Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №153 — Почему граждане Кыргызстана едут в Сирию на войну?
23.09.2014

Почему граждане Кыргызстана едут в Сирию на войну?


На стороне оппозиции воюют граждане стран СНГ, в т. ч. и из Кыргызстана

В феврале 2014 г. ГКНБ Кыргызстана обнародовало информацию, что около 50 граждан республики воюют в Сирии. Также указывалось, что в этой арабской стране на стороне повстанцев в конфликте участвуют 150 выходцев из Казахстана и 200 россиян.

Позже, МВД распространило информацию, что граждан Кыргызстана в Сирии стало уже 70 человек. Известный эксперт-теолог Кадыр Маликов считает, что по неофициальным данным в войне принимают участие 450–500 человек, выходцев из КР.

Каналы вербовки

Первым каналом вербовки граждан Кыргызстана являются радикальные религиозные организации, давно действующие на территории республики. По словам Эмиля Жеенбекова, заместителя начальника 10-го Главного управления МВД КР по противодействию экстремизму, таковыми являются Хизб ут-Тахрир, ИДУ, пакистанские и арабские организации.

Причём, стоит отметить, что, по неофициальным данным, численность сторонников данных радикальных организаций, в республике по самым скромным оценкам составляет несколько тысяч человек. В Сирию же отправилось только несколько сотен. Таким образом, становится понятным, что члены названных радикальных организаций сами не очень желают участвовать в войне, а предпочитают вести пропаганду, убеждая других отправится на джихад.

Другим каналом рекрутирования является виртуальное пространство. Кадыр Маликов считает, что сейчас в мировой паутине широко действуют интернет-имамы. Одним из таких наиболее активных и известных проповедников был Саид Бурятский. Его сейчас нет в живых, но его интернет-проповеди продолжают вербовать людей. Также появилось значительное число интернет-имамов из арабских стран, из России, которые ведут свою пропаганду как на языках народов Центральной Азии, но в большей степени на русском.

Как считает Эмиль Насритдинов, ассоциированный профессор Американского университета в Центральной Азии, на сегодняшний день явление интернет-имамов достаточно хорошо развито и затрагивает преимущественно столицу. Вследствие этого и большая часть тех, кто отправляется в Сирию после таких вот проповедей, являются русскоязычными людьми, попавшими под салафистскую пропаганду в интернет-пространстве.

Кадыр Маликов констатирует: мы не можем обеспечить собственную информационную безопасность, государство, к сожалению, также не может обеспечить ни экономическую, ни военную, ни информационную, ни правовую безопасность граждан. Вследствие активной пропаганды через интернет Кыргызстан не может эффективно противодействовать «туристическому джихаду», когда люди, попав под влияние интернет-имамов, отправляются под видом туристов в Турцию, а там уже перебираются в Сирию.

По опыту автора ведущаяся в Кыргызстане работа по блокировке экстремистских сайтов затрудняет, но не предотвращает поиск информации радикального характера. Ибо закрытие одного сайта приводит к продолжению его работы на новом домене с прежним содержанием. Это ставит вопрос о необходимости значительного усиления работы правоохранительных органов в плане обеспечения информационной безопасности государства и граждан.

Стоит отметить, что уже сегодня заметно усиление борьбы против радикалов в кибер-пространстве. Однако данная работа не может быть признана удовлетворительной до тех пор, пока не перекрыты все каналы для пропаганды экстремизма через интернет, и пока молодёжь продолжает уезжать на войну.

Третьим каналом вербовки боевиков для войны в Сирии являются мелкие джамааты и отдельные имамы мечетей, придерживающиеся радикальных взглядов. В целом, это говорит как о слабом управлении мусульманской общиной со стороны Духовного управления, так и о падении его авторитета. Проводимая сейчас реформа муфтията затрагивает все его организационные структуры. Её целью является борьба против коррупции. В этом смысле, многое зависит от того, насколько прозрачно и честно ДУМК сумеет провести хадж. Если появятся новые скандалы и вновь всплывут коррупционные схемы, то это приведёт к дискредитации самой идеи реформы муфтията, к дальнейшей джамаатизации Кыргызстана, выходу из под контроля ситуации в мусульманской среде, и, как следствие, к усилению потока граждан Кыргызстана, желающих отправиться на войну в какую-либо точку земного шара.

По словам Закира Чотаева, заместителя директора Центра центрально-азиатских исследований Кыргызско-Турецкого университета «Манас» (ORASAM), а также по совместительству сотрудника Госкомиссии по делам религии КР, Духовное управление должно взять на себя лидирующие функции среди мусульман республики и усилить контроль над различными джамаатами. Это в целом соответствует новому курсу государства в отношении религии, озвученному на Совете обороны 3 февраля 2014 г.

