Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №91 — Финансы под зеленым стягом
05.03.2009

Обзор блогов и форумов за ФЕВРАЛЬ 2009 года

Деньги и религия

Арабский банкоматВвиду известных злоключений на мировом рынке тема финансового кризиса не перестает держать лидерство в блогах, а среди обсуждений возможных путей его преодоления первенство по-прежнему за исламским банкингом.

Блоггер Bonjoma_26810 (blogs.mail.ru) приводит в своем журнале статью Игоря Пономарева из «Национального банковского журнала» под названием «Финансы под зеленым стягом: исламские банки богатеют на фоне». Статья сама по себе не содержит открытий о принципах работы системы исламского банкинга, автор лишь излагает хорошо известные нашим постоянным читателям факты — о том, что ислам категорически запрещает финансировать деятельность, связанную с производством и переработкой свинины, торговлей алкоголем, а также с откровенно преступным бизнесом: проституцией, распространением наркотиков, порнографии и т. д., о том, какие механизмы используют банки, осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами шариата, выдавая кредит, и т. п.

Примечательно то, что автор делает это доступным для неподготовленного к финансовым тонкостям читателя языком, и это отличает эту конкретную публикацию от многих предыдущих, фигурировавших в Рунете до сих пор. Ну вот, например, цитата: «Выдавая исламский кредит — “мушараку”, банк выступает как участник дела заемщика и делит вместе с ним и прибыли, и убытки. При кредитовании покупки дома банк становится владельцем части или всего дома, а заемщик обязуется выкупить эту часть за определенный период и за определенную сумму, частями или сразу. Есть и другая схема этой операции, “мурабаха”. В ней дом или его доля выкупается посредником, который потом согласовывает с покупателем новую цену, включающую в себя и прибыль». Просто и понятно. Вероятно, именно простота изложения, побудила блогера Bonjoma_26810 разместить публикацию у себя: вслед за первым рефлекторным стремлением найти твердыню среди уходящей из под ног земли появился интерес к тому, каким образом деньги соотносятся с религией.

В продолжение темы — о пластиковых карточках. На самом популярном форуме российских мусульман — форуме сайта Ислам.Ру активно обсуждается вопрос: это харам или нет? На этот вопрос пользователю Islam86 отвечает Abdu-r-Rahman: «Использование кредитной карточки не является харамом. Харамом является присваивание денег с роста (так называемые проценты). Такие деньги лучше отдать нуждающимся (помимо закята) — это если у вас депозитный счет. Если же у вас обычный счет, не беспокойтесь об этом».

Barira возражает: «Ни система Viza, ни Master Card не являются инструментами расчетных центров, работающих по шариату. И даже если у вас дебетовая карта и на нее не начисляют проценты, то ваши деньги банки, работающие не по шариату, используют на кредитные проекты, по определению запрещенные шариатом, например, под выдачу кредитов под процент, на финансирование алкогольного, табачного или игорного бизнеса, на развитее свинокомплексов и прочие малоприятные мероприятия. Этот вопрос рассматривался на одной из конференций международной Исламской академии фикха, вердикт вполне лаконичен — нельзя».

Личная хиджра каждого

ДетиНа 22 февраля выпал в этом году день 27 сафара по мусульманскому календарю — день, ознаменованный в свое время хиджрой, переселением Пророка Мухаммада, мир ему, из Мекки в Медину. Кто-то сегодня рассуждает о том, что пришло время совершить личную хиджру — метафорически, от мира либеральных буржуазных ценностей. Гораздо больше, однако, тех, кто ощущает потребность в переселении в самом буквальном смысле этого слова — географическом.

Об этом — на форуме сайта Ислам.Ру. Диалог по этой теме настолько живой и эмоциональный, что я позволю себе привести его почти без сокращений. Пользователь Bamdad пишет: «Уезжать на постоянное место жительства, думаю, не стоит и вредно для мусульман в целом». «Какой же вред может быть от хиджры? — возражает Zayka. — Когда Всевышний говорит в суре “Женщины”: “Тем, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: “B каком положении вы были?” И скажут они: “Мы были слабыми на земле”. Они скажут: “Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в ней?” У этих убежище — геенна, и скверно это пристанище! Кроме слабых мужчин, женщин и детей, которые не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах, ведь Аллах — Извиняющий и Прощающий! Кто выселяется по пути Аллаха, тот найдет на земле обильное убежище и простор».

