Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №155–156 — Адабы мусульманина
19.12.2014

Адабы мусульманина

Нравственность это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. Какой должна быть нравственность мусульманина?

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и мир нашему Пророку Мухаммаду (мир ему), который был направлен к людям как милость для миров и послужил для людей уникальным примером мусульманина, ведущего достойный образ жизни, придерживающегося справедливости, проявляющего милосердие и смирение, побуждающего людей к добру и внушающего им надежду.

Мусульманин проявляет жалость и милосердие по отношению к сироте, обездоленному и слабому. Мусульманин жалеет малого и уважает старого. Приходя куда-либо, мусульманин приветствует людей и желает всем мира и милости Аллаха. Уходя, мусульманин также желает всем мира и милости Аллаха. Мусульманин прощает тех, кто обижает его, и поддерживает связь с теми, кто порывает связь с ним. Мусульманин дает тем, кто отказывает ему в нужде, и снисходительно относится к людям, которые причиняют ему зло. Мусульманин никому не завидует, и воздает хвалу Аллаху Всевышнему даже в нужде. Разбогатев, мусульманин не превозносится и сочувствует бедным.

Адаб

Слово «адаб» арабского происхождения и означает: воспитанность, учтивость, нравственность. Адаб в исламе имеет большую ценность и значимость. Одна из основных целей ислама воспитание высоконравственного человека. Аллах Всевышний, создавая людей, наделил их различными качествами. Одни качества подобны тем, которые имеют Ангелы — разум, рассудительность и знание. Другие качества, которые свойственны земному, животному миру — физическая сила, способность к деторождению, потребность в еде.

Таким образом, человек есть сочетание духовных качеств Ангела и природных инстинктов животного. И если эти животные инстинкты контролируются разумом и сознанием, то человек схож с Ангелом. Если же человек уподобляется животному и свои жизненные потребности доводит до абсурда, превращая инстинкт размножения в похоть, а потребность в еде в обжорство, то он становится хуже животного.

В исламе такие крайности в поведении человека носят название «нафс» — страсть. Люди делятся на две категории: на тех, кто имеет нравственность и тех, у кого эта нравственность отсутствует.

Нравственность

Нравственность это норма поведения человека, его моральные качества, поступки, внутренняя духовная жизнь. Нравственность может быть врожденным качеством. Но в течение всей жизни человек должен обогащать свои знания путем постоянного постижения этики и морали Пророка Мухаммада (мир ему) изучая его биографию.

Пророк Мухаммад (мир ему) был избран Аллахом, чтобы указать людям Истинный Путь и быть для них примером. Аллах в Коране говорит: «О, Мухаммад, воистину, ты обладатель высокой нравственности».

Когда жену пророка Айшу (да будет доволен ею Аллах) спросили про нравственность пророка Мухаммада (мир ему), она ответила: «Его нравственность — Коран».

Это означает, что описание идеала высокой нравственности, содержащееся в Священном Коране, позволяет уяснить нравственное величие Пророка.

В одном из хадисов пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Я послан, чтобы усовершенствовать благородную нравственность достойной культурой».

Мусульманин оценивается по его нравственному облику. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Самый любимый мной и самый приближенный мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью».

Как совершение ибадата является обязанностью, так и соблюдение законов нравственности является повелением Аллаха. В сущности, целью ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности.

Безнравственность также бывает врожденной. Одни дети рождаются спокойными, послушными, добрыми, щедрыми. Другие крикливыми, капризными, жадными, жестокими.

Каждый разумный человек должен трудиться с целью овладения духовной культурой и выработкой совершенных черт характера. Только великим трудом по искоренению своих недостатков можно заслужить почтение. Нельзя для своего возвышения использовать имя, славу, известность своих предков. Это безнравственно. А человек, лишенный нравственности и культуры, даже если в его роду есть знаменитые предки, не должен быть почитаем.

Если же воспитание будет отсутствовать, и душа
ребенка будет осквернена черным пятном плохого характера, то трудно будет ему встать на путь нравственности, которая предполагает доброту и человеколюбие.

Как мы лечим различными лекарствами свое тело, чтобы избавиться от болезни, так мы должны очищать и нашу душу, облагораживая ее, избавляясь от дурных мыслей, желаний, стремлений.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Совершенствуйте Вашу нравственность».

Этот хадис доказывает то, что свойства личности могут меняться. Поэтому так важна атмосфера нравственности в окружающем нас информационном пространстве. Важно — какую музыку мы слушаем, какие фильмы смотрим. Также важна эстетика нашей одежды, которая не должна входить в противоречие с нашей этикой, в основе которой морально-нравственные традиции, заложенные в Священном Коране.

Есть родители, позволяющие детям смотреть телевизионные передачи, в которых в извращенной форме показываются отношения между мужчиной и женщиной. В результате родители становятся соучастниками нравственной гибели молодого поколения и способствуют совращению детей с Истинного Пути, указанного в Священном Коране.

