Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 6 (164) /Июль-Август 2015/ Закят во времена Пророка
09.09.2015

Очистительный долг

Если салят/молитва выступает главным практическим обязательством человека перед Богом, то закят/милостыня — это главный долг верующего перед ближним. Примечательно, что эти два предписания несколько десятков раз парно встречаются в Коране (в частности, в айатах 2: 43, 83, 110, 177, 277; 4: 77, 162; 5: 12, 55; 9: 5, 11, 18, 71).

Само слово закят означает и «очищение»,
и «приращение»; тем самым указывается, что подобная плата делает богатство религиозно чистым и способствует его преумножению. В Коране и особенно в хадисах синонимом закята выступает садака, этимологически восходящая к слову сыдк, «истина», «искренность», т.е. милостыней подтверждается искренность веры. Тем не менее со временем в мусульманской традиции распространилось употребление «закята» в значении обязательной,
а «садаки» — добровольной милостыни.

Помимо указанных двух терминов, идея благотворительности выражается в Коране словом инфак, «расход», «пожертвование», но чаще — ихсан, «благодеяние». Согласно некоторым айатам (51: 19; 70: 24), милостыня представляет собой «право» (хакк) бедных, «полагающаяся» им доля.

Еще в коранических откровениях мекканского периода благотворительность объявляется одной из основных добродетелей истинно верующего (35: 29–30; 76: 8). В означенный период упоминается и о закяте, но, видимо, лишь как о добровольном деянии. Со второго года после хиджры закят становится и обязательным, и регламентированным.

Размер закята

Единодушно богословы признают ряд хадисов, из совокупности которых следует, что Пророк установил закят с девяти категорий имущества: золота, серебра, пшеницы, ячменя, фиников, изюма, верблюдов, коров и овец. По мнению ханафитов, закятом облагаются также золотые и серебряные украшения, а согласно другим мазхабам, закят с украшений взимается, если они служат средством накопления.

Как установил Пророк, закят выделяется с состояния, превышающего определенный минимум-нисаб, и уплачивается по истечении года — с денежного имущества, скота и товаров, а из продуктов земледелия — по окончании уборочной страды.

В «золотом» исчислении нисаб составляет двадцать динаров, в «серебряном» — двести дирхамов. С такой или более суммы в качестве закята взимается 2,5%.

Урожай продуктов земледелия, превосходящий пять мер-васков (один васк равен ноше верблюда, около 180 кг), облагается закятом в размере 10% при условии, что почва находится под естественным поливом, и только 5% — при искусственном орошении.

Согласно одному свидетельству, Пророк предписал закят только с ячменя, пшеницы, изюма и фиников. Ненадежным считается хадис (от ат-Тирмизи), по которому овощи освобождаются от закята. Вместе с тем большинство богословов придерживаются мнения о необложении закятом овощей: лишь Абу-Ханифа предписывает такой закят; ханафиты же Абу-Йусуф и аш-Шайбани не разделяют такого мнения.

Также спорны хадисы о закяте с меда (в них говорится о закяте в 1/10 облагаемого продукта). Абу-Ханифа и Ибн-Ханбаль учат о закяте с меда, аш-Шафии же и Малик его не предписывают. К последнему мнению склоняются и шииты-имамиты.

Для верблюдов Пророком был установлен нисаб в пять голов, а размер закята определен так: с 5 верблюдов выделяется одна овца, с 10 — две, с 15 — три, с 20 — четыре; с 20 по 35 — однолетняя
верблюдица, с 36 по 45 — двухлетняя, с 46 по 60 — трехлетняя, с 61 по 75 — четырехлетняя, с 76 по 90 — две двухлетние, с 91 по 120 — две трехлетние; с каждых сорока сверх 120 — двухлетняя, с каждых пятидесяти — трехлетняя.

За овец закят выплачивается, лишь когда стадо достигнет 40 голов. С 40 по 120 полагается одна овца, с 121 по 200 — две, с 201 по 300 — три, а далее за каждые сто голов — одна овца.

Что касается коров, то от тридцати голов и выше взимается однолетка с каждых тридцати голов, а с каждых сорока — двухлетка.

В некоторых хадисах поясняется, что речь идет о скоте, который выгуливается на естественных пастбищах. Поэтому богословы считают, что закятом не облагается скот, питающийся фуражом в течение года или его большую часть.

Как гласит один хадис, за коней закят не платят. И таково мнение Малика, аш-Шафии и ханафитов Абу-Йусуфа и аш-Шайбани. Ссылаясь на другие хадисы, Абу-Ханифа учит о закяте с коней. Шиитская традиция рекомендует выплачивать закят за лошадей-самок.

