Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №153 — Конец Российской империи и основателя мусульманской концепции ее единства
23.09.2014

Конец Российской империи и основателя мусульманской концепции ее единства

Это — ясная, твердая, верная сталь,
И нужна ли ей наша печаль?
Эта жалость — ее заглушает пожар,
Гром орудий и топот коней.
Грусть — ее застилает отравленный пар
С галицийских кровавых полей...
Александр Блок. Петроградское небо...

1 сентября 1914 г. (по ст. стилю)

28 июля мы отметили столетие нападения Австро-Венгрии на Сербию, которое уже через три дня привело Россию к всеобщей мобилизации, и объявлению войны Германской империей нашему Отечеству. В эти трагические дни 11 сентября по старому (24 по новому) скончался Исмаил бей Гаспринский, чью смерть российские мусульмане пережили как конец эпохи. Его имя и идеи приобрели особую актуальность после 21 марта 2014г, когда Крым и Севастополь вновь вошли в состав России. На протяжение этого года прежде всего в Крыму, Турции и Москве ученые, политики и общественные деятели вновь и вновь будут говорить о его роли и актуальности идей Исмаил бея.

Исмаил Гаспринский (1851–1914) был оптимистом. На своей памяти (кроме последних дней) он не застал тотальных войн, но был свидетелем постоянного прогресса человечества. Символично, что он родился в год Лондонской всемирной промышленной выставки 1851 г., которая стала триумфом возможностей индустриальной революции и новой всемирной промышленной цивилизации. Именно этот год считается началом либерального века, когда вера во всеобщий прогресс и преобладание западной цивилизации стали общим местом. И. Гаспринский заимствовал в Европе идеи прогресса и эволюции. Он утверждал, что причина отсталости мусульман от «других народов в умственной и политической жизни, прежде всего в отсутствии идеи и цели... Англичанин или немец, приступая к какому-либо торговому или промышленному делу, ставит перед собой обдуманную задачу и стремится к ней в течение долгих лет. Так, общества и народы задаются целями, осуществление коих может быть лишь в будущем. Без общественных задач и стремлений не может быть ни народного дела, ни народной жизни». В пример мусульманам Исмаил бей ставил также Японию, которая сумела задействовать западные технологии, но сумела сохранить свои традиции.

Исмаил Гаспралы впрочем был готов задействовать достижения Запада далеко не безоговорочно: он верил в благо индустриальной цивилизации, парламентской демократии и равенства перед законом и судом, но не считал, что Россия и мусульманский мир должны превратиться в игрушки для Запада. Исмаил бей уважал государство и институт монархии, но не считал, что чиновники могут всё решать за граждан. И здесь он вошёл в жёсткое противостояние с К. П. Победоносцевым и Н. И. Ильминским, которые видели в россиянах (особенно не русских) не граждан, а подданных, уподобляемых подросткам, за которых будет принимать решение чиновник или священник или учитель миссионерской школы.

Однако Н. И. Ильминский привык иметь дело преимущественно с небольшими угро-финскими народами, у которых отсутствовала элита и городское население. Для молодых выходцев из деревень приобщение к системе Ильминского обозначало фактически единственную возможность для «лифта наверх». Классическим примером здесь является судьба Ильи Яковлева, который из деревенского мальчика превратился вначале в инспектора чувашских школ Казанского учебного округа, затем директора Симбирской чувашской школы, получил чин действительного статского советника.

Российские мусульмане, элита которых к концу позапрошлого века включала в себя буржуазию, духовенство, интеллигенцию и дворянство, стремились сами контролировать лифты мобильности, тем более, что эти лифты были созданы властями Российской империи. Так, дворяне-мурзы участвовали вначале в сословном дворянском, а с эпохи Александра II в земском и местами городском самоуправлении. Исмаил бей получил первый значительный опыт общественной деятельности на посту мэра Бахчисарая. После создания Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 г. каждые три года его члены-судьи (казыи), избирались на съезде духовенства Казанской губернии. Буржуазия получила опыт самостоятельной деятельности в Татарских Ратушах Казани и Каргалы, а затем и городских Думах, особенно в Баку, Ташкенте, Казани, Троицке; с созданием банков она вошла в правления местных отделений, где решала вопросы кредитования местных мусульман. Баи также финансировали медресе и через полулегальную систему попечительств-мутаваллиатов во многом контролировали жизнь приходов. Самой новой группой была светская интеллигенция, но здесь вначале врачи, а затем и юристы и учителя получили опыт деятельности в городском самоуправлении. Вместе с другими группами элиты они активно действовали в создаваемых благотворительных обществах.