Адабы по отношению к Всевышнему Аллаху

Аллах создал нас из ничего. Аллах снабдил нас совершенными жизненными органами. Аллах дал нам в распоряжение все, что создал на земле.

Качества, которые Аллах даровал человеку, он не дал ни одному из других живых существ. Какие же адабы мы должны соблюдать в отношении Аллаха?

Первый и самый необходимый адаб — это всем сердцем уверовать в своего Создателя, Всевышнего Аллаха, в Его существование, которое — несомненно, и которое не имеет ни начала, ни конца.

Аллаху ничего не нужно, но всем нужен Он. Аллах един и не похож ни на кого и на что. Аллах не нуждается ни в чем и ни в чьей помощи.

Аллах не ограничен ни во времени, ни в месте, ибо Он — Создатель времени и места, как и всего сущего. Аллах могущественен во всем.

Адаб по отношению к Аллаху — это служение Ему, преклонение перед Его величием, подчинение Его воле.

Аллах Всевышний говорит в Священном Коране: «Я не создал ни людей, ни джиннов, кроме как для служения Мне» (сура «Аз-зарият», аят 56).

Служение Аллаху не ограничивается только совершением обязательных молитв, соблюдением поста, чтением Корана и зикром. Это служение вбирает в себя весь образ жизни человека, соблюдение всего обязательного и разрешенного, а также стремление уберечь себя от всего запрещенного Кораном.

Адаб по отношению к Аллаху — это воздаяние хвалы Всевышнему за каждую милость, которую мусульманин получает от Него. Адаб по отношению к Аллаху — это исполнение повеления Всевышнего и отказ от всего того, что Он запретил. Адаб по отношению к Аллаху — это чувство стыда перед Всевышним. Адаб по отношению к Аллаху — это благодарение за все дары Всевышнего.

Адабы по отношению к Священному Корану

Коран был ниспослан Всевышним Аллахом Пророку Мухаммаду (мир ему), и дошел до нас путем передачи друг другу. Так как Коран является речью Аллаха, то по отношению к Корану необходимо соблюдать адабы, как и по отношению к Самому Аллаху. В этой Священной Книге собраны мысли всех книг, которые были ниспосланы предыдущим пророкам. Сколько бы времени ни прошло Коран не устаревает. Каждому времени и народу он дает то, что соответствует именно этому времени и этому народу. За все время существования человечества не было другой книги, которая была бы также популярна, также читаема народом, как Коран, которая давала бы столько же пользы людям.

Адабы, которые необходимо непременно соблюдать в отношении к Корану:

Соблюдать омовение перед чтением Корана. Нельзя во время чтения Корана держать Священную Книгу ниже пояса. Чтение Корана желательно начинать со слов [«Аъузу-билляхи минаш- шайтанир-раджим: Бисмил-ляхир-рахманир-рахим»] и заканчивать словами [«Садакал-лахуль-азым»].

Читать Коран (по возможности) нужно в соответствии с правилами чтения, и со смыслом, понимая значение, слов Священной Книги.

Необходимо с благоговением относиться к Корану во время чтения и во время слушания.

Необходимо выполнять повеления Корана и избегать того, что запрещено в Священной Книге.

Адабы по отношению к ношению одежды

Всевышний Аллах сказал в Коране: «О, сыны Адама, Мы ниспослали вам одеяние, для прикрытия того, что нужно прикрывать, а также украшающие вас. А одеяние таква (богобоязненности) — это самое лучшее» (сура «Аль-Аъраф», аят 26).

Основные адабы, которые необходимо соблюдать в отношении одежды:

— необходимо содержать одежду в чистоте;

— одеваться необходимо там, где вас никто не может видеть, чтобы не демонстрировать людям недозволенные части тела (аврат);

— согласно сунне Пророка необходимо начинать одеваться с правой стороны, а раздеваться — с левой.

Для женщин:

— не носить широкую и прозрачную или чересчур облегающую одежду, подчеркивающую контуры тела, короткие юбки, платья с разрезами;

— прикрывать одеждой все тело, кроме лица и кистей рук;

Для мужчин:

— не носить одежду из шелка;

Сегодня многих девушек и юношей покорила западная мода. Однако, мусульмане обязаны помнить о том, что впереди их ждет Вечность, поэтому им не следует носить одежду, которая разлагает общество и посягает на их традицию и нравы.

Особенно это касается женщин. Одевать тонкие прозрачные, облегающие одежды с декольте или разрезами, одевать короткие и обтягивающие юбки, или одевать обтягивающие джинсы, да еще обнажающие пупок, — это значит осознанно привлекать внимание чужих мужчин, демонстрируя недозволенные части тела. Подобные одежды нарушают нравственные законы не только ислама, но и двух других авраамических религий: иудаизма и христианства.

Хайриддини Абдулло,
руководитель Отдела по духовному воспитанию и духовной культуре Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.