Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №4 (197) /Апрель 2012/ — Противостояние современным хариджитам. Концепция ирджа
24.04.2012


 

Газета « Ислам минбаре » продолжает знакомить читателей с готовящейся к выходу книгой « Ханафитская акида . Основы исламской теологии » муфтия шейха Равиля Гайнутдина . Книга будет издана в честь 25­ летия служения муфтия предстоятелем Московской Соборной мечети .

Термин «акида» (произносится как «акыда»), означающий вероубеждение, доктрину, является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения; акида образует особое научное направление в исламском богословии. Основу акиды с точки зрения суннитских мазхабов составляют шесть формул вероисповедания, изложенные в Коране (в частности, в аяте 177 суры «аль-Бакара») и хадисах  Пророка (мир ему). Слова вероисповедания звучат следующим образом: «Верую в Аллаха (т. е. Бога Единого), Его ангелов, Его Писания, Его посланников, в Последний день, в предопределение добра и зла Аллахом Всевышним».

В развернутом виде акида представляет собой изложение позиции той или иной правовой школы или автора по основным вопросам религии. Наиболее известные сочинения по суннитской акиде принадлежат перу имамов Абу Ханифы, ат-Тахави, аль-Ашари, аль-Матуриди, Ахмада ибн Ханбала, аль-Газали и др. Каждый из авторов излагал свое видение принципиальных вопросов вероубеждения мусульман, в т. ч. опираясь на труды своих предшественников.

 

 

Основы мусульманского вероубеждения

Основа мусульманской доктрины заключается в утверждении Единобожия и демонстрации его важности. Мусульмане убеждены в том, что только Аллах достоин поклонения и именно перед Ним необходимо проявлять смирение. Смирение (Ислам) перед Богом — это вера в то, что нет никакого бога, кроме Аллаха, и приведение в соответствие с этим своих слов и дел. Из этого вытекает необходимость объяснения не только смысла Единобожия, но и демонстрации того, как нужно жить в соответствии с ним. Всевышний Аллах связал смирение перед Ним со смирением перед Его Пророком. Одного знания недостаточно для веры — знанию должны сопутствовать преданность и смирение.

Аллах — собственное имя Бога. Лексически арабское слово «Аллах» и особенно «Аллахумма» (используемое при обращении к Богу) идентичны древнесемитскому «Элохим» — слову, известному из Библии. Хотя в русской литературе и в востоковедении утвердилось представление об употреблении слова «Аллах» исключительно мусульманами, в действительности христиане Ближнего Востока используют это слово в аналогичном значении. Слово «Аллах» со времен Средневековья включалось в титул православных антиохийских патриархов.

 

Книжная серия «Ханафитское наследие» Издательского дома «Медина». www.idmedina.ru

В основе доказательств существования Всевышнего Аллаха, являющегося Творцом, лежит факт существования сотворенного. Всевышний Аллах неоднократно подчеркивает невозможность появления сотворенного из ничего: «Или они сотворены сами по себе? Или, может, они сами являются творцами? А может, это они сотворили небеса и землю?» (Коран, 52:35–36). Несмотря на широкое развитие науки и различных технологий, на эти и другие подобные вопросы вразумительного ответа со стороны апологетов атеизма не сформулировано.

Учение о единстве Аллаха («таухид») является основным постулатом Ислама, на котором базируется весь комплекс богословской, правовой, культурологической и мировоззренческой систем мусульман. С точки зрения монотеистического мировоззрения осознание принципа «Нет бога, кроме Единого Бога» является первым и самым важным шагом на пути к Единобожию и вечному спасению. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Воистину, Аллах запретил огню касаться того, кто скажет: „Нет бога, кроме Бога Единого“, — стремясь к лику Аллаха».

Понятие таухида включает в себя также веру в то, что лишь Аллах обладает самыми прекрасными именами («аль-асма аль-хусна») и самыми лучшими эпитетами («сыфат»). В Коране Аллах описывает Себя через ряд имен, помогающих творениям хотя бы поверхностно познать сущность Всевышнего Аллаха и осознать Его величие. При их изучении открывается, что Аллаху принадлежат все прекрасные качества и свойства, и Он пречист от всего того, что Ему приписывают.

