Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 1-2 (169-170) /Январь-Февраль 2015/ Коранический гуманизм как интегральная основа для межрелигиозного диалога
09.04.2016

Уважаемые организаторы и участники круглого стола «Культура диалога и просветительство — общая гуманитарная задача религиозной и светской дипломатии»!

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации, Совета муфтиев России и себя лично я приветствую вас братским мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух — Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение!

Свой доклад я хотел бы посвятить кораническому гуманизму как интегральному основанию межрелигиозного диалога и межкультурной коммуникации. Гуманистическая антропология Корана принципиально отличается от того эксклюзивистского подхода к религии, который неоднократно демонстрировался на протяжении исламской истории и который принял сейчас наиболее радикальные формы в ближневосточном регионе. Исконный коранический гуманизм базируется на нескольких столпах: братство человечества, правоверность человеческой природы, всеобщность Божьего водительства, религиозный и этнический плюрализм, всеохватность Божественной милости.

Как свидетельствуют исторические источники, эти богооткровенные истины намного опередили свое время и в VII в. н. э. казались новаторскими. Даже сам Пророк (мир ему), который в нашей традиции считается образцом Совершенного Человека, не всегда оказывался готов принять их в полной мере. Так, после Ухудского сражения (625 г.), когда мусульмане потерпели поражение от войска мекканцев, из уст Пророка вырвались следующие слова: «Разве спасется народ, окровавивший лицо своего пророка, который призывал их к Господу?!» И ему тогда было внушение свыше: «Богу, а не тебе, решать — смилуется Он над ними или покарает за нечестие. Воистину, Богу принадлежит все, что на небесах и на земле: Он прощает, кого хочет, и карает, кого хочет. Всепрощающ Он и Всемилостив» (Св. Коран, 3: 128–129).

Если даже Совершенный Человек иногда испытывал сомнения относительно всеохватности Божественной милости, то разве удивительно, что этот и другие принципы коранического гуманизма не всегда получали полное отражение в традиции, носителями которой были простые люди? Тем не менее, нельзя не видеть, что в истории ислама находились крупные мыслители, муджтахиды, которые развивали гуманистический и плюралистичный потенциал Корана и тем самым обновляли традицию. Из средневековых мыслителей упомяну лишь имена Аль-Газали, Ибн Араби и Ибн Каййима аль-Джаузия. Из мыслителей Нового времени особого внимания заслуживают Мухаммад Абдо, Махмуд Шальтут, Рашид Рида, Муса Бигиев, Риза Фахретдин и Тауфик Ибрагим. Каждый, кому интересен гуманистический потенциал Корана, может обратиться к первоисточнику и к размышлениям этих авторов. Я же сейчас вкратце представлю свое видение проблемы.

Итак, первый столп коранического гуманизма — это братство человечества. В Коране сказано: «О люди, бойтесь Господа вашего, что сотворил вас от одного существа, создав ему из него же пару и распространив от них обоих множество мужчин и женщин... — страшитесь [разрывать] родство [сие]» (4: 1). Пророк Мухаммад (мир ему) пошел против расового, этнического и религиозного эксклюзивизма, подчеркивая братство и единство человеческого рода. Ему принадлежат следующие слова: «О люди, воистину, у вас один Господь и один прародитель, а потому нет превосходства араба над неарабом, неараба — над арабом, светлокожего — над темнокожим, темнокожего — над светлокожим, разве только по их благочестию» (Ибн Ханбал). Братство человечества является условием добрососедских отношений и проявления универсального милосердия, не делающего различия между «своими» и «чужими». Ведь как иначе могут относиться друг к другу братья и сестры, имеющие общих родителей и являющиеся, по сути, одной семьей?

