Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Ислам Минбаре № 13(231) /2015/Шейх аль-Карадаги: Русские для нас — арабов, ближе, чем какой-либо другой народ
01.03.2015

В дни проведения Х Международного мусульманского форума корреспондент «Минбара ислама» побеседовала с генеральным секретарем Всемирного союза мусульманских ученых, доктором, шейхом Али Мухиддином аль-Карадаги.

— Уважаемый шейх, в последние годы Вы в России — частый гость. Недавно Вы побывали в Кабардино-Балкарии, Ингушетии, до этого были в Дагестане. Чем объяснить Ваши симпатии к России, ее регионам, к российской умме?

— Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха! Воистину, это важный вопрос. Да, действительно, я восхищен и в силу ряда причин с любовью отношусь к мусульманским народам, которые живут в этой стране — Российской Федерации. Во-первых, потому что эти народы сыграли огромную роль в исламской цивилизации. Это касается и мусульман Кавказа, и Татарстана, и любого другого региона России. Все они внесли значительный вклад в развитие исламской цивилизации. Во-вторых, и я это говорю абсолютно искренне, мое уважение и любовь распространяется не только на мусульман, не только на моих братьев по религии, по истории, по акиде. И на это тоже есть несколько причин. Мы все — дети Адама. И наши русские братья — не только мусульмане, но и христиане, и представители любой другой религии — тоже являются потомками Адама. Священный Коран указывает на эту близость, на это родство всего человечества. В этом смысле и вы — моя родственница, потому что 30–40 поколений назад (один Аллах знает, сколько) наши предки могли встретиться. Всевышний в Коране говорит: «О люди, мы создали вас от одного мужчины и от одной женщины...» Прародители у нас одни, а это значит, как я могу относиться с неприязнью к другому человеку без всякой на то причины?! Всевышний в суре «Женщины» говорит: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил человека из одной души, и из нее сотворил пару, и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрыва родственных связей...» Всевышний призывает нас стараться делать то, что угодно Ему, в том числе и поддерживать родственные связи. Ученые говорят, что чувство родства присуще, прежде всего, человеку, ведь все мы произошли от одной души. Поэтому и должны любить друг друга. Наш господин Али (да будет доволен им Аллах) написал послание своему наместнику в Египет. В нем было сказано: каждый, проживающий в Египте — тебе брат либо по вере, либо по своей человеческой природе. Этот важнейший принцип, который заставляет мусульманина любить другого.

Третья причина, которая побуждает меня с любовью относиться к России, заключается в том, что эта страна — сейчас Россия, а раньше Советский Союз — всегда стояла на стороне арабов, и прежде всего, в решении палестинской проблемы. И с помощью русского оружия мы смогли в 1973-м году, на 10-й день священного Рамадана, одержать победу. Поэтому русские для нас, арабов, ближе, чем какой-либо другой народ.

И наконец, в‑четвертых, я как ученый, как генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых, считаю: нам нужно вместе попытаться наставить мир на правильный путь, устранить причины горестей и скорбей, причины смуты (фитны) и войн. Поистине, все это — не в интересах ислама, и не в интересах христиан, и не в интересах любой религии, которая уважает человеческое достоинство. Исходя из этого, я заинтересован в том, чтобы в России был порядок и стабильность. И не только в России. Я — не сторонник смуты. К этому нас призывает и наша религия. Поэтому я как мусульманский ученый, и как сотни ученых, входящих во Всемирный союз, выступаем за то, чтобы в этой стране была стабильность. И мусульманский мир, и Россия стремятся к развитию — техническому, научному, цивилизационному. А всякая война приводит к отсталости, к нарастанию проблем, и если и позволяет продвинуться вперед, то только в военно-технической области. Но при этом все другие области — техническое развитие, промышленность, будут отставать. Это не в наших интересах. Поэтому мы с симпатией относимся к России.

— Ваши слова вполне отвечают названию X международного мусульманского форума в Москве: «Миссия религия и ответственность ее последователей перед вызовами современности». Какие из вызовов Вы считаете главными для мусульман?

— Перед всеми нами стоит много вызовов: столкновения, фитна, религиозный фанатизм, усиление терроризма, насилие вместо диалога. Все это вызовы. К этому следует добавить и возрастающее господство тех сил, которые хотят завладеть нашими землями с их ресурсами — нефтью, газом и пр. Они не заинтересованы в стабильности и прилагают все усилия к тому, чтобы ее не было. Эти силы только выигрывают от нестабильности, она им идет на пользу. Все эти проблемы требуют решения. Я убежден, религии в этом могут сыграть большую роль. Представители трех основных религий — ислама, христианства и иудаизма, а также другие, не авраамические, но традиционные религии — должны договориться об основных ценностных, морально-этических критериях, общечеловеческих принципах, которые нас не разъединяют, а объединяют. Мы должны сформулировать эти вызовы, объяснять их и по возможности излечивать. Ведь многие проблемы, к сожалению, сегодня приобрели религиозную окраску. Израиль сегодня ведет активную иудаизацию государства. Это очень опасная вещь! Ведь Иерусалим священен для всех религий, не только для иудеев. Иудаизация Аль-Кудса (Иерусалима) — это очень большая проблема! Мы должны противостоять всем вызовам с помощью разума, общих религиозных принципов.