Вслед за некоторыми свидетельствами о велении Пророка выделять закят с товаров (т.е. со всего предназначенного для продажи) суннитские мазхабы облагают закятом и товары, притом по аналогии с золотом и серебром — в размере 2,5%. В одном хадисе говорится и о пятине-хумсе с найденных кладов. К кладам ханафиты приравнивают добытое золото и серебро, драгоценные камни, жемчуг и кораллы, минералы: со всего этого взимается пятина. Другие суннитские мазхабы учат о закяте с последних в тех же размерах, что с золота и серебра.

Различая закят и хумс, шиитская традиция включает в последний пятину не только с кладов и добытых минералов, но также доходы от торговли, земледелия и ремесла.

Как передают, когда к нему кто-нибудь являлся с закятом, Пророк произносил слова благословения. Согласно одному хадису, он метил особым клеймом животных из закята.

Расход закята

Нормативная милостыня расходуется на бедных и прочие нужды общины. Вслед за сошедшим позднее айатом 9: 60 (впоследствии известном как айат масарыф аз-закят, «айат о способах расходования закята», хотя, отметим, в самом айате фигурирует не закят, а садака), богословы учат о восьми группах лиц, среди которых должен распределяться закят:

Воистину, милостыня предназначается

Бедным,

Нуждающимся,

Сборщикам ее,

Склоняемым на сторону ислама,

На [выкуп] рабов,

[Несостоятельным] должникам,

На дела во имя Божье,

[Оставшимся без средств] путникам.

Традиционно полагают, что из указанных в
айате восьми разрядов лиц, имеющих право на закят, каждый получает одну восьмую от собранной милостыни-закята. Упоминающиеся два разряда — «бедные» (фукара’) и «нуждающиеся» (масакин) — порой истолковываются как представляющие два уровня лишенности, причем по-разному определяется, какая из категорий более бедная. Некоторые же богословы, в их числе аш-Шафии, считают, что речь идет о синонимах, а Бог расположил их рядом, чтобы закрепить за ними две доли, т.е. две восьмых. По мнению халифа Умара, фукара’ — это нуждающиеся из среды мусульман, а масакин — из числа немусульман (иудеев, христиан и других).

Шиитская традиция придерживается сходного мнения о распределении закята. Однако пятину-хумс она передает в распоряжение имама-предводителя, при этом одна часть хумса идет на нужды общины вообще, а другая — нуждающимся из родственников Пророка (последним не подобает брать что-либо из закята).

По ряду хадисов, Пророк считал недопустимым для себя потреблять что-либо из милостыни на личные нужды: он получал подарки и вознаграждал за них; принимал дары, но не милостыню (в этих свидетельствах, как и в нижеследующих, фигурирует араб. садака). Когда преподносили еду, он непременно интересовался: «Это подарок или милостыня?» Если отвечали, что подарок, то Посланник Божий приступал к еде, а если милостыня, то приглашал присутствующих отведать ее, сам же к ней не притрагивался.

Повествуют также, как однажды он увидел во рту у внука аль-Хасана финики, что были из милостыни. Пророк подошел и вытащил ягоды изо рта ребенка со словами: «Разве тебе не известно, что мы никогда не вкушаем от милостыни [или: нам не дозволена милостыня]?!» В другой раз, объясняя кому-то из родственников причины своего отказа назначить их сборщиками закята, Посланник Божий сказал: «Милостыня (садака) — это людская грязь» (аусахан-нас; согласно комментаторам, милостыня названа здесь «грязью» в том смысле, что ее пожертвованием человек очищается от грехов).

Вместе с тем сообщают, что Пророк отведал из милостыни, преподнесенной одной из его жен или ее вольноотпущеннице. «Это для нее милостыня, а нам — подарок», — передает его объяснение одна из версий. Некоторые полагают, что в последних хадисах речь идет не об обязательной милостыне-закяте, а о добровольной милостыне-садаке.

Из первой группы вышеприведенных хадисов, если их понимать буквально, следует, что Пророку и его семейству не дозволена какая бы то ни была милостыня — не только закят, но и садака. Богословы единогласно учат о недозволении закята для Пророка и его родни. Что же касается добровольной милостыни, то мнения по этому поводу расходятся. К аш-Шафии возводят три точки зрения: она не дозволена Пророку, однако дозволена его родственникам; не дозволена ни Пророку, ни его родственникам; дозволена и Пророку, и его родственникам.

По книге Н.В. Ефремовой и Т.К. Ибрагима «Жизнь пророка Мухаммада»

(М.: Ладомир, 2009–2010)



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ИСЛАМСКАЯ МЫСЛЬ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.