Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №91 — Святая земля — это не только камни, это еще и люди
05.03.2009

Общество Ливана уникально по своему конфессиональному составу, что нашло отражение даже в политической системе государства. В Ливане действует конфессионализм, подразумевающий организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины. О том, как устроено многоконфессиональное общество Ливана, в интервью рассказывает митрополит юга Ливана, Тира и Сидона Илия (Кфури), который возглавлял делегацию Антиохийского патриархата на церемонии введения в сан патриарха Кирилла.

Митрополит юга Ливана, Тира и Сидона Илия (Кфури)— Ваше высокопреосвященство, где могут встретиться православный и мусульманин в ливанской повседневной жизни?

— Мы живем очень дружно с детства. В школе дети не различают, кто твой друг — православный или мусульманин. Хотя с детства знаем свою религию, но вера не становится проблемой для дружбы.

На юге Ливана есть все — и православные, и католики, и протестанты, и шииты, и сунниты, и алавиты, и друзы. Так и в долине Бекаа, и повсюду в Ливане. То, что нас соединяет с мусульманами, гораздо больше, чем просто соседство.

— Вы могли бы пояснить, что соединяет мусульман с православными?

— Близость православия с исламом — самая крепкая по сравнению с другими вероучениями. Мусульмане почитают тех же праотцев и пророков, каких почитаем и мы: Адама, Ноя, Авраама, Моисея и других.

Но особенно важно, что у мусульман особым почитанием пользуется Иисус Христос. Они почитают его как пророка и последнего судию. Мы называем Иисуса Сыном Божиим, мусульмане — пророком. Иисус много раз с благоговением упоминается в Священном Коране. Также в Исламе особым почтением окружена Дева Мария. По-арабски и мы, и мусульмане называем Иисуса — Иса, Деву Марию — Мариям.

С мусульманами у нас особое духовное родство и близость во многих аспектах. Так что наше добрососедство — это не трудное усилие, не специальная программа или проект, это настоящее духовное родство, глубокое взаимное уважение и взаимопонимание.

— Во время православной литургии на арабском языке как вы называете Бога?

— Мы называем Бога Аллахом. По-арабски Бог — Аллах, и у христиан, и у мусульман. Это не то что у мусульман свой Аллах, а у нас — свой Бог. У нас один Аллах.

— Сейчас любой христианин из Ливана может поехать в Вифлеем или Иерусалим?

— Нет, христиане Ливана или Сирии не могут ни при каких обстоятельствах попасть на Пасху в Иерусалим, на Рождество в Вифлеем. Эти святыни для них закрыты. Мы находимся в состоянии войны с Израилем. У нас подписано соглашение о прекращении огня, но Израиль никаких паломников никуда не пропускает — ни христиан, ни мусульман. Епископ теоретически может поехать, но это сложно. И потом, паства его не поймет: ездить в оккупированные святыни предосудительно.

— А 60 лет назад православный араб мог пойти в Вифлеем через земли мусульман?

— Конечно, никаких препятствий не было, какие бы государства здесь ни утверждались, если не считать краткого пребывания крестоносцев. Люди свободно перемещались до оккупации, до этой исторической трагедии, которая все продолжается и продолжается. Мы молимся о том, чтобы быть в Иерусалиме. И быть с нашими братьями. И в Вифлееме, и в Иерусалиме, и в Газе, по всей оккупированной земле живут наши братья, православные. Мы молимся о них. Ведь они ежедневно страдают от оккупации.

Здесь, в Москве, я встретился с епископом из Иерусалима, из делегации от Иерусалимского патриархата. Он рассказал мне, что за жизнь у православных там: к ним нет ни капли уважения, их избивают, над ними издеваются, кидают в них камни, плюют в них, третируют как граждан второго сорта. Они тоже не могут проехать ни в Вифлеем, ни в Иерусалим, если они не живут именно в этом городе. Такой оккупации не знал ни один народ в мире.

Святая земля — это не только земля и не только камни. Это еще и люди, которые подвергаются страданиям за свою веру от оккупационного режима, — и христиане, и мусульмане.

За время оккупации христиане в Палестине, прежде бывшие в Вифлееме большинством, теперь превратились в меньшинство. Они бегут от оккупации и от того нечеловеческого режима, который им установлен.

— На юге Ливана много шиитов. Скажем, на Ашуру идут к мечети траурные процессии мимо домов христиан. Что вы чувствуете при этом?

— На все праздники мусульмане и мы официально друг друга приглашаем. Конечно, мы не идем вместе с ними в процессии на Ашуру, а они не идут в нашем крестном ходе на Пасху. Но во время Ашуры мы идем в мечеть, в специальную комнату для приемов и приветствуем наших братьев. Так же и они поздравляют нас с Пасхой и Рождеством. Мы разделяем радость наших соседей — суннитов и шиитов, они разделяют нашу радость. Тысячелетняя традиция религиозного мира, часть нашей культуры — уметь разделять не только горе, но и радость с братьями. Это не означает, что все веры смешались, что шииты отмечают Рождество, а мы — Ашуру.

В Сайде у нас не реже раза в месяц встречаются все главы общин — муфтии, имамы, епископы. На эти собрания приходит мэр, депутаты парламента, предприниматели. Мы вместе решаем, какая помощь и где требуется, обсуждаем ситуацию в нашем крае, положение палестинцев. Каждый месяц мы сообща составляем декларацию, чего мы ждем от правительства.

