Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №145 — Роль улемов и имамов в защите советской Родины: к 70-летию Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ)
14.10.2013

Роль улемов и имамов в защите советской Родины: к 70-летию Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (САДУМ)

 

Члены Духовного управления мусульман и ревизионной комиссии во время заседания Пленума САДУМ. Ташкент, 1943 г.

 

 

Великая Отечественная война стала и великим часом истины, когда проявился патриотизм. Несмотря не десятки тысяч репрессированных представителей мусульманского духовенства, тысячи закрытых мечетей представители советской уммы исполнили свой патриотический долг.

В первую же пятницу (27 июня 1941 г.) после начала наступления фашистов на территорию СССР мусульмане Ташкента, Самарканда, Бухары и других городов без всякого призыва и тем более без санкций вышли на площади к закрытым мечетям и организовали пятничную молитву. Эта была старая еще незабытая традиция — сразу в первую же пятницу после нашествия врага на страну читать благословляющие хутбы и молитвы «во здравие и победы падишаха страны» (падишахом, естественно, был назван Сталин) и с мольбой к Аллаху послать «погибель на голову врага». Так, по крайней мере, истолковал этот случай (как старую и незабытую традицию) один из старейших работников Среднеазиатского духовного управления мусульман Нодир-хон домулла (ум. в 1976 г.) в своем дневнике. Его не поразило то, что мусульмане молились «за здравие, за долговечную власть и победу падишаха», то есть за того, с чьим именем связаны репрессии. Нодир-хон домулла был удивлен тому, что мусульмане не забыли старой религиозной традиции, хотя уже одно поколение выросло в условиях отрицания религии, а само несанкционированное моление могло кончиться еще большими репрессиями. Авторы множественных вариантов докладов и рапортов об этом случае (в основном от НКВД) также были поражены этой, как записано в одном из рапортов, «скорее, положительной акцией с выражением верности к советской власти, вступившей в войну против фашистских интервентов».

15–17 мая 1942 г. (впервые после 1926 г.) прошло совещание мусульманского духовенства округа Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) в Уфе. Оно приняло «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии», где советских мусульман призывали «не жалея сил, сражаться на полях брани за освобождение великой Родины, всего человечества и мусульманского мира от ига фашистских злодеев».

Летом 1942‑го года Советская армия отступила до Сталинграда и Кавказских гор. После побед 1943‑го появилась возможность для дальнейшего развития государствеенно-религиозных отношений. В Ташкенте по предложению имама Эшона Бабахана для проведения Курултая (съезда) был создан подготовительный комитет, в который вошли видные богословы Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана. К участию в работе подготовительного комитета были привлечены имеющие опыт организаторской работы авторитетные богословы России: председатель ЦДУМ шейх Габдуррахман Расули; мухтасиб г. Москвы, имам-хатыб Московской Соборной мечети Халил-Рахман Насретдинов и мухтасиб г. Казани, имам-хатыб Казанской мечети «Марджания» шейх Киям (етдин) Кадыров (аль-Кадыри).

Члены подготовительного комитета в течение августа-сентября 1943 года выезжали в области, города и кишлаки пяти республик для разъяснения создаваемого Духовного центра мусульман Среднеазиатского региона, а также для выборов делегатов на первый Курултай. Мусульмане региона настороженно относились к разъяснениям членов комитета, потому что многие из них или их родственники на себе испытали гнев атеистов и видели разрушительную силу коммунистической идеологии по отношению к последователям Ислама.

Политика воинствующего атеизма сменилась относительной религиозной терпимостью. Почувствовав перемены, Эшон Бабахан зимой 1943 года обратился к мусульманским общинам Средней Азии и Казахстана с призывом к объединению. Через председателя Президиума Верховного Совета Узбекской ССР Юлдаша Ахунбабаева Эшон Бабахан с группой религиозных деятелей начал переговоры с правительством СССР о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана по типу ЦДУМ. 12 июля 1943 года последовало официальное обращение инициативной группы во главе с Эшоном Бабаханом к председателю Президиума Верховного Совета СССР М. И. Калинину. Вскоре инициатива о создании исламского духовного центра в Средней Азии была одобрена в Москве, и для его нужд власти вернули конфискованный в 1928 году дом Эшона Бабахана в махалле Хазрати Имам города Ташкента.

Почти одновременно с организацией САДУМ 4 сентября 1943 г. прошла встреча Местоблюстителя Патриаршего Престола Московского митр. Сергия (Страгородского), Ленинградского митр. Алексия (Симанского) и Киевского митр. Николая (Ярушевича) с председателем Совета народных комиссаров И. В. Сталиным. По ее результатам был организован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1943 года — первый собор РПЦ после собора 1917–1918 годов. В 1943 г. Собор единогласно избрал митрополита Московского и Коломенского Сергия патриархом Московским и всея Руси.

