Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 2(232) /2015/ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
07.03.2015

«Милость для миров:
Свет выявляет контрасты»
.

«Мы послали тебя
только как милость для миров»

Коран (21:107)

БИСМИЛЛЯХИР РАХМАНИР РАХИМ

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО

Дорогие братья и сёстры!

В эти благословенные дни месяца рождества Пророка Мухаммада (мир ему) — мавлид ан-набий, я хотел бы поговорить с вами об особой миссии Последнего Пророка (хатам ан-набийин). Да, с одной стороны, он похож на многих пророков — посланников свыше, которые были до него. Но, с другой стороны — он уникален. Представьте себе современный мир без него... Это просто невозможно!

По-арабски месяц его прихода в наш мир называют «рабиу-ль-авваль». Многие отмечают это событие, опять-таки по-арабски традиционно именуя его словосочетанием «мавлид ан-набий». Я же стараюсь сделать язык, само послание Ислама доступным нашим современникам — и потому использую привычные в российской культуре слова и образы. Старославянское «рождество» в Средневековье было самым обыкновенным для обозначения физического появления человека на свет. Поэтому словосочетание рождество Пророка Мухаммада (мир ему) вполне законно в российском пространстве и сохраняет свою исламскую сущность.

Так в чём же она, и почему так важно в эти дни мысленно сосредоточиться на сути явления в мир этого нового человека: что значит для нас его рождение?

Признаться, я часто сталкиваюсь с непониманием той величественной роли, которую Пророк Мухаммад (мир ему) играет в истории человечества. Кроме того, в последнее время среди светских и антимусульманских мыслителей ширится критика его поступков, жизненных приоритетов, под сомнение ставится даже само его благочестие! Никогда ранее в истории человечества этот образ не вызывал такой мощной, всемирной и подхваченной влиятельнейшими СМИ критики и даже высмеивания и поругания, как в наши дни! «Нет худа без добра», — говорится в народной пословице. Благодаря такому «негативному пиару» теперь почти все обитатели нашей планеты буквально вынуждены узнать, услышать это имя и дать себе ответ: что я знаю о нём, как мне относиться к нему? Безразличных и тем более, вовсе о нём ничего не знающих людей — просто не остаётся.

Потому и моё нынешнее Рождественское послание обращено не только к тем, кто рождён в исламских семьях, кто самостоятельно избрал путь Единобожия, но и ко всем честным людям, искателям истины. И в первую очередь, к тем, кого в мусульманской культуре называют «люди Писания» — к верующим в Единого Господа, «детям Авраамовым», иудеям и христианам всех направлений.

Почему я избрал такую аудиторию? Это выбор не мой. Священный Коран даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. В суре «аль-Анбийа» (107 аят) говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему) послан как «милость для миров». Ответ, действительно, кажется полным и исчерпывающим. Прежде всего, он полон смысла; я бы даже сказал, что данный аят — как и любой другой аят Корана — является бездной смысла, и потому предполагает несколько уровней погружения. Очевидно, центральное место здесь занимает понятие «милости» — рахма. Напомню, что эпитет «Милостивый» является одним из самых важных качеств, имён Бога, произносимых ежедневно в формуле «БИСМИЛЛЯХИР РАХМАНИР РАХИМ». Пророк Мухаммад (мир ему), таким образом, выражает собою милость Аллаха, ниспосланную в миры, выступает её средоточием. Я ещё вернусь к этой сложной богословской теме чуть ниже.

Очень важно задать вопрос — к кому это послание? Слово «мир» стоит тут во множественном числе. Что это значит? Очевидно — это многообразие сообществ людей с их разными культурами, языками и с разным духовным опытом. Потрясающе! Это послание не только для арабов, арабской среды, внутри которой родился мальчик по имени Мухаммад. Это послание всему человечеству и всем поколениям.

Более того, многие толкователи увидели здесь также указание и на тайну. Это послание не только людям, но и невидимым нам ныне мирам, это миры тех, кто ушёл из нашего физического измерения, мир предков... возможны и иные миры, о которых мы ещё не знаем. Сколь велика и многомерна Вселенная — разве это кто-нибудь полностью знает?

Значит, рождество, которое мы отмечаем — это глубоко таинственное и крайне значимое явление милости Бога ко всем Его творениям! Вот одно из важнейших измерений этого события. Но как именно «милость для миров» проявилась — что таковое проявление значит для нас?

Первый ответ состоит в том, что рождение Пророка (мир ему) — это рождество благочестивого человека, который, благодаря исключительным личным достоинствам, оказался способен передать послание Творца миров. О чём мы особенно думаем в этот день и в этот месяц? Мы думаем о заветах Всевышнего и о личных совершенствах Пророка (мир ему).

Мне кажется, этот ответ о смысле рождества лежит на поверхности, и он важен, прежде всего, как начальный этап на пути к последующим размышлениям. Сами же эти размышления составляют содержание второго, более глубокого ответа.