Я как архиепископ отдельно встречаюсь со всеми главами исламских общин и друзов.

— Мы так много говорим о добрососедстве. Но в Ливане 15 лет шла гражданская война.

— Это важный вопрос. Это была гражданская война в кавычках. В Ливане сошлось много внешних воздействий. Главным образом война стала отражением израильско-палестинского конфликта. Израильские войска много раз вторгались в Ливан, убивая здесь палестинцев и принося много горя нашему народу. Но они проиграли. Теперь они хотят победить ХАМАС. Но они потерпят крах, как и с Ливаном: нельзя победить народ.

Возвращаясь к ливанской войне. Она не была религиозной ни в какой момент, хотя ее часто описывают так: марониты воевали против мусульман, друзы воевали против христиан. Да, порой столкновения внешне можно было принять за столкновения представителей общин. Но никаких религиозных целей и смыслов у этой войны не было. Это была война политических противников. Партии хотели взять верх, они хотели сместить президента и другие партии. Израиль активно сталкивал ливанские силы друг с другом. Но никогда в Ливане не было войны христиан с мусульманами.

Моя резиденция в Сайде находится в самом сердце мусульманского квартала. Многие иностранные гости интересуются, как это я могу жить среди мусульман. Я им отвечаю, что это лучшее соседство, о котором только можно мечтать. Мои друзья — шииты и сунниты. Это не фигура вежливости. Это правда жизни.

— Православные вместе с мусульманами воевали в отрядах «Хезболлы» в 2006 году и сейчас в Газе. Вы благословляете их?

— Конечно. Когда враг приходит убивать вас и вашу семью, вы должны действовать и защитить их. Это долг. У вас есть право на самозащиту. Вы скажете, что церковь не благословляет убийство одного человеческого существа другим, не благословляет кровопролитие. Да, повторю, мы взываем о мире повсюду, где бы мы ни жили. Это благовестие нашей веры. Но если ваш враг не верит ни в какие иные способы решения проблем, не уважает ваше право на жизнь, то вам остается только право защищать своих детей.

Я много разговаривал с палестинцами до вторжения в Газу и после. С ними обращаются так, как не обращаются с человеческими существами нигде на земле. Ни в чем не повинные женщины и дети должны стоять по 10 часов на границе без воды, чтобы им позволили на 2 метра приблизиться к границе. Разве это нормально?

Церковь не благословляет войну. Церковь молится о мире. Но что делать людям, с которыми обращаются хуже, чем с животными? Те, кто обладает громадной армией и мощным оружием, истязают безоружных просто так. Они не слышат никаких доводов разума. Что же остается людям в этом случае? Тихо и безропотно смотреть, как умирают ваши разорванные на куски дети и женщины?

Весьма влиятельный президент сообщал людям, что он помолился накануне и Господь воодушевил его начать вторжение в Ирак. С кем он беседует? Мой Господь никогда не приказывал мне идти воевать. Я никогда не получал от Господа приказов убивать.

— Палестинская проблема имеет решение?

— Безусловно. Достаточно выполнить резолюции ООН.

Мы хотим мира, но мира справедливого. Мы не являемся животными, мы люди. Не нужно придумывать войну цивилизаций, не нужно сочинять о неразрешимых противоречиях христиан и мусульман. Не мусульмане убивают христиан в Палестине. В Вифлеем, в храм Рождества, пришли убивать израильтяне. Они убили маленькую девочку внутри храма. Я забыл ее имя. Но я помню имя ее отца — Джордж Саади.

Важнейшее условие решения палестинской проблемы — единство палестинцев. До тех пор пока они разделены, решения не будет. Им я это говорил не раз. То же самое касается и ливанцев.

В ходе последней войны, хвала Господу, ливанцы дали пример такого единства и народной солидарности. У нас избран прекрасный президент, снова работает парламент, у нас вся жизнь возвращается в нормальное состояние. Наши братья палестинцы должны последовать нашему примеру.

— В России существует поверье, что митрополит гор Ливанских Илия во время Великой Отечественной войны написал письмо и направил его Сталину. В этом письме он заклинал Сталина прекратить гонения на церковь. Это благочестивая легенда?

— Это сущая правда. Митрополит Илия Карам — мой предшественник, очень известный архиерей в Ливане, он управлял той же епархией. Он действительно обратился к Сталину. После войны в Москве было вновь открыто представительство Антиохийской церкви. Ныне его возглавляет уважаемый в Москве епископ Нифонт.

Я бы хотел выразить глубокую признательность патриарху Кириллу и другим представителям Русской православной церкви. Нам оказана большая честь присутствовать в Москве на таком важном акте. Патриарх уделил большое внимание нашим проблемам, боли нашего народа и наших братьев. Мы много говорили, и патриарх в ответном слове подчеркнул его особое внимание к нашей земле. Он упомянул и обо всем том, о чем мы с вами говорили: о палестинской проблеме, о людях Ливана, а также и об Ираке. Он сказал, что молится о нас. Мы благодарны его святейшеству.

Беседовала Надежда КЕВОРКОВА
Материал опубликован в «Газете» № 25 от 13.02.2009 г.
Приводится с сокращениями



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.