Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Минбар Ислама №1 (243) /Январь 2016/ История
26.03.2016

Московская Соборная мечеть в годы хрущевского наступления на религию

11 мая 1953 г. к обязанностям имама приступил вызванный для этого в Москву из Челябинской области Исмаил Динмухамедович Рахматуллин (1891-?). До войны он работал в канцелярии ЦДУМ, в 1944–1953 гг. являлся имамом Троицка Челябинской области — некогда крупного мусульманского просветительского центра, где много лет трудился будущий муфтий Абдурахман Расули и его отец, ишан Зайнулла Расули. РОМ Москвы действовало в те годы в весьма стесненных условиях. По праздникам здесь собиралось до 10 тысяч верующих, и мечеть была просто не в состоянии вместить в себя всех желающих. Однако даже на проведение молитвенных собраний во дворе мечети в праздничные дни согласия со стороны властей не давалось. На заявление РОМ 1953 г. с просьбой «разрешить производить молитву в день праздника Ураза-байрам 12 и 13 июля с. г. во дворе мечети» последовала резолюция: «оснований для поддержки не имеется». А после вторичной просьбы разрешить хотя бы провести два праздничных богослужения во дворе мечети, для мужчин и женщин отдельно, 8 июля 1953 г., в день Кадер-кич, в последние дни месяца Рамадан, власти вызвали имама И. Рахматуллина и председателя РОМ Алибаева «для разъяснений» с наложением резолюции: «молитвенные собрания проводятся только в молитвенном здании». И. Рахматуллин продержался в Москве ровно год; он вернулся в Троицк, в дальнейшем служил имамом в мечети «Марджани» в Казани.

В мае 1954 г. власти срочно вызвали в столицу имама казанской мечети «Марджани» Исмаила Минниалиевича Муштари (1888–1962). Уроженец г. Чистополя, до 1947 г. он был муллой в селе Курманаеве (татар. Кизляу, ныне Нурлатского района Татарстана) — крупнейшем в Татарстане в послевоенный период религиозном центре суфийского братства Накшбандийа. И. М. Муштари являлся одним из двух последних шейхов Кизляуского братства и имел иджазу — право на обучение собственных мюридов. Он пользовался значительным авторитетом и обладал влиянием на верующих.

На имама И. Муштари по-прежнему оказывали прессинг уполномоченные Совета по делам религиозных культов (СДРК), которые тщательно отслеживали повседневную жизнь мусульманской общины, разрешая или запрещая любые мелочи в жизни Соборной мечети Москвы. Он навсегда покинул Москву в 1956 г. и вернулся в мечеть «Марджани» в Казани; в системе ДУМЕС он являлся казыем Татарской АССР, Пермской и Ульяновской областей. Еще до этого, в августе 1955 г., имам отъехал в Казань по семейным делам, оставив «вместо себя» члена приходского совета Абдурахмана Хасанова. Это создало прецедент отсутствия имама в мечети, которая все больше привлекала к себе внимание иностранных гостей. В итоге власти пришли к мнению о необходимости закончить с кадровой чехардой в главной мечети СССР. С января 1956 г. в мечети в качестве и. о. имама проходил испытательный срок Ахметзян Мустафин, в середине того же года утвержденный вторым имамом. В июне 1956 г. имам-хатыбом был утвержден Камаритдин Салихов; эти имамы обеспечили стабильное существование РОМ Москвы на протяжении многих последующих лет.

Уроженец села Альшик (ныне Буинского района Татарстана), Камаритдин Багаутдинович Салихов (1891–1963) являлся имам-хатыбом Московской Соборной мечети в 1956–1963 гг.. В свои ранние годы он преподавал в Буинском медресе, являлся имам-хатыбом в селе Утямишево (Тетюшского района Татарстана). В апреле 1920 г. был арестован в Буинске, случайно оказавшись в городе во время антисоветских выступлений, по обвинению в контрреволюционных действиях, но через год его выпустили как выходца из бедной крестьянской семьи и лояльного к советской власти. Однако в начале 1930-х гг. он вновь был посажен в тюрьму в Буинске на 2 года, семья имама была раскулачена. К. Б. Салихов вернулся к богослужебной деятельности сразу после окончания войны, когда антирелигиозная политика властей ослабла: с 1945 по 1952 гг. он служил в мечети «Марджани» в Казани, в 1952–1956 гг. — в Астрахани.