Н. И. Ильминский упрекал Исмаил бея в том, что он хотел «многомиллионное и разноместное и частью разноязычное население магометан в России объединить и сплотить». Но основной вопрос стоило поставить по другому: кто и как включил эти миллионы мусульман и их земли в состав Российской империи и как можно было по другому организовать это пространство? Тремя основными маркерами, определявшими весь образ жизни россиян были средневековые: вероисповедание, сословие и принадлежность к конкретной городской или сельской общине для неслужащих низших сословий и к дворянству определенной губернии (и зачастую воинской части) для правящего сословия. Действительно к мусульманам-татарам Волго-Уральского региона и Сибири в 1783 г. добавились крымские татары, в позапрошлом веке казахи, мусульмане Туркестана, Северного Кавказа, Азербайджана, Аджарии, турки Карской области. Важно было интегрировать их в российское пространство, чтобы отойти от опыта былых мусульманских государств и пропаганды государств современных, прежде всего Османской империи. Поэтому И. Гаспринский и создает концепцию, названную им «русское мусульманство».

Однако любая новая общность должна иметь своих лидеров. Поэтому Исмаил бей ценил и уважал профессионалов, особенно соединяющих знание мусульманского богословия и права со светским вузовским образованием и знанием европейских языков. Н. И. Ильминский, наоборот, с профессионалами боролся. Классической здесь является история с кандидатурой муфтия ОМДС после смерти Салим-Гирея Тевкелева в 1885 г. В итоге, был назначен Мухаммедъяр Султанов, человек без мусульманского образования, закончивший только первый курс медицинского факультета Казанского университета. Н. И. Ильминский поддержал его кандидатуру и искренне выступал против Шахимардана Ибрагимова. Логика была такой: «Ибрагимова я видел в прошлом году: при покойном К. П. Кауфмане пользовался полным доверием как отличный знаток азиатских языков и дельный дипломат, служив долго в центре Туркестанского управления, он, как человек внимательный и умный, вероятно, отлично узнал всю подноготную мусульманских стран, народов и правительств; как на ладони видит и знает всю совокупность мусульманского мира на всем лице земли; лично знаком со многими лицами и в России, и в Средней Азии, и в Индии, и в Киргизской степи и т. д.» Напомню, что речь идет о Ш. Ибрагимове, российском дворянине, кавалере орденов, который уже был консулом в Кашгаре, а в 1890 г. станет консулом в Джидде и определит организацию хаджа вплоть до Первой мировой войны. При этом сам генерал-губернатор Туркестана К. П. фон-Кауфман проводил политику «игнорирования ислама» и держал при себе единомышленников-сотрудников.

В новом тысячелетии мы видим вновь унитаристские тенденции, стремление стереть разнообразие народов, языков и территорий. Что же предлагал нам Исмаил бей 130 лет назад: «На основе всестороннего равенства и племенной самобытности мирно и счастливо живут в государстве Соединенных Штатов немцы, французы и англичане, в Швейцарии — немцы, французы и итальянцы, которые в то же время готовы бы потопить друг друга на берегах По, Тибра и Рейна. Даже в более разношерстном и отсталом государстве, именуемом Австро-Венгрией, начинают мирно уживаться и развиваться немцы, славяне, мадьяры, итальянцы, евреи и прочие, не ослабляя, а, напротив, укрепляя государственное единство, конечно, в иной форме, чем обыкновенно думают укрепить при действии систем зануздываний и поглощений. Впрочем, к чему нам образцы и пример других государств и народов, когда у себя дома мы имеем не менее красноречивые данные?..» И здесь Исмаил бей приводит пример и Великого княжества Финляндского, которое до ущемления его прав в 1890-х гг. продолжало всегда оставаться одной из самых лояльных российских территорий. Будем надеяться, что эти традиции продолжатся и в нашем тысячелетии и принесут долгий и прочный мир на пространства Евразии.

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук

 



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.