Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре №184 — Мусульманская община Ивановской области
15.04.2011

12 февраля ознаменовалось знаменательным событием в жизни мусульман Ивановской области: в торжественной обстановке в присутствии представителей местной власти, религиозных деятелей соседних регионов и областей, а также прихожан и представителей национально­культурной автономии татар области состоялось открытие молельного дома в городе Фурманов Ивановской области. В торжественном мероприятии приняли участие представители ДУМЕР во главе с первым заместителем председателя ДУМЕР Дамиром Мухетдиновым, который передал мусульманам города Фурманов искренние слова приветствия и поздравления председателя ДУМЕР и СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина. В свете этого знаменательного события предлагаем вам познакомиться с историей и современной жизнью мусульман Ивановской области.

Соборная мечеть г. Иваново

История мусульманской общины

Среди населения Ивановской области сохраняются устойчивые представления о двух деревнях Тейковского района как о некогда татарских. Имеются исторические сведения о проживании татар, в том числе служилых, в городе Юрьевце, Юрьевецком и Кинешемском районах и других населенных пунктах северо-востока области. В качестве отдельных локально-этнографических групп специалисты выделяют юртовских (в районе Юрьевца) и мугреевских татар. Обширный пласт тюрко-мусульманской топонимики также традиционно связывается с татарами.

Интенсивная миграция татарского населения в регион началась в период его бурного промышленного подъема в конце XIX века и продолжалась несколькими волнами в 1920–1930-е и 1950-е годы. С 1870-х годов действовало мусульманское кладбище в Иваново-Вознесенске, в 1910–1914 годах существовал нереализованный проект строительства мечети в Иваново-Вознесенске. Основными регионами происхождения татар-мигрантов того периода были Нижегородская область (в наибольшей степени села Камкино, Пошатово, Маклаково, а также Урга, Трехозерка, Семеновка, Уразовка и др.), Буинский и Чистопольский районы Татарстана, Ульяновская область (Старокулаткинский и соседние с ним районы). При этом новые переселенцы, приезжая к своим родственникам и землякам, чрезвычайно быстро адаптировались в новой для них обстановке. Большое число татар поселилось в частном секторе, где они собственными силами строили себе жилье. Таким образом в городе Иваново возникло 4 места компактного расселения татар в районах Глинище, Сортировка, Меланжевый, Ленинский путь, наиболее крупными среди них являлись два первых. При этом в районе Сортировки проживали главным образом нижегородские, а в Глинище — ульяновские и казанские татары.

В других городах также образовались подобные места компактного расселения татар. В Кинешме по одному из них даже возникла Татарская улица, имелась Татарская слободка в городе Юже.

В ряде школ городов Иваново, Кинешма и др. в 1920–1930-е годы существовали татарские классы. Особенно много детей обучалось в подобных классах школы № 17 города Иваново по улице 10 августа. В этот же период существовали татарские детские сады.

Статистика

Фярит Ляпин с мэром Иванова Александром Фоминым

В 1989 году в Ивановской области насчитывалось 9,9 тысячи татар (0,75% всего населения), они являлись третьим по численности этносом после русских и украинцев. Численность других традиционно мусульманских этносов не превышала 1 тысячи человек.

Согласно переписи 2002 года, в области проживало 8,2 тысячи татар (0,72% населения области) и около 500 близкородственных им башкир. Некоторое уменьшение численности татар по сравнению с 1989 года председатель Татарской национально-культурной автономии Ивановской области Ф.У. Ляпин объясняет частичной их ассимиляцией. Есть и иное объяснение: убыль татар почти не выходит за рамки процесса естественной убыли населения, характерного для данного региона. Кроме того, в межпереписной период среди татар области наблюдалась незначительная миграция в Москву, Московскую область и Татарстан. Татары обладают устойчиво высоким социальным статусом, обусловленным как хорошей степенью владения русским языком, так и высоким уровнем образованности. Во многом авторитет татар обусловлен наличием в области ряда успешных и популярных лидеров, таких как Ф.У. Ляпин и И.Ф. Салихов.

При оценке уровня религиозности татарского населения Ивановской области следует учесть прежде всего тот факт, что вся деятельность по организационному оформлению мусульманской общины в этом регионе велась исключительно татарами. Все без исключения имамы Ивановской области являются татарами, за исключением собственных шиитских лидеров у азербайджанцев. Неофициальные муллы советского периода также отмечены только из числа татар.

