Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №155–156 — Чишме — родники Крыма
19.12.2014

Чишме — родники Крыма


Родник Чабан-Чохрак

Из краеведческой литературы о Крыме известно, что Чабан-Чохрак
обустроен на средства Умера (Омера), совершившего хадж в Мекку.
Арабская надпись на фронтоне гласит: «Сагиб аль Хайраталь хаджа
Хурт Омар ибн Аль Хаджи Ахмат 1315 г. по-хиджри Алушта
(Хозяин богатств Хаджи Курт Омар ибн Хаджи Ахмад.
1315 год Хиджры. Алушта)»

Сейчас очень много спорят о том, кто же первый появился на той или иной территории, кто проживал здесь раньше? Пожалуй, изо всех российских земель больше всего такой вопрос задают по Крыму — недавно вошедшему в состав Российской Федерации, но вместе с тем одному из самых древних регионов страны. Недаром о Крыме писали еще древние античные авторы, да и здешняя скудная почва буквально перенасыщена следами пребывания самых различных культур и цивилизаций. Но кто из ныне живущих народов является здесь коренным? Кто самый древний на этом клочке суши размером в полтора раза меньше, чем Московская область? Наверное, этого мы в точности никогда не узнаем, да сейчас и не определить, кто конкретно и в какой степени является потомком тавров, скифов и сарматов, киммерийцев и хазар. Определить это могут лишь широкомасштабные генетические исследования, а они у нас не в чести. Однако есть и иной, не менее значимый показатель, определяющий степень укорененности того или иного народа на той или иной земле — его отношение к этой самой земле, степень его привязанности к ней. И это, наверное, и есть главное — в самом отношении народа к тому месту, где он живет. И в этом плане крымские татары просто уникальны.

Первое впечатление о Крыме — завораживает, здесь очень много сказочно красивых мест. Но, как известно, за первым впечатлением всегда следует второе, а оно не самое лучшее. Впервые в Крыму я побывал в своем детстве, в 1970-е гг., и как только я попробовал воду, которую пили здешние жители, самое мягкое, что можно сказать — без лишней нужды я бы такую пить не стал. Это была вода из Северо-Крымского канала, проведенная из Днепра в засушливый Крым. Своих же рек в Крыму мало, и они в основном маловодны. Но тогда возникает вопрос: как же снабжались водой знаменитые крымские сады и виноградники, и неужели крымские ханы, российские императоры и их многочисленные вельможи пили воду, малоприятную на вкус и непригодную ни для чая, ни для столь любимого крымскими татарами и цветом российского дворянства кофе? Не верится как-то... Да и канал Северо-Крымский провели лишь при советской власти в 1960—1970-е гг. А что же до того пили, чем поливали? Ответ на этот вопрос первым мне дал русский человек, чьи предки жили в Крыму еще с дореволюционных времен, а потом я и сам увидел это воочию. Это знаменитые крымские «чишме» — родники, в основном в горах, которые находили и обустраивали, а впоследствии веками за ними следили те или иные татарские семьи. Подобная забота в исламе именуется «саадака джария» — благие дела, счет за которые продолжается и после смерти человека, их совершившего. Ведь, несмотря на то, что следила за каждым чишме конкретная семья, но пользовались его водой все желающие — местные и приезжие, невзирая на нацию или религию (крымское общество традиционно вообще было очень дружным и представляло из себя очень своеобразный и неповторимый симбиоз культур, языков и вер). Причем культура этих чишме уникальна и самобытна — невзирая на уважение к родникам в других уголках нашей страны, такого пиетета к ним все-таки не испытывают ни в Поволжье, ни в Центральной России, ни в Сибири и на Кавказе. Пожалуй, подобное отношение к воде присутствует разве только в Центральной Азии, или в Аравии, потому что по недостатку воды Крым может с ними сравниться. Веками чишме облагораживались, их отделывали камнем, чистили и украшали. Остатки старых чишме, с арабографичными надписями и сейчас есть как на южном берегу Крыма, так и в его горной части.