«Хиджра, говоря простым языком, — это вынужденное переселение в другой регион для того, чтобы исповедовать свою религию, в том случае, если тебе этого делать не дают, притесняя, не давая совершать фард. Либо если тебя заставляют или вынуждают делать что-то греховное, идущее вразрез с исламом. А если ты просто хочешь переселиться к братьям мусульманам из-за комфортной жизни, это уже называется “в поисках лучшей жизни”, — объясняет Bamdad. — Я имел в виду, плохо, если все мусульмане будут покидать свои дома и уезжать. Получится, что в одном регионе есть ислам, а в другом ничего и не слышали про него. В России, например, уже много столетий живут мусульмане. Неужели было бы хорошо, если бы все российские мусульмане поуезжали в Саудию, Египет, Марокко, Пакистан? Или все-таки лучше жить у себя и создавать здоровое исламское общество, добиваться равноправия среди других конфессий, облагораживать свои республики, регионы и города, оставлять своим детям наши национальные, культурные ценности?»

С подключением к разговору еще одного пользователя градус обсуждения повысился. Kazbek87 пишет: «Бамдат, когда твои дети, иншаллах, пойдут в школу, вот тогда посмотрим, что ты скажешь. Когда ты увидишь, как они будут получать светское образование, теорию дарвинизма, и как в юношестве ребенок начнет с завистью посматривать на гуляющих и пьющих сверстников, и как в 20 лет начнет “отрываться” по полной, восполняя упущенное. Как ты будешь бороться против шайтанов из ТВ-попсы, МТВ, рэпа, рока? Братец, поверь, это очень тяжело. И никто не застрахован от этого. Поэтому, если есть возможность, лучше сделать переселение, чтобы дети получили религиозное образование, а не светско-кафирское».

«Вы предлагаете мусульманам не получать светское образование, а получать только духовное? — негодует в ответ Bamdad. — Вот это и есть большое заблуждение. А как элементарно прокормить семью, не имея образования? Быть работягой, нищим, попрошайкой, всю жизнь свои горбом вкалывать, чтобы заработать кусок хлеба? Поверьте, тогда не до духовности будет, а будешь думать, как бы с голоду ног не протянуть. Или вы хотите, чтобы мусульман всегда считали необразованными дикарями и чтобы мусульмане были бы отсталыми в науке, в знаниях, в технике, в медицине — во всем? И чтобы мусульмане вынуждены были уезжать на заработки, мыть туалеты, быть гастарбайтерами?

По поводу детей: я сам ходил в российскую школу и смотрел телевизор, но, хвала Аллаху, я тут, а не в подворотне. И грош цена иману того мусульманина, которого может сбить с верного пути, какой-то телевизор или какие то гулящие сверстники. Кого Аллах ведет прямым путем, того никто и ничто не собьет в этого пути. А наши бабушки и дедушки выросли в такое время, когда за намаз могли всю оставшуюся жизнь по лагерям катать и заставить лес валить. Но тем не менее они сохранили религию и донесли ее до нас. За что им огромное уважение и благодарность. Как им было тяжело, вы не подумали? Вы предлагаете уехать, а я предлагаю бороться за свои права в своей стране. Как раз и нужно объединиться и делать все, чтобы были у нас свои мусульманские детские сады, школы, свое телевидение и т. д. А для этого нужно учиться, трудиться и самосовершенствоваться.

А как трудность — так сразу в кусты, это дело самое простое и никчемное. Сахабы уезжали в другие регионы и жили с немусульманами и там работали и трудились только на пути Аллаха, чтобы призывать людей к исламу. А вы говорите — покинуть родину и уехать к мусульманам…»

В текстах реплик пришлось сильно править орфографию…

Обзор подготовила
Алия МУХАРИРОВА



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.