Общая численность представителей всех мусульманских народов составила по переписи 2002 года 16,8 тысячи человек (1,46% населения области). Кроме того, в последние годы наблюдается процесс прихода к исламу представителей немусульманских народов. Основной контингент принимающих ислам русских составляют образованные девушки и, значительно реже, юноши с четкой мотивацией жизненных целей, из обеспеченных семей. Причиной, побуждающих их к принятию ислама, является инфернальность окружающего их общества и стремление создать крепкую семью, подчиняющуюся устоявшимся жизненным правилам.

По данным активистов самой мусульманской общины, в 2002 году число мусульман в Ивановской области составляло уже 60 тысяч с тенденцией дальнейшего ежегодного роста. Разница с официальными данными может быть объяснена, например, неучетом в ходе переписи условно временных и трудовых мигрантов.

Жизнь татарской общины

Главной организацией является Татарская национально-культурная автономия Ивановской области, руководимая Ф.У. Ляпиным. Действует также ряд аффилированных структур: федерация национальной спортивной борьбы «Татарча корэш» Ивановской области, руководимая Р.М. Хаеровым; ивановская областная организация татарской молодежи «Нур» («Луч», руководитель Ш. Алиакбаров); ивановская татарская женская организация «Ак калфак».

Татары Ивановской области активно поддерживают и воспроизводят собственную национальную культуру. В Ивановской области вырос народный артист Татарстана Мунир Соколов. С 2003 года по настоящее время в областном центре действует единственный во всем ЦФО (за исключением Москвы) татарский театр-студия «Миллятем», базирующийся в областном театральном центре. Руководит им заслуженный артист России Мхамет Баширович Кашаев. Театр давал спектакли в Иванове, Москве, Казани и других городах. Известно о том, что в городских общинах не прерывались традиции культуры, основанной на исламских традициях. Так, интервьюируемые старших поколений утверждают, что еще в 1970-е годы среди выходцев из Нижегородской области исполнялись мунаджаты, хотя в самой Нижегородчине в этот период они уже почти исчезли.

В 1994 году в городе Иваново была открыта первая государственная воскресная татарская школа; преподавательские ставки в ней были выделены областной и городской администрациями. В настоящее время в г. Иваново действует татарская воскресная школа на базе государственной общеобразовательной школы № 18; руководит воскресной школой М.Б. Ляпина. Помимо татарского, в ней преподается арабский язык факультативно, для желающих — азербайджанский и афганский. На базе воскресной школы проводятся различные мероприятия, в том числе ученические конференции.

Сабантуй регулярно проводится в Иванове с 1994 года. Особо примечательной чертой ивановского сабантуя является то, что на нем не продается и не потребляется спиртное. Отдельно проводится детский сабантуй. Значительную часть финансирования сабантуя берут на себя областная и городская администрации. В настоящее время сабантуй в Ивановской области стал праздником общеобластного масштаба и служит пропаганде трезвой мусульманской культуры.

Азербайджанцы

Конкурс чтецов Корана в ивановской Соборной мечети

Вторым по численности мусульманским народом Ивановской области являются азербайджанцы, которых в регионе 3,2 тысячи человек (перепись 2002 года). Большая часть их происходит из Карабахской и Ленкоранской зон, что обуславливает преобладание шиитов. Для азербайджанцев-шиитов города Иваново отмечено празднование Ашура; в течение первых дней месяца мухаррам они устраивают собрания, украшением которых являются полутораметровые плакаты с надписью на арабском языке «О, Хусейн». В ходе собраний ведущий ведет проповедь на азербайджанском языке о жизни имама Хусейна. Мероприятие сопровождается чаепитием. Такие собрания до 2008 года регулярно проводились в частных домах местных азербайджанцев. В январе 2008 года по согласованию с председателем мусульманского религиозного объединения Ивановской области Ф. Ляпиным была предпринята попытка провести серию таких собраний в мечети, но ввиду жесткой позиции противодействия представителей некоторых общин подобная практика была прекращена. Фактов проведения траурной процессии в день Ашура, сопровождаемых самоистязанием, в Иванове не отмечено.

Некоторая степень обособленности способствует длительному сохранению языка и культуры. В последнее время наблюдается процесс интеграции азербайджанцев в мусульманскую общину Ивановской области, а через общину — и во вмещающий социум. Азербайджанцы с каждым годом принимают все более активное участие в жизни общины.

В настоящее время существует Ивановское областное отделение Всероссийского азербайджанского конгресса. Иваново посещают высокопоставленные представители Азербайджана. В школе с татарским этнокультурным компонентом № 18 открыты азербайджанские группы.

