Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №152 — Ерсин Амире: Ислам не призывает к вражде
04.07.2014

Ерсин Амире: Ислам не призывает к вражде

Религиозный вопрос в последние годы практически во всем мире остается одним из актуальных. Не является исключением и Казахстан. Для сохранения стабильной религиозной ситуации в республике делается немало. Проблемным по сравнению с другими в этом вопросе остается западный регион страны. О религиозной картине на западе страны, позитивных изменениях и другом рассказывает известный религиовед, пропагандирующий традиционный для казахов мазхаб Абу Ханифы в Атырауской области, Ерсин Амире.

— Не секрет, что в последние несколько лет западная часть страны явила примеры религиозной агрессии. Официальная власть и Духовное управление мусульман Казахстана среагировали своевременно. Как обстоят дела сейчас?

— Я буду говорить лишь об Атырауской области, с которой работаю. Действительно, в Атырауской области немало последователей нетрадиционных течений. Как это стало возможным? Дело в том, что именно там довольно хорошо в свое время поработали проповедники- такфириты, последователи одного из течений салафитского толка. Причем действовали они весьма хитро, не обнаруживая свои радикальные взгляды, маскируясь под последователей традиционного ислама. После них свои взгляды проповедовали мадхалиты, которые также следуют учениям псевдосалафитов. Вот так джамагат в мечетях Атырау оказался представленным ханафитами, исповедующими учение Абу Ханифы, такфиритами и мадхалитами.

К сожалению, надо отметить, имамов, имеющих специальное высшее образование, в Атырауском регионе почти нет и это одна из причин сложившейся ситуации. Очевидно, что назрела необходимость повышения уровня знаний, квалификации у местных имамов.

Сейчас при поддержке представительства ДУМК в Атырауской области, а также областного акимата ведется целенаправленная работа.

В мечетях свои проповеди читают квалифицированные специалисты, религиоведы. И уже, Слава Всевышнему, можно говорить о первых хороших результатах.

— В рядах прихожан, следующих нетрадиционным течениям, немало молодежи. Что делается для их возвращения в ряды традиционных верующих?

— Мы направляем свои силы на увеличение количества последователей традиционного ислама. Проблема осложняется тем, что в сознании молодежи, приверженцев нетрадиционных течений, сложилось устойчивое убеждение — фетва от своих учителей, что ханафитов слушать ни в коем случае нельзя. Поэтому до них сложно донести что-либо. Тем не менее есть прецеденты, когда представители радикальных течений признают традиционный ислам, начиная новую жизнь.

— Как все-таки люди, особенно молодежь, становятся «радикальными» мусульманами? Где причина: в слабости знаний имамов или во влиянии внешних сил?

— Основной причиной, конечно, можно назвать низкую квалификацию духовных деятелей. Дефицит кадров, получивших образование в вузах, подобных «Аль-Азхар», сохраняется и в данное время.

К тому же известно, что около сорока молодых людей находятся заграницей, получая знания в религиозных вузах салафитского толка. Нельзя забывать, что есть государства, не жалеющие сил и средств для распространения салафитских идей.

Считаю, что сейчас нужно действовать на опережение и работы в этом плане непочатый край.

— Какие эффективные меры в борьбе с нетрадиционными течениями, по-Вашему, нужно предпринимать?

— Самое главное — нужно решить кадровый вопрос. Сейчас уже ведется определенная работа. К примеру, на постоянной основе действуют семинары повышения квалификации для сельских имамов, где они расширяют свои знания.

Условно последователей нетрадиционных течений можно разделить на два вида. Первые исповедуют идеи течения, имеют свое мнение относительно основных вопросов. Главное средство против них — другое мнение, закрепленное доводами, фактами. Потому что даже течения, вполне мирные на первый взгляд, не использующие радикальные меры, таят в себе опасность и об этом не нужно забывать.

Хороший пример — «Таблиги джамагат». Они не устраивали взрывов, а действовали исподволь, тем не менее, их деятельность признана деструктивной и запрещена на территории Казахстана решением Сарыаркинского районного суда г. Астаны.