Считается, что количество имен Аллаха — 99, однако это не совсем так. В хадисах действительно упоминается эта цифра, но Пророк Мухаммад (мир ему) не ограничивал ею имена Аллаха: «Поистине, у Аллаха Всевышнего есть 99 имен, — сказал Пророк (мир ему), — и кто их выучит, узнав их значение, и будет часто повторять их, тот войдет в Рай» («Сахих» аль-Бухари). Очевидно, что окончательной цифры имен Аллаха просто нет, т. к. все лучшие качества и свойства, которые только существуют, принадлежат Всевышнему Аллаху, а таких качеств — огромное количество.

Особенности ханафитской акиды

По формуле Абу Ханифы, суть мусульманского вероубеждения обозначена следующим образом: «Никого из людей киблы (т. е. мусульман) не обвинять в неверии из-за греха; ни в ком не отрицать веру; призывать к доброму и удерживать от дурного; знать, что постигшее тебя не должно было пройти мимо, а прошедшее мимо не должно было тебя постигнуть (т. е. верить в предопределение); не отрекаться от сподвижников Пророка (мир ему), а дело Усмана и Али (т. е. разногласия) оставить на суд Всевышнего Аллаха».

Противостоя экстремисткой идеологии, в том числе идеологии такфира (т. е. обвинений в неверии), мусульманские ученые отстаивали принципы Божественного милосердия и прощения. При этом следует понимать, что Абу Ханифа был осторожен в вопросе обвинения грешников в неверии не потому, что он допускал грех, но потому, что он не считал себя вправе вершить над человеком Божий суд. Будучи сам величайшим подвижником благочестия, Абу Ханифа как никто другой осознавал опасность греховного образа жизни. Он прекрасно видел пагубность греха и все же настаивал, что вердикт о внутреннем мире человека может выносить только Всевышний Аллах.

Абу Ханифа не спешил обвинять в неверии даже тех, кто прямо заявлял о своем собственном неверии, ибо такие заявления могли быть ложными и необоснованными, и потому подлежат тщательной проверке. Подобная осторожность стала основополагающим богословским принципом Абу Ханифы и всей ханафитской школы. Существует немало хадисов, согласно которым было велено ни о ком не говорить, попадет он в рай или ад, простит Аллах кого бы то ни было или нет. Ученый как никто другой понимал, что концепция ирджа (т. е. надежда на спасение и оставление этого вопроса на суд Всевышнего Аллаха) — это тот самый механизм, который способен остановить негативные последствия такфира и привести к согласию и единству.

В современных условиях, когда приоритетным вопросом стал поиск путей единения различных мусульманских толков и идейных течений, в концепции ирджа также скрыт пока еще неоцененный потенциал. Более того, лишь с позиции ирджа возможно вести межрелигиозный диалог с представителями любой конфессии, не допустив при этом экуменической мутации.

Учение об ирджа актуально сегодня во многих отношениях. И в первую очередь данная концепция должна противостоять экстремизму и терроризму. Несмотря на то, что первые такфиристы — хариджиты — исчезли с исторической сцены, логика их богословского мышления продолжает жить и в наши дни. Даже последователи некоторых политизированных движений, провозглашающих ненасильственные методы в своей деятельности, порой идеологически следуют данной разрушительной логике.

Как у нас в стране, так и за рубежом нередко терроризм вершится под знаменами Ислама. Чем, как не логикой такфира, руководствуются их исполнители, которые борются якобы за «чистоту Ислама»?! Поэтому необходимо уделять пристальное внимание классическим богословским проблемам, получившим в наши дни новое звучание. Часть ученых, призывая отказаться от практики такфира, не предлагают качественной богословской альтернативы. Однако это сделал один из первых величайших мусульманских богословов — Абу Ханифа, сформулировав концепцию ирджа.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2020 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.