Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №155–156 — Чишме — родники Крыма
19.12.2014

Чишме — родники Крыма


Родник Чабан-Чохрак

Из краеведческой литературы о Крыме известно, что Чабан-Чохрак
обустроен на средства Умера (Омера), совершившего хадж в Мекку.
Арабская надпись на фронтоне гласит: «Сагиб аль Хайраталь хаджа
Хурт Омар ибн Аль Хаджи Ахмат 1315 г. по-хиджри Алушта
(Хозяин богатств Хаджи Курт Омар ибн Хаджи Ахмад.
1315 год Хиджры. Алушта)»

Сейчас очень много спорят о том, кто же первый появился на той или иной территории, кто проживал здесь раньше? Пожалуй, изо всех российских земель больше всего такой вопрос задают по Крыму — недавно вошедшему в состав Российской Федерации, но вместе с тем одному из самых древних регионов страны. Недаром о Крыме писали еще древние античные авторы, да и здешняя скудная почва буквально перенасыщена следами пребывания самых различных культур и цивилизаций. Но кто из ныне живущих народов является здесь коренным? Кто самый древний на этом клочке суши размером в полтора раза меньше, чем Московская область? Наверное, этого мы в точности никогда не узнаем, да сейчас и не определить, кто конкретно и в какой степени является потомком тавров, скифов и сарматов, киммерийцев и хазар. Определить это могут лишь широкомасштабные генетические исследования, а они у нас не в чести. Однако есть и иной, не менее значимый показатель, определяющий степень укорененности того или иного народа на той или иной земле — его отношение к этой самой земле, степень его привязанности к ней. И это, наверное, и есть главное — в самом отношении народа к тому месту, где он живет. И в этом плане крымские татары просто уникальны.

Первое впечатление о Крыме — завораживает, здесь очень много сказочно красивых мест. Но, как известно, за первым впечатлением всегда следует второе, а оно не самое лучшее. Впервые в Крыму я побывал в своем детстве, в 1970-е гг., и как только я попробовал воду, которую пили здешние жители, самое мягкое, что можно сказать — без лишней нужды я бы такую пить не стал. Это была вода из Северо-Крымского канала, проведенная из Днепра в засушливый Крым. Своих же рек в Крыму мало, и они в основном маловодны. Но тогда возникает вопрос: как же снабжались водой знаменитые крымские сады и виноградники, и неужели крымские ханы, российские императоры и их многочисленные вельможи пили воду, малоприятную на вкус и непригодную ни для чая, ни для столь любимого крымскими татарами и цветом российского дворянства кофе? Не верится как-то... Да и канал Северо-Крымский провели лишь при советской власти в 1960—1970-е гг. А что же до того пили, чем поливали? Ответ на этот вопрос первым мне дал русский человек, чьи предки жили в Крыму еще с дореволюционных времен, а потом я и сам увидел это воочию. Это знаменитые крымские «чишме» — родники, в основном в горах, которые находили и обустраивали, а впоследствии веками за ними следили те или иные татарские семьи. Подобная забота в исламе именуется «саадака джария» — благие дела, счет за которые продолжается и после смерти человека, их совершившего. Ведь, несмотря на то, что следила за каждым чишме конкретная семья, но пользовались его водой все желающие — местные и приезжие, невзирая на нацию или религию (крымское общество традиционно вообще было очень дружным и представляло из себя очень своеобразный и неповторимый симбиоз культур, языков и вер). Причем культура этих чишме уникальна и самобытна — невзирая на уважение к родникам в других уголках нашей страны, такого пиетета к ним все-таки не испытывают ни в Поволжье, ни в Центральной России, ни в Сибири и на Кавказе. Пожалуй, подобное отношение к воде присутствует разве только в Центральной Азии, или в Аравии, потому что по недостатку воды Крым может с ними сравниться. Веками чишме облагораживались, их отделывали камнем, чистили и украшали. Остатки старых чишме, с арабографичными надписями и сейчас есть как на южном берегу Крыма, так и в его горной части.

