Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №91 — Богохранимый отрок
05.03.2009

На 9 марта в этом году приходится 12-е число месяца рабиу-ль-авваль — день, согласно преобладающей датировке, ознаменованный рождением Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Сегодня предлагаем вам узнать о детских и юношеских годах Пророка, ведь с юных лет он отличался исключительным благочестием и набожностью.

Кончина Амины

МечетьМухаммад, мир ему, рос, окруженный заботой матери Амины и деда Абд-аль-Мутталиба, под сенью Бога, наилучшим образом подготовившего его для приятия пророчества.

Когда ребенку было шесть лет, мать отправилась вместе с ним в Медину, чтобы навестить родственников-наджаритов. Как позже вспоминал Пророк, во время своего месячного пребывания в гостях он научился плавать в пруду, что находился в наджаритском квартале. Запомнилось ему и то, как он играл с детворой, в особенности с девочкой по имени Унайса, близ некоего замка-крепости, как вместе со сверстниками запускал голубей, садившихся потом на башни замка.

На обратной дороге из Медины в Мекку, в местечке Абва, Амина занемогла и вскоре там же скончалась. Так шестилетний Мухаммад стал круглым сиротой. Рядом толкователей намек на это усматривается в словах Корана: «Тебя, сироту, разве Господь не приютил?» (93:6).

В Мекку Мухаммада, мир ему, доставила его нянька Умм-Айман, сопровождавшая Амину в поездке. По другой же версии, Умм-Айман получила печальное известие, находясь в Мекке, откуда приехала в Абву забрать мальчика.

Много лет спустя, после хиджры, Пророк посетил могилу своей матери. Там он горько плакал, а ему вторили все остальные. Относительно же места захоронения Амины свидетельства расходятся — в Абве (преобладающая версия) или в Мекке. Некоторые полагают, что она могла быть сначала предана земле в Абве, а затем ее тело перенесли в Мекку. Поэтому в иных версиях предания о посещении Пророком, мир ему и благословение Аллаха, могилы матери фигурирует то Абва, то Мекка.

На попечении деда

Заботу о Мухаммаде, мир ему, всецело принял на себя его дед Абд-аль-Мутталиб. К внуку, лишившемуся и отца, и матери, он питал особую нежность. Среди причин этой глубокой привязанности называют следующую. Спустя два года после рождения Мухаммада, мир ему, дед находился среди знатных мекканских посланцев, прибывших к йеменскому двору, чтобы поздравить Сайфа ибн Зу-Йазана с победой над эфиопами. И последний предвестил Абд-аль-Мутталибу, что Мухаммад станет Пророком.

Когда для Абд-аль-Мутталиба расстилали коврик в тени Каабы и его сыновья рассаживались в круг, ожидая его появления, никто не отваживался занять его почетное место. И только маленький Мухаммад всякий раз смело подходил и располагался на коврике. Дяди пробовали ссадить огольца, но, если при сем оказывался Абд-аль-Мутталиб, он всегда пресекал их: «Оставьте моего внука, клянусь Богом, его ждет большое будущее!» Затем дед устраивал мальчика подле себя и, любуясь, гладил по спине.

Абд-аль-Мутталиб был привязан к Мухаммаду, мир ему, как ни к одному из своих сыновей. Он прикасался к еде, только пригласив внука разделить с ним трапезу.

Повествуют, как однажды к Абд-аль-Мутталибу пожаловали несколько представителей племени мудлидж:

— Береги Мухаммада! Истинно, не видывали мы прежде ступни человеческой, которая, как его, была бы столь схожа с той, что на Макаме, — предупредили мудлиджиты, подразумевая след пророка Авраама, запечатленный на этом священном камне.

— Послушай только, что они говорят! — воскликнул Абд-аль-Мутталиб, обращаясь к сыну Абу-Талибу.

В другой раз Абд-аль-Мутталиб наставлял Умм-Айман, няньку Мухаммада: «Не упускай его из виду. Люди Библии утверждают, что внук мой — Пророк народа нашего».

У Абу-Талиба

Когда Мухаммаду, мир ему, исполнилось восемь лет, его дед Абд-аль-Мутталиб умер, завещав заботы о сироте Абу-Талибу, единоутробному брату Абд-Аллаха, отца Пророка.

Как и дед, дядя любил племянника больше, чем собственных сыновей. Он укладывал его спать с собой рядом и, выходя из дома, всегда брал с собой.

Абу-Талиба отличала редкостная щедрость, что иногда ставило его в трудное материальное положение. В таких случаях проявлялась исходящая от Мухаммада, мир ему, благодать. Когда дети Абу-Талиба собирались за столом без Мухаммада, мир ему, они не наедались досыта, а с Мухаммадом насыщались, и на столе потом даже оставалось съестное. Отец научал их: «Всегда дожидайтесь моего племянника к столу», и о самом Мухаммаде, мир ему, отзывались как о благословенном (мубарак).

К ранним годам жизни Мухаммада, мир ему, в доме Абу-Талиба относится следующее предание. Как-то Мекку посетил некий ясновидец из племени лихб, представители которого известны своими оккультными занятиями. По обыкновению курайшиты приводили к нему мальчиков, и тот по внешнему облику детей предсказывал им дальнейшую судьбу. Явился с племянником и Абу-Талиб. Прорицатель успел только мельком взглянуть на мальчика, как его неожиданно отвлекли, и Абу-Талиб с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) отступили назад. «Дайте мне того ребенка! — потребовал потом лихбит. — Воистину, его ждет великое будущее». Ошеломленный настойчивостью предсказателя, Абу-Талиб из предосторожности не стал подводить к нему Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и поспешил удалиться.

