Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 6–7(212–213) /2013/ — К 190-летнему юбилею Исторической мечети Москвы
10.07.2013


Историческая мечеть в Замоскворечье. Снимок 1884 г. Альбом Найденова

Документальное упоминание о действующей мечети в Татарской слободе относится уже к 1712 г. В челобитной толмачей и переводчиков на имя Петра I говорится о просьбе официально утвердить нового муэдзина Ашира Кадкеева в связи со смертью в 1711 г. предыдущего имама Ходжмакула Таберова. Эта же мечеть упоминается и в переписи 1744 г., которая содержит и другую интересную запись о наличии при ней «мечетного сторожа» Кутлымамета Авдулова. В начале ХIХ в. там же возник Магометанский молитвенный дом. Наконец, в 1820‑х гг. здесь была построена каменная мечеть, которая долгое время была единственной мечетью в Москве; сегодня она носит название Исторической мечети.

Долгое время локализовать точное месторасположение мечетей Замоскворечья и определить хронологические периоды их жизни было невозможно. Однако благодаря новым исследованиям мне удалось разрешить эти загадки.

Более 10 лет тому назад я уже работал с Переписной книгой 1744 г. Результаты дворовой переписи четко показали факт наличия мечети, но применить их в привязке к определенной местности я не мог — не хватало нужных данных. Теперь я попытался еще раз проанализировать эти данные, картографировав владения в районе Татарской слободы. Размеры каждого участка, указанные в саженях и аршинах, переводились мною в метрическую систему, затем я прорисовывал их в соответствующем масштабе на чертежной миллиметровой бумаге. Общий топографический ориентир был взят на основе Горихвостовского плана Москвы 1768 г. В результате не без проблем удалось картографировать почти весь район Татарской слободы и лежащие рядом с ней местности. Оказалось, что искомая мечеть в 1744 г. располагалась в квартале Старые Толмачи, на углу Татарской улицы и Старо-Толмачевского переулка (ныне Большая Татарская ул., д. 20, стр. 2). Мечеть находилась на дворе Муртазы Тевкелева — переводчика Посольского приказа, неофициального лидера мусульманской общины Москвы. Однако впоследствии Тевкелевы большей частью переехали в Петербург. А история Татарской мечети в Старых Толмачах (назовем ее мечеть № 1) прослеживается до середины XVIII в. Впоследствии она была перенесена в другое место.

В московских архивах сохранился ряд интересных документов начала XIX в. В частности, в 1816 г. генерал-губернатор граф А. П. Тормасов дал поручение чиновникам разобраться в вопросе: была ли прежде в городе мечеть, когда и при каких обстоятельствах она прекратила свое существование. Свидетели показали, что мечеть располагалась на участке князя Сулмамета Семенеева, который впоследствии был продан купцу Щукину. Время ее действия указано довольно четко — после чумы, случившейся в начале 1770‑х гг., она прекратила свое существование. То есть речь идет как раз о следующей мечети (присвоим ей № 2), которая заменила местным мусульманам богослужебное здание в Старых Толмачах.

Местность, где находилась мечеть № 2, являлась частью Конюшей Овчинной слободы. Судя по воспоминаниям очевидцев от 1816 г., которые ее посещали, это было отдельно стоящее здание, а не часть дома Семенеевых. В этой мечети имамом был некий казанский мулла, имя которого не сохранилось. Современный адрес мечети № 2 — Большая Татарская ул., д. 9 — точнее, лишь трехэтажный особняк, который выходит непосредственно на улицу и отделен от основной части этого огромного здания коридором. Сейчас здесь располагаются офисы различных компаний, а в советское время размещались промышленные предприятия.

Религиозное сознание превалировало в обществе той эпохи, и коллективная память мусульман должна была способствовать сохранению знаний об утраченных религиозных символах, находившихся в доступной близости. Вся документация, сохранившаяся в архивах и посвященная строительству мечети в Татарской слободе в начале XIX в., именно об этом и говорит. Помнил ли кто-то о расположении мечети № 1? Несмотря на то, что это земельное владение в Старых Толмачах длительное время не принадлежало мусульманам, они все равно стремились обустроить свое молитвенное место именно здесь, на земле старой мечети. И однажды это им удалось. Упоминание об этом богослужебном здании имеется в одном из «Указателей жилищ и зданий» Москвы 1820‑х гг. На участке 281, расположенном в самом углу Старых Толмачей (точно там, где находилась мечеть № 1), значится Магометанский молитвенный дом. Теперь становится понятным, что размещение двух мечетей, существовавших с разрывом в 70 лет, в одном и том же месте, не может быть случайным совпадением — кто-то в общине восстановил правду в вопросе о месторасположении старинного мусульманского храма.