Другим важным условием благожелательных отношений выступает исконная правоверность человеческой природы (фитра), которую можно считать вторым столпом коранического гуманизма. Согласно Корану, человек по своей природе является монотеистом, и таковая его натура неизменна. Об этом свидетельствует аят, повествующий об исповедании человеческого рода, которое состоялось в некий метафизический момент. Еще до сотворения мира Господь обратился к людям:

— Не Я ли Господь ваш?

— Да, воистину, — отвечали они. —

Мы [это] свидетельствуем (Св. Коран, 7: 172).

Убежденность в правоверности исконной человеческой природы является противоядием от ненависти на религиозной почве. Религиозная ненависть всегда вызвана поверхностным отношением к человеку — отождествлением возможных заблуждений человека с самой его природой. Это ошибочный подход. В действительности, природа человека, если выражаться философским языком, это субстанция, а его заблуждения — акциденции. Взгляд религиозного человека — это всегда взгляд на субстанцию, на основание. Религиозный человек должен стремиться направить другого человека на истинный путь, очистив субстанцию от акциденций. Другой хорошей иллюстрацией этого принципа является известный образ зеркала: природа человека — это чистое зеркало, способное отражать Свет Божий, а грех — это грязь. В сущности, негативное отношение возможно только к самому греху, а не к человеку, совершающему грех: мы ведь не станем разбивать зеркало только потому, что оно не отполировано как следует?

Далее, третьим столпом коранического гуманизма является вера во всеобщность Божьего водительства. Начиная с сотворения человечества, Бог всегда наставлял его на истинный путь, посылая пророков. Божье водительство не ограничивается одним народом или одним регионом, но распространяется на все человечество. В Коране указано, что посланники были отправлены к каждому народу (16: 36), при этом Бог рассказал в Коране далеко не обо всех пророках. Согласно одному неканоническому хадису, всего их насчитывается около 124 тысяч. При этом важно, что универсальность Божьего водительства предполагает также универсальность послания, которое тождественно исламу (4: 163; 21: 92 и др.). Сущностью же ислама, то есть смирения перед Богом, является единобожие, праведный образ жизни и вера в посмертное существование.

Универсальность Божьего водительства делает возможным четвертый столп коранического гуманизма — религиозный и этнический плюрализм. Согласно Корану, этническое многообразие связано с разделением людей на разные общины, вызванным появлением пророков (2: 213). Многообразие является «знамением Божьим для людей знающих» (Св. Коран, 30: 22). Кроме того, Божьим знамением выступает не только этническое, но и религиозное многообразие. В Коране ясно сказано: «Если бы Господь того восхотел, Он сделал бы человечество единой [религиозной] общиной. Но люди не перестанут различаться [в верованиях],.. и именно ради сего Бог создал их» (11: 118–119). И в других местах неоднократно подчеркивается, что если бы Господь восхотел, то все люди приняли бы одну веру (6: 107; 10: 99 и др.).

Эту предопределенность религиозного многообразия нужно мыслить в контексте различия между абсолютным и относительным в религии. Пророческие миссии обладают единым основанием — верой в единобожие, в необходимость праведных дел и посмертное существование. Это абсолютная и неизменная часть — ядро религии. Относительная же часть — это конкретный закон, явленный благодаря определенному пророку, и те образы, понятия, категории — короче говоря, тот язык, на котором пророк обращается к народу, ведь сказано: «Мы являли только посланников, говорящих на языке своего народа» (Св. Коран, 14: 4). Таким образом, вполне возможно согласовать реальное религиозное многообразие и веру в его предопределенность: Господь обращается к разным народам на понятном им языке, при этом ядро этого обращения остается неизменным. Каждая небесная религия содержит как божественное, так и человеческое измерение. Нужно только уметь отделить зерна от плевел. Именно в этом состоит суть той плюралистичной философии религии, которая, как я надеюсь, когда-нибудь будет развита на основе исконных коранических принципов.

