургского края. Абдулкабир, будучи с младенчества слепым, усидчивостью, трудом, а главное терпением и памятью, выучил наизусть арабский Алкоран, состоящий из 400 листов большого формата убористой печати. В мое посещение читались главы (пара) из Алкорана 15 и 16, 17, 18 и 19, а прочтение всего Алкорана исполнено было Абдулкабиром в течение девяти вечерних молений (таравих).

Не зная ни арабского языка, ни Корана, я не могу судить о том: не сделал ли Абдулкабир ошибок в своем чтении, но по крайней мере слышал от магометан — знатоков Корана, что Абдулкабиром чтение исполнено безошибочно. Хвала и честь такому труженику, который хотя и обижен природой, однако ж достиг того, что своим знанием Алкорана служит правоверному люду, не оставляющему в свою очередь Абдулкабира без посильной помощи.

КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТАТ

В каждом человеке есть искра добра, которую не тушит пепел заблуждения, как бы он ни был густ. В каждом человеке остается частица любви и истины, как бы он ни погряз в злодеяниях, насколько бы ни ушел с прямой дороги.

Амин ибн Фарис Рейхани (1876-1940) — ливанский писатель

Даты и события

Июнь

95 лет со времени создания Мусульманской военной коллегии (Пермь, 1918).

16 — 125 лет со дня выхода высочайшего повеления императора Александра III «О введении образовательного ценза для духовных лиц магометанского исповедания по округу Оренбургского духовного собрания» (1888).

Июль

4 — 20 лет со дня выхода газеты «Татарские новости» (1993).

6 — 135 лет со дня рождения Садри Максуди (1878-1941), татарского общественного и государственного деятеля.

9 — начало поста Рамазан.

10 — 90 лет со дня проведения съезда мусульманского духовенства (Уфа, 1923).

90 лет со дня рождения Хамита Гадельшина (1923-1999), Героя Советского Союза.

19 — 195 лет со дня рождения Ильи Березина (1818-1896), русского востоковеда.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.