По преданию, в июле 1943 года Эшон Бабахан был вызван в Москву. В Кремле состоялась его встреча с И. В. Сталиным, который сам предложил Эшону Бабахану собрать Курултай мусульман и образовать Духовное управление в Ташкенте. Иосиф Виссарионович акцентировал внимание на том, что первоочередной задачей мусульманского сообщества должна была стать реальная помощь с его стороны в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Первый Курултай (съезд) мусульманских улемов проходил 15–20 октября 1943 года в Ташкенте в доме Эшона Бабахана. На нём присутствовали 160 делегатов из республик Средней Азии и Казахстана.

Курултай принял Обращение ко всем мусульманам, в котором, в частности, говорилось: «Мы, мусульманские богословы и представители верующих Узбекистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Казахстана, от имени всех мусульман адресуем это Обращение вам, наши дорогие сыны и братья! Плечом к плечу со всеми народами сражайтесь, как храбрые львы, против нацистских захватчиков, уничтожайте ненавистных фашистов так, чтобы ни один из них не остался на нашей планете! Защищайте каждую пядь нашей земли и укрепляйте свои ряды железной дисциплиной. Мы призываем всех верующих молиться Аллаху и просить Его помочь нашим солдатам и ниспослать быструю победу над врагом».

Курултай принял решение о создании Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана — САДУМ. Председателем САДУМ единодушно был избран 85‑летний шейх Эшон Бабахан ибн Абдулмажидхан с присвоением ему высокого сана муфтия пяти республик. Его заместителем избран Мурадходжа Солихий (Салихов), ответственным секретарем — сын Эшана Бабахана Зиевуддин Бабахан (Бабаханов). Было объявлено о создании следующих структур: Управление (Хайат) из 11 человек, Ревизионная комиссия (Тафтиш хайати) из 5 человек. В республиках созданы Кадийаты, председателями (кадий) которых были назначены упомянутые главы делегаций (в Узбекистане — З. Бабаханов). Было принято решение о создании в каждой республике региона представительства САДУМ во главе с казиями. Ими стали: Зиевуддин ибн Эшон Бабахан — по Узбекистану, Абдул Гаффар Шамсутдин — по Казахстану, Салех Бабакалан — по Таджикистану, Олимхон Тура Шакир — по Кыргызстану, Анна Ишан — по Туркменистану.

В республиках Средней Азии было разрешено открыть более двухсот мечетей, большая часть которых реально стала работать только к концу войны. Одновременно определен штат служащих, подразделения внутри Управления (Отдел фетв, Отдел деятельности мечетей и др.). Позже при Управлении были основаны медресе Мир-и Араб (1946 г.) и Высший исламский институт (1971 г.).

За основу руководства в деятельности САДУМ были провозглашены Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. В Уставе САДУМ были утверждены права и обязанности Правления как высшего духовного органа мусульман Средней Азии и Казахстана, определены функции подразделений в центре и на местах. В Уставе также были определены следующие задачи:

— через официальные религиозные объединения, расположенные в Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане управлять религиозными делами и обрядами;

— среди верующих проповедовать основы Ислама;

— решать отдельные сложные и конфликтные вопросы, касающиеся религиозных обрядов, через имамов‑хатыбов разъяснять верующим указания по этим вопросам;

— воспитывать верующих в духе правдивости, честности, трудолюбия и законопослушности;

— вести борьбу среди духовенства и верующих против вредных обычаев;

— обнародовать фетвы по вышеперечисленным вопросам;

— издавать религиозную литературу;

— устанавливать связи с зарубежными мусульманскими организациями, знакомить братьев‑мусульман зарубежья с духовной и светской жизнью мусульман пяти республик.

Правление САДУМа разместилось в доме Эшона Бабахана. Муфтий также передал созданной при правлении САДУМ библиотеке более тысячи книг и рукописей из своего собрания.

Муфтий Эшон Бабахан мобилизовал муфтият на целенаправленную работу по оказанию помощи фронту. Здесь организовывали сбор одежды для солдат и денежных средств для производства оружия, были инициаторами создания постоянного комитета для оказания материальной помощи и моральной поддержки семьям фронтовиков.

Таким образом, создание единого ДУМа для Центральной Азии стало частью политики советского государства по обеспечению единства советского народа в дни великой войны. Для советской уммы настали времена относительной свободы вероисповедания и терпимости.

Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.