Наконец, пятый столп коранического гуманизма заключается в вере во всеохватность Божественной милости. Имя Ар-Рахман — "Милостивый«, является вторым по значимости именем Бога после имени «Аллах». В одном контексте эти имена даже используются как взаимозаменяемые (17: 110). Как справедливо отмечалось мутакаллимами, Милостивый — это главный атрибут Бога, возвышающийся над другими его атрибутами. Тут уместно вспомнить следующее утверждение, которое мы встречаем в Коране: «Моя милость охватывает каждую вещь» (7: 156). Имеется также важный хадис, над которым часто размышляли исламские философы: «Воистину, милость Моя превышает гнев Мой!» (Аль-Бухари).

Вера во всеохватность Божественной милости имеет множество приложений. Прежде всего, она означает, что человек должен сам стремиться к развитию в себе качеств, связанных с милосердием. Как справедливо отмечает Аль-Газали, таковое развитие проявляется в доброжелательном отношении ко всем людям, в призыве оставить беспечный образ жизни и обратиться к Богу, в помощи всем страждущим, в умении разделить с ними горе и лишения. Не находим ли мы ту же самую идею в Нагорной Проповеди, где Иса (мир ему) призывает: «Будьте сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф., 5: 45).

Другим важным следствием веры во всеохватность Божественной милости является надежда на конечный благой исход для всех людей, что получило отражение в богословской идее конечного спасения, или апокатастасиса. Хотя идея конечного спасения всех людей не была доминирующей в традиционном богословии, все же она имела широкое распространение во времена сподвижников Пророка и получила развитие у ведущих представителей уммы (Ибн Араби, Ибн Таймиййа, Ибн Каййим, Рашид Рида и др.).

Итак, я выделил пять столпов коранического гуманизма: братство человечества, правоверность человеческой природы, всеобщность Божьего водительства, религиозный и этнический плюрализм, всеохватность Божественной милости. Ясно, что принятие этих богооткровенных истин исключает всякий эксклюзивизм, поэтому неслучайно, что в Коране мы находим призыв отбросить веру в непогрешимость лишь одной из религиозных общин и соревноваться в добрых деяниях: «Не как вы, [уверовавшие в Коран], то себе мните и не как то себе мнят люди Библии; нет же — кто содеет зло, получит за это,.. а кто, будь то мужчина или женщина, творит добро при вере [в Бога], войдет в Рай» (Св. Коран, 4: 123–124). Или в другом месте: «У каждого — свое направление,.. так стремитесь же опередить друг друга в добрых деяниях» (Св. Коран, 2: 148).

Я убежден, что принципы коранического гуманизма являются универсальной религиозной основой для межкультурной коммуникации и межрелигиозного диалога. Безусловно, важными достижениями эпохи Просвещения — при всей ее неоднозначности — являются развитие плюрализма, веротерпимости, призыв к диалогу и религиозной свободе. Однако эти идеи мы находим уже в Коране и других богооткровенных писаниях. Лишь недальновидность людей средневековой эпохи помешала разглядеть и адекватно оценить этот плюралистичный потенциал.

В контексте современной информационной вой­ны против ислама, спровоцированной в том числе невеждами, прикрывающимися именем нашей великой религии, крайне важно подчеркивать исконные плюралистичные установки Корана. Я верю, что они важны не только для мусульман, но и для представителей других религий, ведь коранический гуманизм позволяет непротиворечиво интегрировать истины духовных традиций, обосновав единую основу для плодотворного межрелигиозного диалога. Единобожие (или философский монизм) и призыв к совершению добрых дел — это ядро любой небесной религии, которое не нужно смешивать с вопросами, обладающими вторичной важностью.

Закончить свой доклад я хотел бы словами великого суфия Джалаладдина Руми, который в полной мере выявил духовную и сердечную основу подлинной веры. Он сказал: «Община любви [к Богу] вне всех религий, для влюбленных община и религиозный толк — Бог» (Маснави, 2: 1749).

Дамир МУХЕТДИНОВ,

ответственный секретарь
Международного мусульманского форума



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.