Народы Северного Кавказа

Крупной надэтнической общностью являются народы Дагестана, общая численность которых в области по переписи 2002 года составляла 1,8 тысячи человек. Среди них наиболее значительно представлены аварцы и табасаранцы (по 500 человек), что совершенно не соответствует соотношению этих народов в самом Дагестане. Вообще народы Южного Дагестана (табасаранцы, лезгины, агулы и рутульцы) больше представлены в дагестанской диаспоре в этом регионе, нежели у себя на родине; в совокупности они составляют немногим менее половины дагестанской общины области. Структура занятости ивановских дагестанцев достаточно разнообразна — имеются фермеры, предприниматели, строители, врачи, интеллигенция, руководители хозяйств. Степень религиозности у дагестанцев высокая, в основном на бытовом уровне.

Численность вайнахской этнической общности (чеченцы и ингуши) достигает 0,8 тысячи человек. Сфера их занятости — строительство, фермерство, предпринимательство. Религиозность высокая, на бытовом уровне. Вайнахи принимают активное участие в значимых религиозных мероприятиях, например организации ифтаров в Соборной мечети Иванова.

Представителей коренных этносов северо-западного Кавказа (кабардинцы, балкарцы, осетины-мусульмане, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и др.) в области сравнительно немного — 200 человек. 

Другие мусульманские этносы

Общая численность народов Центральной Азии по переписи 2002 года достигала 1,6 тысячи человек: более всего узбеков (700), далее — таджики, казахи, туркмены и др. В настоящее время в связи с усилившимся миграционным притоком из этого региона данные переписи нельзя считать достоверными. Наибольшую религиозную активность проявляют узбеки как представители наиболее (наряду с таджиками) исламизированного этноса в регионе. Именно узбеки ведут преподавание в организованном при мечети в Иванове центре подготовки Коран-хафизов, узбеки и таджики явились и его первыми выпускниками. Представители узбекской общины принимают активное участие и в других религиозных мероприятиях. В 2007 году при личной поддержке Ф.У. Ляпина было зарегистрировано узбекское национальное объединение Ивановского регионального отделения Ассамблеи народов России. Народы Центральной Азии имеют наибольший потенциал для дальнейшего прироста в данном регионе.

Из числа мусульман из стран дальнего зарубежья в первую очередь следует отметить афганцев (переписью 2002 года определяются только пуштуны — 147 человек). В воскресной школе № 18 существует кружок по изучению афганского языка. Несколько десятков арабов сыграли важную роль в процессах религиозного возрождения в области, занимая в свое время должности преподавателей основ ислама и арабского языка на курсах при мечети, в детских мусульманских лагерях и т. д. В области проживают также немногочисленные турки, персы, аджарцы, лазы, курды, крымские татары, таты.

Социальная жизнь

Первым официально зарегистрированным религиозным объединением мусульман в современности явилось РОМ «Махалля», выросшее из неофициальных общин советского периода (существовало в 1992–1997 годах, руководитель А.С. Якупов). После образования в 1997 году Мусульманского религиозного объединения (МРО) Ивановской области «Махалля» самоликвидировалась и полностью вошла в состав нового объединения, которое в настоящее время является единственной зарегистрированной мусульманской организацией в регионе. В 2003 году была построена Соборная мечеть г. Иваново (имам-хатыб Т.А. Сайфутдинов). Молельные дома имеются в городах Кинешма, Шуя, Фурманов, Тейково, Вичуга.

Важным показателем роста религиозности населения служит количество выезжающих совершить паломничество в Мекку. Выезд в хадж из Ивановской области начался лишь в 2000 году, когда
из региона было отправлено 2 человека. Значительный рост числа паломников, в том числе и из районов области — Кинешмы и Фурманова, произошел в 2007 (13 человек) и 2008 (20 человек) годах.

Мусульманская община Ивановской области является наиболее социализированной мусульманской общиной по всему ЦФО. Здесь достигнута высокая степень взаимодействия с властями всех уровней, что отражается на общественной жизни региона в целом. Крайне высока также степень интегрированности мусульман как внутри общины, так и во вмещающем сообществе. Данная община служит наиболее мощным институтом интеграции и адаптации новоприбывших мигрантов.

МРО активно сотрудничает с различными СМИ Ивановской области, Москвы, Татарстана, Костромы и т. д. С 2008 года работает сайт ивановских татар www.ivtat.ru — совместный интернет-ресурс МРО, областной Национально-культурной автономии татар и Союза татарской молодежи «Нур» Ивановской области.

Ахмед Макаров,
ответственный редактор серии словарей
«Ислам в Российской Федерации»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.