Четвёртым каналом радикализации кыргызской молодёжи является трудовая миграция в Россию, где часть выходцев из центрально-азиатских республик попадает под влияние пропаганды радикальных групп. Это, по словам Кадыра Маликова, ощутимый фактор. В последующем эти люди отправляются на заработки уже не в Россию, а в Сирию.

Дискуссии об участии «Джамаат Таблиг»

На сегодняшний день доказано участие таких организаций как Хизб ут-Тахрир, ИДУ, ИДВТ и других в рекрутировании новых боевиков. Но дискуссионным является вопрос об использовании потенциала движения «Джамаат Таблиг», которое, в отличие от соседних стран, действует в Кыргызстане открыто. Со стороны некоторых чиновников звучат обвинения в участии таблиговцев в вербовке населения КР для войны.

Стоит отметить, что на сегодняшний день нет прямых доказательств участия членов данной организации в вербовке и отправке рекрутов в Сирию. Более того, Кадыр Маликов и Эмиль Насритдинов утверждают, что данное движение выполняет функцию идеологической борьбы против религиозно-экстремистских организаций, выполняя, по сути, за государство его работу.

Однако сам Эмиль Насритдинов также признаёт, что имеются и случаи перехода членов движения «Джамаат Таблиг» в более радикальные структуры. Таким образом, некоторые из его приверженцев могут принимать участие в войне, но уже самостоятельно, находясь вне структуры организации.

По словам Бакыта Дубанаева, сотрудника Представительства Антитеррористического центра СНГ по центрально-азиатскому региону, вступление Кыргызстана в Таможенный союз и в целом усиление тенденций сотрудничества между странами объединения настоятельно потребует от КР активизации усилий в борьбе против религиозно-экстремистских организаций, усиления контроля над деятельностью религиозных структур.

Причины отъезда на войну

Политолог Икбол Мирсаитов, занимающийся вопросами экстремизма в Ферганской долине, защищавший кандидатскую диссертацию по данной проблематике, задаётся справедливым вопросом: почему духовные лидеры Кыргызстана не выпустили ни одной фетвы, не занимают активной позиции по противодействию втягиванию граждан Кыргызстана в сирийский конфликт? Действительно, за все четыре года войны в этой арабской стране ни один из официально признанных улемов не вынес фетвы, призывающей граждан станы не поддаваться пропаганде радикалов и не ехать на войну. Были беседы в мечетях, но не было транслировавшихся на всё население такого рода призывов. Возникает вопрос, почему?

Есть две причины, толкающие людей к поездке на войну.

Первая состоит в том, что за участие в боевых действиях семье джихадиста оказывается значительная финансовая «помощь» со стороны его новых «братьев». Этот вариант активно используется на юге Кыргызстана. Причём, более подвержены влиянию данного фактора женщины, и именно выходцы из узбекских махалей. Объяснением этому могут служить слова Мухайе Абдурауповой, независимого юриста из Оша, которая говорит об усилении среди узбекского меньшинства Кыргызстана практики многожёнства и ранних браков, что при этом оправдывается традициями и шариатом. По словам юриста крайне много случаев, когда мужчина лишь внешне соблюдает правила ислама, и используют их для того, чтобы жениться, и в любой момент развестись, оставив детей жене, без дальнейшего содержания. Женщины в таких ситуациях абсолютно бесправны. В постконфликтный период после 2010 г. тенденции к многожёнству и ранним бракам заметно усилились, а права женщин ещё более сузились.

В этой ситуации, естественно, что основной поток женщин узбекской национальности, отправляющихся на войну в Сирию, как по материально-финансовым, так и по идеологическим мотивам, превышает число женщин кыргызской национальности, отправляющихся в эту арабскую страну.

Также, к сведению, можно сообщить, что если ранее, в 1990-х гг. доля женщин в рядах различного рода радикальных организаций составляла около 1%, то сейчас уже порядка 14%.

Второй причиной, по которой люди отправляются в Сирию, являются в первую очередь идеологические мотивы, протест против коррумпированного государства. Так, по словам Зафаржона Атаджанова, независимого журналиста из Оша, люди нередко уезжают на войну на собственные деньги и на них же сами покупают себе оружие. Потом, правда, многие возвращаются, разочаровавшись в идеологии джихадистов, и воочию увидев их жестокость, как к пленным, так и к мирным гражданам.

Вообще, на сегодняшний день наиболее важными вопросами в Сирийском вопросе для Кыргызстана, и для каждого государства Центральной Азии являются проблемы недопущения выезда граждан на войну, и проблемы вернувшихся, которые в большинстве своём являются носителями экстремистской идеологии.

С первой задачей ни одно государство региона пока справится не может, т. к. люди едут якобы на заработки в Турцию, Россию, и без оружия. В этом случае нет оснований для задержания таковых. Проблема возвращенцев также пока не решается в связи с отсутствием заграничного контроля поездок собственных граждан.

Роман ВЕЙЦЕЛЬ,
Бишкек

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.