Но после депортации крымских татар в 1944 году ухаживать за ними стало некому, а, может быть, сама земля перестала отдавать свою воду, и чишме постепенно пересохли и запустели. Запустели и сами земли, превратившиеся без воды в пустоши. Однако память о них передавалась, подобно тому, как в странах арабского Магриба из поколения в поколение передавали ключи от своих покинутых домов в Испании. Подобно тому, как палестинцы хранят память о своей родине, десятилетиями скитаясь по чужбинам. И, если возвращающиеся крымские татары не стали забирать свои дома (прошло много лет, и им не хотелось лишних и ненужных конфликтов), то чишме они вернули к жизни. И произошло самое удивительное: Всевышний вернул в них воду, а вода — это жизнь, и в Крыму это особенно чувствуется. Этот народ не мог жить без своей земли, но и земля не могла жить без этого народа.


Фонтан Арзы в селе Тополевка, в который вода поступает из источника

Впрочем, в том, что этот народ не может жить без своей земли, а земля — без этого народа, в этом можно убедиться неоднократно. Достаточно побывать в гостях у любого крымского татарина. Начнется все, конечно, с кофе, аромат этого напитка, вскипающего в джезве, будет сопровождать вас в Крыму повсюду, как и запах готовящихся чебуреков (именно отсюда начали они свое победное шествие по всей России, включая просторы бывшего СССР). Но примерно после получаса общения каждый крымский татарин поведет вас в свой сад и огород и начнет показывать, рассказывать и объяснять, как растут его помидоры, виноград, гранат, миндаль et cetera. Как надо сделать, чтобы инжир с гранатом не померзли зимой и росли летом, как их поливать и удобрять. При этом абсолютно не имеет значения образование, социальный статус и профессия принимающего вас хозяина дома. Если он — крымский татарин, то любовь к родной земле и ко всему, что на ней растет и с ней связано, у него — в крови и на генном уровне обеспечивает архетип его сознания. И неважно, что у меня в саду никогда не будут расти ни гранаты, ни инжир, все равно я услышу (и внимательно выслушаю) подробную лекцию о том, как их выращивать с показом всего этого в действии. При этом стоит учесть и то, что множество современных крымскотатарских поселков выросло на неудобьях, территориях, где были расположены заводские свалки, так что добиться всего этого было вдвойне трудно. Но любовь к Родине у этих людей спасла их и помогла им выжить раньше, поддерживает она их и теперь. Восстановили они и оставшиеся от предков родники-чишме. На одном из них, на полпути между Симферополем и Старым Крымом (столичными городами современного Крыма и золотоордынского Крымского вилайята) и далее древней Феодосией побывал и автор этих строк. Некогда заброшенный чишме восстановили и обустроили, доступ к нему открыт всем желающим, каждый может напиться вкуснейшей холодной воды, набрать ее во флягу или другую емкость. Желающих много, это ведь одна из центральных дорог, и для всех открыт доступ к чишме, отдающему свою воду.

Но в степном Крыму ситуация с водой совсем иная. Там, в отличие от горной или прибрежной части, не было мест близкого к поверхности ее выхода. Тамошняя земля глубже прячет свое главное сокровище, и для того, чтобы добраться до него, нужно больше усилий. Много поколений назад в степи были пробиты колодцы глубиной до 100 метров, причем именно пробиты, ведь эта земля — это камень, лишь сверху прикрытый тонким слоем почвы. И со дна этих колодцев доставали такую нужную здесь воду. Такие памятники трудолюбию крымскотатарского народа стоят по всей степи, и нередко рядом с ними возвышаются другие памятники — исчезнувшим селам. В 1980-е гг. когда уже был канал, большинство колодцев посчитали ненужными и забетонировали. С тех пор колодцы стали еще и памятником нашему неразумию и богоборческому стремлению «побороть природу», а заодно и здравый смысл. Теперь значительная часть земель степного Крыма заброшена, и с перекрытием канала ситуация с водой вряд ли станет лучше. И, может быть, стоит вернуться к этим старым колодцам, неразрывно связанным с народом, пробившим их в толще камня. А пока верхние части колодцев немым укором всем нам возвышаются среди пустующих земель, лишенных воды и людей. И не верится подчас, что когда-то этот край был цветущим и густонаселенным.

Присоединенный к России Крым может явиться не только источником проблем, но и одним из крупнейших производителей продовольствия России, а также образцом мира и согласия в стране. Для этого надо просто учесть и плодотворно использовать весь опыт, накопленный множеством поколений наших предков, их культур и цивилизаций.

P.S. В Крыму находились многочисленные дачи российской знати, начиная с императорской фамилии, а также одни из самых известных санаториев и курортов страны. Поэтому с Крымом связаны почти все значимые персонажи отечественной культуры, науки и политики.

Ахмад МАКАРОВ,
публицист



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.