Но после депортации крымских татар в 1944 году ухаживать за ними стало некому, а, может быть, сама земля перестала отдавать свою воду, и чишме постепенно пересохли и запустели. Запустели и сами земли, превратившиеся без воды в пустоши. Однако память о них передавалась, подобно тому, как в странах арабского Магриба из поколения в поколение передавали ключи от своих покинутых домов в Испании. Подобно тому, как палестинцы хранят память о своей родине, десятилетиями скитаясь по чужбинам. И, если возвращающиеся крымские татары не стали забирать свои дома (прошло много лет, и им не хотелось лишних и ненужных конфликтов), то чишме они вернули к жизни. И произошло самое удивительное: Всевышний вернул в них воду, а вода — это жизнь, и в Крыму это особенно чувствуется. Этот народ не мог жить без своей земли, но и земля не могла жить без этого народа.


Фонтан Арзы в селе Тополевка, в который вода поступает из источника

Впрочем, в том, что этот народ не может жить без своей земли, а земля — без этого народа, в этом можно убедиться неоднократно. Достаточно побывать в гостях у любого крымского татарина. Начнется все, конечно, с кофе, аромат этого напитка, вскипающего в джезве, будет сопровождать вас в Крыму повсюду, как и запах готовящихся чебуреков (именно отсюда начали они свое победное шествие по всей России, включая просторы бывшего СССР). Но примерно после получаса общения каждый крымский татарин поведет вас в свой сад и огород и начнет показывать, рассказывать и объяснять, как растут его помидоры, виноград, гранат, миндаль et cetera. Как надо сделать, чтобы инжир с гранатом не померзли зимой и росли летом, как их поливать и удобрять. При этом абсолютно не имеет значения образование, социальный статус и профессия принимающего вас хозяина дома. Если он — крымский татарин, то любовь к родной земле и ко всему, что на ней растет и с ней связано, у него — в крови и на генном уровне обеспечивает архетип его сознания. И неважно, что у меня в саду никогда не будут расти ни гранаты, ни инжир, все равно я услышу (и внимательно выслушаю) подробную лекцию о том, как их выращивать с показом всего этого в действии. При этом стоит учесть и то, что множество современных крымскотатарских поселков выросло на неудобьях, территориях, где были расположены заводские свалки, так что добиться всего этого было вдвойне трудно. Но любовь к Родине у этих людей спасла их и помогла им выжить раньше, поддерживает она их и теперь. Восстановили они и оставшиеся от предков родники-чишме. На одном из них, на полпути между Симферополем и Старым Крымом (столичными городами современного Крыма и золотоордынского Крымского вилайята) и далее древней Феодосией побывал и автор этих строк. Некогда заброшенный чишме восстановили и обустроили, доступ к нему открыт всем желающим, каждый может напиться вкуснейшей холодной воды, набрать ее во флягу или другую емкость. Желающих много, это ведь одна из центральных дорог, и для всех открыт доступ к чишме, отдающему свою воду.

Но в степном Крыму ситуация с водой совсем иная. Там, в отличие от горной или прибрежной части, не было мест близкого к поверхности ее выхода. Тамошняя земля глубже прячет свое главное сокровище, и для того, чтобы добраться до него, нужно больше усилий. Много поколений назад в степи были пробиты колодцы глубиной до 100 метров, причем именно пробиты, ведь эта земля — это камень, лишь сверху прикрытый тонким слоем почвы. И со дна этих колодцев доставали такую нужную здесь воду. Такие памятники трудолюбию крымскотатарского народа стоят по всей степи, и нередко рядом с ними возвышаются другие памятники — исчезнувшим селам. В 1980-е гг. когда уже был канал, большинство колодцев посчитали ненужными и забетонировали. С тех пор колодцы стали еще и памятником нашему неразумию и богоборческому стремлению «побороть природу», а заодно и здравый смысл. Теперь значительная часть земель степного Крыма заброшена, и с перекрытием канала ситуация с водой вряд ли станет лучше. И, может быть, стоит вернуться к этим старым колодцам, неразрывно связанным с народом, пробившим их в толще камня. А пока верхние части колодцев немым укором всем нам возвышаются среди пустующих земель, лишенных воды и людей. И не верится подчас, что когда-то этот край был цветущим и густонаселенным.

Присоединенный к России Крым может явиться не только источником проблем, но и одним из крупнейших производителей продовольствия России, а также образцом мира и согласия в стране. Для этого надо просто учесть и плодотворно использовать весь опыт, накопленный множеством поколений наших предков, их культур и цивилизаций.

P.S. В Крыму находились многочисленные дачи российской знати, начиная с императорской фамилии, а также одни из самых известных санаториев и курортов страны. Поэтому с Крымом связаны почти все значимые персонажи отечественной культуры, науки и политики.

Ахмад МАКАРОВ,
публицист



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.