Для того, чтобы обратиться ко второму ответу, у нас должна возникнуть внутренняя интеллектуальная и духовная потребность. Наша традиция свидетельствует о том, что этот день всегда имел великое мистическое значение (это получило отражение, в частности, в российском мусульманском искусстве). Сформулировать суть второго ответа можно так: милость Бога — это тот божественный и предвечный Свет, который Он изливает на все миры, и этот Свет способен ярче всего гореть в человеческих сердцах. Рождество Пророка (мавлид ан-набий) — это не только рождение физического тела уникального человека, но и символ ниспослания милости, предвечного Света в наши сердца, символ рождения этого Света в наших сердцах.

В суре «ан-Нур» (35 аят) об этом Свете сказано: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключён в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не освещается солнцем только с востока или только с запада. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём. Один Свет поверх другого! Аллах направляет к Своему Свету, кого пожелает».

Наши христианские братья по вере Авраамовой недавно, почти в эти же дни, отпраздновали другое великое (и для них и для нас) событие: рождество Христово — Исы (мир ему). В связи с этим обратите внимание на то, что сближает нас в самом желании отмечать такие события и получать от этого новые духовные силы — для личного совершенствования. Наиболее точно и ёмко сущность события, по моему мнению, выразил немецкий мистик Ангелус Силезиус: «Христос мог бы тысячу раз рождаться в Вифлееме — ты всё равно погиб, если Он не родился в твоей душе». В Христианстве есть понятие «подражание Христу» — быть верующим означает, и это лучше всего выражено в английском языке, быть «christlike», т. е. «подобным Христу».

Разве мы не говорим о рождестве Пророка Мухаммада (мир ему) то же самое? Как сказал великий мистик Джалаладдин Руми, необходимо освободить свою душу от всего мирского, чтобы она, подобно отполированному зеркалу, была способна наиболее чисто отражать этот Свет:

«Чтоб стал твой мир прозрачен и лучист —

Ты сердце, словно зеркало, очисть!».

Из сказанного проясняется подлинный смысл подражания Пророку (мир ему). Известно, что с самых ранних времён он был идеалом всех мусульман. Подражание ему проявлялось в поведении, словах и даже таких мелких деталях, как одежда, соблюдение правил омовения и прочее. Особенно значимо подражание Пророку Мухаммаду (мир ему), конечно же, в главном в благочестии. «Для вас в Посланнике Аллаха прекрасный пример» (Коран 33:21)

Его жизненный путь является прообразом, прототипом для каждого мусульманина. Так, вслед за углублением в суть его рождества, мы призваны вспоминать и углубляться в события его жизненного пути (по-арабски «хиджра»), кульминацией, высшей точкой которого стало его вознесение (по-арабски «мирадж») к Лотосу крайнего предела (сидра аль-мунтаха) Коран (53:14).

По свидетельству традиции, ежедневная молитва рассматривалась Пророком Мухаммадом (мир ему) как повторение этого радостного события. Находясь в возвышенном состоянии духа, Пророк (мир ему) пребывал наедине с Аллахом. Даже ангел Джибриль (мир ему) не мог сопровождать его. В одном из хадисов Пророк (мир ему) описывает свой опыт следующим образом:"Я провёл с Аллахом время, в которое ни одно тварное существо не имеет доступа, даже чистый дух Джибриль«. Последнее замечание особенно важно, так как оно ставит Пророка Мухаммада (мир ему) выше ангелов. Джамали Канбу, индийский поэт XV в., так описал опыт Пророка (мир ему): «Моисей потерял сознание от одного только лицезрения атрибутов —/Ты же видишь сущность Сущности и всё ещё улыбаешься».

Таким образом, формально-морализаторский подход к фигуре Пророка Мухаммада (мир ему), согласно которому он является человеком высоких нравственных идеалов, слишком узок и не отражает полноту мусульманской традиции. Смотрите — практически все крупнейшие мыслители и поэты (Ибн Араби, аль-Халладж, аль-Газали и др.) говорили о метафизической ролиПророка (мир ему). Приведу следующий сюжет.

В поэме «Маснави» (IV:975) Джалаладдина Руми рассказывается о том, как маленький Мухаммад (мир ему) потерялся и его кормилица, искавшая мальчика, была утешена словами: «Не горюй, он не потеряется для тебя,/Нет, — но весь мир потеряет себя в нём».

Дорогие братья и сёстры! В светлый месяц рождества Пророка (мир ему) — мавлид ан-набий, я предлагаю вдуматься в эти глубокие строки. Весь мир должен «потерять себя» в Мухаммаде (мир ему) — это значит, что весь мир, благодаря миссии Пророка (мир ему), наполнится милостью Творца, озарится божественным Светом. Пусть месяц рождества Пророка (мир ему) напоминает нам об этом ниспослании со стороны Аллаха. Пусть же каждый найдёт «Свет небес и земли» в своём сердце!



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.