Это владение выкупил купец Хасан Мангушев — выходец из рода мурз из села Камкино Нижегородской губернии. Полагаю, что легенда, бытующая среди камкинцев об одном знатном и богатом уроженце этого села, который «занимался восстановлением Москвы после пожара 1812 г. », имеет отношение как раз к Х. А. Мангушеву. В качестве Магометанского молитвенного дома (назовем его мечетью № 3) домовладение Мангушева функционировало вплоть до открытия нынешней Исторической мечети. Это было здание в стиле ампир размером 4 на 8 сажень, выстроенное из дерева и камня, двух- и частично трехэтажное. У здания не было минарета, роль которого, по всей видимости, выполнял третий этаж в центральной части дома: со слов священника близлежащей церкви Никиты Мученика сообщается, что мусульмане «в известные времена громким голосом с возвышенных мест созываемы были к своим обрядам».

Несмотря на название «молитвенный дом», сами мусульмане, очевидно, считали это здание Соборной мечетью. Никак иначе невозможно объяснить статус имама, выходца из Башкирии С.-М. Асхапова в документе от 1821 г. — «имам-джами», в переводе с арабского «имам Соборной мечети».

Итак, Магометанский молитвенный дом (мечеть № 3, или мечеть Мангушева) продолжил традицию существовавших в XVIII в. старинных мечети № 1 в Старых Толмачах и мечети № 2 в Овчинной слободе, и сам, в свою очередь, послужил предшественником постоянной каменной мечети, которую мы называем сегодня Исторической.

Обращает на себя внимание личность нового мецената, построившего мечеть № 4. Это «московский купец 1‑й гильдии из бухарцев» Назарбай Алибаевич Хошалов (вследствие ошибки в документации XIX в. его фамилия часто писалась как Хашалов, Хашхалов и даже Хамалов). Он смог сделать то, чего не смогли другие, как раз по причине своего независимого статуса и колоссального состояния — он был миллионером. Н. Хошалов выкупил землю в Татарской слободе не позже лета 1823 г. В июле-августе 1823 г. братья Хошаловы находились на Нижегородской ярмарке. Сразу после их возвращения в Москву в августе 1823 г., не дожидаясь окончательного разрешения властей на постройку именно мусульманского храма, на их участке началось возведение каменного одноэтажного здания нынешней Исторической мечети.

Встревоженный этим обстоятельством 9 сентября московский архиепископ Филарет задал вопрос новому генерал-губернатору Москвы князю Дмитрию Голицыну: «Действительно ли от начальства на строение мечети дано позволение, и с таким ли обязательством, чтобы сего столь чуждаго богослужения публичных оказательств, каков публичный крик [азан], не было, согласно с известными секретными постановлениями о веротерпимости?»

Через четыре дня Д. В. Голицын издал несколько постановлений по вопросу строительства мечети: «Татарское общество допустить к построению дома для богослужения можно, но с тем, чтобы дом сей, будучи обыкновенного вида с прочими обывательскими домами, не имел снаружи ни малейшего признака мечети... Чтобы отнюдь дом сей строим не был в виде мечети, [далее дописано] и не назывался бы мечетью».

Мусульмане были вынуждены согласиться с ультиматумом. Понятно, что никакого разрешения императора на строительство мечети не было; ни о каких заслугах татар или прочих мусульман перед престолом в войне с Наполеоном говорить в этой связи не приходится; никакого уважения к исламу в этих документах не найти при всем желании. Нет ничего более далекого от истины, чем приписывание имперским властям «подарков», которые они и не думали делать. На мой взгляд, самый оптимальный путь к построению реального добрососедства между разными народами и конфессиями — отказаться от ложных оценок нашего прошлого, отринуть ошибки предков и не повторять их в будущем.

Дамир Хайретдинов,
главный редактор



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.