— Исламский мир сегодня болен..?

— Да, вы правы.

— И болезней много — это и ИГИЛ, и исход христиан из государств Ближнего Востока, и все большее распространение радикальных взглядов. В чем причины? Их нужно искать вне исламского мира или внутри него?

— Появление ИГИЛ, или так называемого Исламского государства, деятельность других экстремистских организаций — все это вызвано целым рядом причин — и внешних, и внутренних. Я считаю, что к числу внутренних причин относится тирания, диктаторская форма правления, которые не позволяют обществу вести диалог. К этому добавляются экономическая отсталость, безработица, бедность. Помимо этого, есть и причины внешние. Они нацелены на то, чтобы подогревать общество. Некоторые силы — международные — ради своих собственных интересов провоцируют хаос, анархию. Некоторые аналитики на Западе говорят, что анархия губительна для Востока, но она позволяет, дает возможность господствовать, хозяйничать в той или иной стране, грабить ее. Сегодня страны коалиции выделили 600 миллиардов долларов на борьбу с ИГИЛ. Но что такое ИГИЛ? Она существовала в Ираке, в ар-Рамади, местные племена вооружили их, но потом выдворили из страны. Так было 3–4 года назад. ИГИЛ разросся. Но кто платил за это? Известно, кто — арабы, мусульмане. Кто получил эти деньги? Это также известно. Все это требует от нас, ученых, самого широкого осмысления и анализа.

— В состав Всемирного союза мусульманских ученых в этом году вошли 40 российских муфтиев, глав духовных управлений мусульман разных регионов России, ученых. Вы заинтересованы в том, чтобы они были членами возглавляемой Вами организации? — Да, и я хочу поприветствовать этих людей. Они присоединились к нашей организации по одной простой причине: наш Всемирный союз ученых — независимая структура. Его позиция абсолютно ясна. Она не подчиняется какому-либо государству, мы против гегемонии какого-либо государства. С другой стороны, Всемирный союз отражает интересы всего исламского мира, ведь его членами являются 100 тысяч ученых, проживающих в десятках стран — начиная от Китая и заканчивая Андалузией. У Союза есть устав, программа, стратегические планы, и все они опираются на срединный путь, на умеренность, на мирное сосуществование, на диалог как единственное средство в решении проблем. Союз прилагает все усилия для распространения этого курса на умеренность, в том числе и в России, где наши братья живут рядом с христианами и представителями других религий. Религиозное разнообразие — полезно. Цивилизации не создаются одним народом, одной религией. Цивилизации создаются разными народами, представляющими разные религии, но которые находятся во взаимодействии. Поэтому мы рады, что российские мусульманские деятели присоединились к нашей организации. — 

Организатором форума в Москве стало Духовное управление мусульман Российской Федерации. Как Всемирный союз мусульманских ученых намерен сотрудничать с этой структурой? — Мы рассчитываем на стратегическое сотрудничество с Духовным управлением мусульман Российской Федерации, с Россией в целом, ее религиозными организациями для воплощения тех идей, о которых я говорил выше, — мирное сосуществование, диалог, показ истинного ислама. Все поможет мусульманам продвинуться вперед, добиться прогресса. У нас в Союзе есть три основных программы: общая программа подготовки ученых, программа подготовки специалистов по исламской экономике и подготовка ученых, специализирующихся по проблемам современности. Все эти программы нужны нам, нужны муфтиям, чтобы продолжать движение вперед. Ведь знанию предела нет, знание — бесконечно. Так что российским братьям будет полезен наш опыт. Мы заинтересованы в сотрудничестве с ДУМРФ в интересах народов, проживающих на этой территории.

— На форуме было высказано предложение сделать его постоянно действующей площадкой для обсуждения насущных проблем уммы. Вы поддерживаете эту инициативу?

— Да, если форум станет постоянной площадкой, это принесет пользу и мусульманам, и не мусульманам. Его работа побудит представителей других религий, в том числе христианства, к обсуждению проблем, которые важны для этого региона. Нужно, чтобы каждая сессия этого форума давала результаты. Я — за постоянно действующий форум и за выработку его стратегического курса.

Беседовала Ольга Семина



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.