В ту же пору, по-видимому, случилась такая история. Однажды между дядьями Пророка, Абу-Талибом и Абу-Ляхабом, завязалась драка. В запале последний толкнул первого на землю и, усевшись брату на грудь, стал хлестать его по щекам. Подбежал Мухаммад и пинками повалил Абу-Ляхаба, одержавшего в стычке верх. Вскочив, Абу-Талиб в ярости бросился на обидчика и, опрокинув на лопатки, в свою очередь навалился ему на грудь и пустил в ход кулаки. «Я же тебе дядя, как и Абу-Талиб, — позже корил Абу-Ляхаб Мухаммада, — а ты так со мной поступил. Почему ты не поступил так же с ним? Видит Бог, нет больше любви к тебе в моем сердце!»

Абу-Ляхаб сам себе напророчил. Он оказался единственным из родственников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, кто встал в один ряд с его заклятыми врагами.

Опека Божья

Однажды вместе с неким юношей Мухаммад, мир ему, пас овец. И вдруг ему пришла в голову мысль провести ночь в Мекке и поразвлечься, как это принято у молодежи. Передоверив товарищу стадо, он отправился в город. У первого же дома слух его уловил звуки тамбуринов и флейт. Он стал осведомляться о торжестве, и ему сказали, что играют свадьбу. Мухаммад, мир ему, забрался повыше на холм, дабы оттуда наслаждаться зрелищем празднества. Но Бог заложил его уши, смежил веки и погрузил в сон, от которого его пробудили лучи восходящего солнца. На следующую ночь Мухаммад, мир ему, обуреваемый прежними желаниями, спустился в город, но повторилось то же самое.

«Воистину, никогда меня не влекло к утехам времен язычества, за исключением двух раз, — вспоминал Пророк. — Но и тогда Бог оградил меня. С тех пор я больше не помышлял о дурном».

Бог оберегал Мухаммада, мир ему, от языческих культов. На заклинание Бахиры именем языческих божеств, Аллят и аль-Уззы, Мухаммад, мир ему, воскликнул: «Ей-богу, нет для меня никого ненавистнее их!»

У мекканцев был обычай ежегодно справлять праздник вокруг идола в местечке Буана. Но всякий раз Мухаммад, мир ему, отыскивал любой предлог, чтобы не присутствовать на нем. И вот подошло время очередного торжества. Дядья и тетушки принялись корить отрока, грозя ему гневом Божьим, коли не присоединится к остальным. На сей раз Мухаммад, мир ему, послушался и отправился вместе со всеми. Однако в самый разгар праздника он примчался к родным в шатер, бледный и весь дрожа. Родственникам он сообщил о странном существе — великане в белых одеждах, который возгласил перед ним: «Вернись, о Мухаммад! Не прикасайся к идолу!» Впредь дядья и тетушки уже не настаивали на своем.

Как вспоминал Зайд ибн Хариса, вольноотпущенник Пророка, близ Каабы возвышался медный истукан, олицетворявший Исафа или Наилю. Совершая священный обход, люди приходили к идолу и, простирая к нему руки, испрашивали себе благодати. Однажды обход исполняли и Мухаммад, мир ему, с Зайдом. Приблизившись к кумиру, Зайд прикоснулся к нему ладонями. «Впредь не дотрагивайся до идола!» — предостерег Мухаммад, мир ему. А когда после очередного обхода Зайд уже намеренно повторил то же самое, желая выяснить, как к этому отнесется Мухаммад, мир ему, то услышал: «Разве я тебя не предупреждал?»

«Клянусь Тем, Кто облагодетельствовал Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ниспослав ему Писание: он никогда не благоговел перед идолами!» — заключал Зайд. И вообще небесная благодать хранила Мухаммада от козней Сатаны как во времена язычества, так и в пору Ислама.

Божье предводительство над Мухаммадом, мир ему, проявилось и в том, что еще до призвания в пророчество он отверг хумситство, нововведение соплеменников-курайшитов, которые, совершая обряд вукуф — предстояния в Муздалифе, а не в Арафате, ограничивали для себя тем самым обряд паломничества пределами мекканского Харама. По свидетельству курайшита Джубайра ибн аль-Мутыма, как-то в поисках своей верблюдицы он забрел в Арафат. Там Джубайр приметил Мухаммада, мир ему, совершавшего предстояние. «Ведь он из хумситов, — ахнул про себя Джубайр. — Почему же он здесь?!»

Так и рос Мухаммад, мир ему, опекаемый и покровительствуемый Богом, Коему было угодно облагодетельствовать его Своим посланничеством, а потому Он оберегал его от непристойностей язычников. И Мухаммад, мир ему, возмужал, став благонравнейшим из благонравных, благороднейшим из благородных, правдивейшим из правдивых. Отчего соплеменники и прозвали его аль-Амин, Надежный.

Из готовящейся к изданию книги Тауфика Ибрагима и Натальи Ефремовой «Жизнеописание Пророка»



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.