Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №91 — Богохранимый отрок
05.03.2009

На 9 марта в этом году приходится 12-е число месяца рабиу-ль-авваль — день, согласно преобладающей датировке, ознаменованный рождением Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Сегодня предлагаем вам узнать о детских и юношеских годах Пророка, ведь с юных лет он отличался исключительным благочестием и набожностью.

Кончина Амины

МечетьМухаммад, мир ему, рос, окруженный заботой матери Амины и деда Абд-аль-Мутталиба, под сенью Бога, наилучшим образом подготовившего его для приятия пророчества.

Когда ребенку было шесть лет, мать отправилась вместе с ним в Медину, чтобы навестить родственников-наджаритов. Как позже вспоминал Пророк, во время своего месячного пребывания в гостях он научился плавать в пруду, что находился в наджаритском квартале. Запомнилось ему и то, как он играл с детворой, в особенности с девочкой по имени Унайса, близ некоего замка-крепости, как вместе со сверстниками запускал голубей, садившихся потом на башни замка.

На обратной дороге из Медины в Мекку, в местечке Абва, Амина занемогла и вскоре там же скончалась. Так шестилетний Мухаммад стал круглым сиротой. Рядом толкователей намек на это усматривается в словах Корана: «Тебя, сироту, разве Господь не приютил?» (93:6).

В Мекку Мухаммада, мир ему, доставила его нянька Умм-Айман, сопровождавшая Амину в поездке. По другой же версии, Умм-Айман получила печальное известие, находясь в Мекке, откуда приехала в Абву забрать мальчика.

Много лет спустя, после хиджры, Пророк посетил могилу своей матери. Там он горько плакал, а ему вторили все остальные. Относительно же места захоронения Амины свидетельства расходятся — в Абве (преобладающая версия) или в Мекке. Некоторые полагают, что она могла быть сначала предана земле в Абве, а затем ее тело перенесли в Мекку. Поэтому в иных версиях предания о посещении Пророком, мир ему и благословение Аллаха, могилы матери фигурирует то Абва, то Мекка.

На попечении деда

Заботу о Мухаммаде, мир ему, всецело принял на себя его дед Абд-аль-Мутталиб. К внуку, лишившемуся и отца, и матери, он питал особую нежность. Среди причин этой глубокой привязанности называют следующую. Спустя два года после рождения Мухаммада, мир ему, дед находился среди знатных мекканских посланцев, прибывших к йеменскому двору, чтобы поздравить Сайфа ибн Зу-Йазана с победой над эфиопами. И последний предвестил Абд-аль-Мутталибу, что Мухаммад станет Пророком.

Когда для Абд-аль-Мутталиба расстилали коврик в тени Каабы и его сыновья рассаживались в круг, ожидая его появления, никто не отваживался занять его почетное место. И только маленький Мухаммад всякий раз смело подходил и располагался на коврике. Дяди пробовали ссадить огольца, но, если при сем оказывался Абд-аль-Мутталиб, он всегда пресекал их: «Оставьте моего внука, клянусь Богом, его ждет большое будущее!» Затем дед устраивал мальчика подле себя и, любуясь, гладил по спине.

Абд-аль-Мутталиб был привязан к Мухаммаду, мир ему, как ни к одному из своих сыновей. Он прикасался к еде, только пригласив внука разделить с ним трапезу.

Повествуют, как однажды к Абд-аль-Мутталибу пожаловали несколько представителей племени мудлидж:

— Береги Мухаммада! Истинно, не видывали мы прежде ступни человеческой, которая, как его, была бы столь схожа с той, что на Макаме, — предупредили мудлиджиты, подразумевая след пророка Авраама, запечатленный на этом священном камне.

— Послушай только, что они говорят! — воскликнул Абд-аль-Мутталиб, обращаясь к сыну Абу-Талибу.

В другой раз Абд-аль-Мутталиб наставлял Умм-Айман, няньку Мухаммада: «Не упускай его из виду. Люди Библии утверждают, что внук мой — Пророк народа нашего».

У Абу-Талиба

Когда Мухаммаду, мир ему, исполнилось восемь лет, его дед Абд-аль-Мутталиб умер, завещав заботы о сироте Абу-Талибу, единоутробному брату Абд-Аллаха, отца Пророка.

Как и дед, дядя любил племянника больше, чем собственных сыновей. Он укладывал его спать с собой рядом и, выходя из дома, всегда брал с собой.

Абу-Талиба отличала редкостная щедрость, что иногда ставило его в трудное материальное положение. В таких случаях проявлялась исходящая от Мухаммада, мир ему, благодать. Когда дети Абу-Талиба собирались за столом без Мухаммада, мир ему, они не наедались досыта, а с Мухаммадом насыщались, и на столе потом даже оставалось съестное. Отец научал их: «Всегда дожидайтесь моего племянника к столу», и о самом Мухаммаде, мир ему, отзывались как о благословенном (мубарак).

К ранним годам жизни Мухаммада, мир ему, в доме Абу-Талиба относится следующее предание. Как-то Мекку посетил некий ясновидец из племени лихб, представители которого известны своими оккультными занятиями. По обыкновению курайшиты приводили к нему мальчиков, и тот по внешнему облику детей предсказывал им дальнейшую судьбу. Явился с племянником и Абу-Талиб. Прорицатель успел только мельком взглянуть на мальчика, как его неожиданно отвлекли, и Абу-Талиб с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) отступили назад. «Дайте мне того ребенка! — потребовал потом лихбит. — Воистину, его ждет великое будущее». Ошеломленный настойчивостью предсказателя, Абу-Талиб из предосторожности не стал подводить к нему Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и поспешил удалиться.