Наряду со свободным владением арабским языком, широкой образованностью и ораторским даром, его отличали также блестящие организаторские и дипломатические способности. Благодаря им московская мусульманская община в трудные годы хрущевской антирелигиозной кампании сумела не только сохранить мечеть, но и существенно расширить свою религиозную деятельность. Посещаемость мечети при новом имаме постоянно росла: ежедневно на полуденном намазе собиралось 150–200 человек, по праздникам — до 3 тысяч.

Со второй половины 1950-х гг. огромную роль приобрела международная деятельность Соборной мечети Москвы. Начало работы Камаритдина Салихова имамом совпало с визитами в Москву глав мусульманских государств: шахиншаха Ирана Реза-шаха Пехлеви, президента Индонезии А. Сукарно, президента Сирии Ш. Куатли, наследного принца Йемена Мухаммада аль-Бадра, которые в том числе посещали для богослужения Соборную мечеть. В июле-августе 1956 г. К. Б. Салихов участвовал в хадже в числе делегации советских мусульман из 20 человек; на обратном пути паломники сделали остановку в Каире, где посетили университет аль-Азхар и встречались с его шейхом Абдурахманом Тажем.

В 1957 г. имам Московской мечети выступал по-арабски на радиопередачах, которые транслировались в страны арабского мира; посещал посольства мусульманских стран; встречался в мечети с многочисленными гостями из стран Востока. Самым известным и особо значимым для московских мусульман стал визит президента Египта Гамаля Абдель-Насера в 1958 г. В 1961 г. имам-хатыб вторично посетил Мекку, где был принят королем Фейсалом ибн Абдель-Азизом и муфтием Саудовской Аравии; в том же году побывал в Марокко, где его принимал король Хасан II. Имам Салихов встречался и с маршалом Г. К. Жуковым, посетовавшим ему: «Молитесь за нас Богу, а то всех сажают, снимают, отправляют, жизнь становится страшной».

В те годы РОМ г. Москвы неоднократно ставило перед властями вопрос о передаче в пользование прихода одного из трех домов-флигелей, находящихся во дворе мечети и возведенные на средства мусульман еще в дореволюционный период (ныне на их месте — административное здание муфтията). Общество намеревалось переоборудовать возвращенный дом под служебные и представительские функции. Пытаясь улучшить реноме Советского государства в глазах многочисленных иностранных гостей из дружественных стран Востока, отдельные чиновники-прагматики поддержали этот запрос, и в августе 1958 г. Обществу было разрешено построить на старом фундаменте новое кирпичное здание площадью в 250 квадратных метров.

С 1952 по 1959 г. РОМ г. Москвы возглавлял Хамзя Айсин (1907–1961), уроженец села Ендовищи (ныне Нижегородской области), один из лучших чтецов Корана и блестящий оратор. Именно по его инициативе было построено новое административное здание, утепленные помещения для совершения омовения, ограждения вокруг территории мечети, а также впервые установлены микрофоны для распространения звучания молитв по пятничным и праздничным дням за пределы богослужебного здания. В пределах своих полномочий он пытался решить вопрос об открытии второй мечети. «В Москве проживают сотни тысяч мусульман, а мечеть только одна. Поэтому мы не помещаемся в одной мечети и вынуждены молиться на улице», — писал он в адрес уполномоченного по делам религии. Однако в реальности власти лишь усиливали давление на РОМ г. Москвы, обеспокоенные усилением влияния единственной мечети центральной России на верующих огромного региона: даже в годы мощного хрущевского наступления на религию число посетителей мечети составляло по пятницам до 3 тысяч человек, а в праздничные дни достигало 30 тысяч! В этой связи в прессе появились заказные статьи, направленные против председателя РОМ, который был известен своей самостоятельностью и деловой хваткой, что раздражало власти. В результате Х. Айсину пришлось уйти в отставку.

(Продолжение следует)

Дамир Хайретдинов,

 

ректор Московского исламского института, к. и. н.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.