И вторые, нарушающие закон, следуя своим учениям. Против них нужно применять силу закона. Потенциальная опасность исходит и от салафитов: мадхалитов, суруритов, такфиритов. Чтобы не быть голословным приведу пример. Последователи всех перечисленных течений признают своим шейхом Усеймина, который в разъяснении к книге Имама ан-Навави «Сады праведных» говорит: «Если руководитель призывает тебя к греховному, подчиняться ему не нужно. Если руководитель приказывает тебе сбрить бороду, это большой грех и подчиняться ему нельзя».

Применительно к ситуации это можно трактовать как призыв не служить в армии, где, конечно же, ношение бороды запрещено. Как следствие, впитавшие подобные идеи молодые люди ищут пути, чтобы не служить в рядах казахстанской армии.

Другой «муфтий» от салафитов Мухаммед ибн Ибрахим утверждает, что государство, живущее не по законам шариата, является кафирским, то есть неверным. Понимаете, к чему это может привести? А ведь учения подобных «имамов» признают и проповедуют все течения салафитского толка, то есть они потенциально опасны.

— Как простому обывателю можно распознать последователей нетрадиционных течений? Возможно, по внешнему виду?

— Представители салафитского течения в большинстве носят брюки с укороченными штанинами и бороду, которая для них неприкосновенна. Ношение бороды — обязательно, но это не значит, что ее совсем нельзя сбривать, подстригать. Традиционные мазхабы отмечают, что ношение бороды обязательно при условии отсутствия преград.

Представители нетрадиционных течений проповедуют учения Усеймина, ибн База, Рабий аль-Мадхали, Мукбиль аль-Уадиги. Призывают читать книги Ибн Таймийя, книгу Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба «Три основы».

Если же звучат призывы о создании халифата, призывы совершать джихад, оказания помощи мусульманам во всем мире — это такфириты салафитского течения. Идеи создания всемирного халифата, а также проповеди Такиуддина Набхани исходят от «Хизб ут-Тахрир». Последователи «Таблиги Джамагат» зовут жить несколько дней в мечети и проповедовать во имя Аллаха, чтобы совершать даават — призыв. Если же настойчиво предлагают посетить могилы святых, утверждая, что только так можно достичь благословения и удачи, перед вами «Ата жолы».

— С обретением независимости религия заняла одну из ключевых позиций в обществе, в сознании людей. Резко увеличилось количество верующих, причем разных вероисповеданий. С чем Вы это связываете?

— Духовное начало в человеке заложено с рождения. Потребность в духовной пище рано или поздно дает о себе знать, и материальным его не заполнить. Долгие годы религия была в забвении, люди жили в духовном вакууме и, получив вместе с независимостью свободу выбора, растерялись. Однако в поисках духовной свободы нельзя забывать, что главной целью радикальных течений вовсе не является духовная пища. Только следование традиционному исламу, соблюдение норм и правил, заложенных веками, может быть хорошим примером. Потому что традиционный ислам призывает любить Родину, быть патриотом, относиться к старшим с уважением. То есть содержит положительные воспитательные компоненты.

— А какие важные моменты в правильном воспитании в духе традиционного ислама предложите Вы?

— Во-первых, нужно возродить в сознании народа тождество казах-мусульманин, придерживающийся исконно традиционных взглядов. Во-вторых, необходимо укрепить в сознании, что национальная идентификация, особенность и религиозная суть не противоречат друг другу. Ислам не призывает к вражде, искоренению других народов.

В исламе все равны. Разные мусульманские народы сохранили свои традиции, не противоречащие исламу. Это и узбеки, и индусы, и казахи, и многие другие. Нужно, чтобы молодежь впитала в себя это, не путала истинную веру с ложными понятиями, призывающими забыть, отторгнуть свои корни. ДУМ Казахстана сейчас ведет в этом направлении большую работу, к примеру, этот год объявлен муфтиятом как год «Религии и традиций».

— Благодарю Вас за беседу.

Беседовала Зарина Нокрабекова,
специально для «Е-islam»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.