В ту же пору, по-видимому, случилась такая история. Однажды между дядьями Пророка, Абу-Талибом и Абу-Ляхабом, завязалась драка. В запале последний толкнул первого на землю и, усевшись брату на грудь, стал хлестать его по щекам. Подбежал Мухаммад и пинками повалил Абу-Ляхаба, одержавшего в стычке верх. Вскочив, Абу-Талиб в ярости бросился на обидчика и, опрокинув на лопатки, в свою очередь навалился ему на грудь и пустил в ход кулаки. «Я же тебе дядя, как и Абу-Талиб, — позже корил Абу-Ляхаб Мухаммада, — а ты так со мной поступил. Почему ты не поступил так же с ним? Видит Бог, нет больше любви к тебе в моем сердце!»

Абу-Ляхаб сам себе напророчил. Он оказался единственным из родственников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, кто встал в один ряд с его заклятыми врагами.

Опека Божья

Однажды вместе с неким юношей Мухаммад, мир ему, пас овец. И вдруг ему пришла в голову мысль провести ночь в Мекке и поразвлечься, как это принято у молодежи. Передоверив товарищу стадо, он отправился в город. У первого же дома слух его уловил звуки тамбуринов и флейт. Он стал осведомляться о торжестве, и ему сказали, что играют свадьбу. Мухаммад, мир ему, забрался повыше на холм, дабы оттуда наслаждаться зрелищем празднества. Но Бог заложил его уши, смежил веки и погрузил в сон, от которого его пробудили лучи восходящего солнца. На следующую ночь Мухаммад, мир ему, обуреваемый прежними желаниями, спустился в город, но повторилось то же самое.

«Воистину, никогда меня не влекло к утехам времен язычества, за исключением двух раз, — вспоминал Пророк. — Но и тогда Бог оградил меня. С тех пор я больше не помышлял о дурном».

Бог оберегал Мухаммада, мир ему, от языческих культов. На заклинание Бахиры именем языческих божеств, Аллят и аль-Уззы, Мухаммад, мир ему, воскликнул: «Ей-богу, нет для меня никого ненавистнее их!»

У мекканцев был обычай ежегодно справлять праздник вокруг идола в местечке Буана. Но всякий раз Мухаммад, мир ему, отыскивал любой предлог, чтобы не присутствовать на нем. И вот подошло время очередного торжества. Дядья и тетушки принялись корить отрока, грозя ему гневом Божьим, коли не присоединится к остальным. На сей раз Мухаммад, мир ему, послушался и отправился вместе со всеми. Однако в самый разгар праздника он примчался к родным в шатер, бледный и весь дрожа. Родственникам он сообщил о странном существе — великане в белых одеждах, который возгласил перед ним: «Вернись, о Мухаммад! Не прикасайся к идолу!» Впредь дядья и тетушки уже не настаивали на своем.

Как вспоминал Зайд ибн Хариса, вольноотпущенник Пророка, близ Каабы возвышался медный истукан, олицетворявший Исафа или Наилю. Совершая священный обход, люди приходили к идолу и, простирая к нему руки, испрашивали себе благодати. Однажды обход исполняли и Мухаммад, мир ему, с Зайдом. Приблизившись к кумиру, Зайд прикоснулся к нему ладонями. «Впредь не дотрагивайся до идола!» — предостерег Мухаммад, мир ему. А когда после очередного обхода Зайд уже намеренно повторил то же самое, желая выяснить, как к этому отнесется Мухаммад, мир ему, то услышал: «Разве я тебя не предупреждал?»

«Клянусь Тем, Кто облагодетельствовал Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, ниспослав ему Писание: он никогда не благоговел перед идолами!» — заключал Зайд. И вообще небесная благодать хранила Мухаммада от козней Сатаны как во времена язычества, так и в пору Ислама.

Божье предводительство над Мухаммадом, мир ему, проявилось и в том, что еще до призвания в пророчество он отверг хумситство, нововведение соплеменников-курайшитов, которые, совершая обряд вукуф — предстояния в Муздалифе, а не в Арафате, ограничивали для себя тем самым обряд паломничества пределами мекканского Харама. По свидетельству курайшита Джубайра ибн аль-Мутыма, как-то в поисках своей верблюдицы он забрел в Арафат. Там Джубайр приметил Мухаммада, мир ему, совершавшего предстояние. «Ведь он из хумситов, — ахнул про себя Джубайр. — Почему же он здесь?!»

Так и рос Мухаммад, мир ему, опекаемый и покровительствуемый Богом, Коему было угодно облагодетельствовать его Своим посланничеством, а потому Он оберегал его от непристойностей язычников. И Мухаммад, мир ему, возмужал, став благонравнейшим из благонравных, благороднейшим из благородных, правдивейшим из правдивых. Отчего соплеменники и прозвали его аль-Амин, Надежный.

Из готовящейся к изданию книги Тауфика Ибрагима и Натальи Ефремовой «Жизнеописание Пророка»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.