Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №140 — Выступление муфтия шейха Равиля Гайнутдина на международной конференции «Казахстан — наш общий дом»
24.05.2013

Уважаемые участники конференции!

От имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России сердечно приветствую вас традиционным мусульманским приветствием: Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух — Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословение!

Я искренне рад быть среди участников конференции «Казахстан — наш общий дом!». На протяжении тысячелетий степи Сары­Арка были общим домом для представителей многих древних тюркских родов. Во времена Великого Тюркского каганата наши предки создали на этой земле общее евразийское государство. Караванные пути, дороги великого Кочевья скрепляли в единое целое тюрок Казахстана с тюрками Поволжья, Урала, Алтая, Сибири, Северного Кавказа. По воле Всевышнего общетюркская цивилизация стала основой для важнейшего духовного движения — уже более тысячелетия назад эти дороги стали путями распространения ислама вплоть до земель на Оке, Волге, Каме, Оби. Вот почему нами, тюрками Российской Федерации и других стран СНГ, казахские степи воспринимаются как родные, подобно прародине тюрков Алтаю и Туве, вот почему мы с радостью и гордостью говорим вместе с вами, уважаемые казахстанцы: «Казахстан — наш общий дом!».

Географически располагающийся в центре тюркского мира Казахстан на рубеже XX–XXI веков вступил в новый этап своей политической истории, став одной из наиболее преуспевающих и процветающих стран на постсоветском пространстве. В этом благополучии велика роль лидера казахстанской нации Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Справедливо было бы говорить, что современный Казахстан является продолжателем политических традиций древних тюрков, особенно в части укрепления государственности, высокой степени толерантности к представителям различных культур и вероисповеданий, уважения к высокому значению религии в жизни общества. Думаю, именно благодаря такому подходу сформировался феномен, который политологи сегодня называют «казахстанской моделью межэтнического и межконфессионального согласия».

Казахстан во главе с Нурсултаном Назарбаевым стал для всего мира примером межконфессионального согласия. Именно на казахской земле проводится регулярно столь масштабное международное дело, как Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Республика не на словах, а своими практическими делами демонстрирует, что согласие между народами и религиями достижимо. А это так важно для многих горячих точек на нашей планете, где люди годами и десятилетиями не могут избежать вражды и насилия!

Мы особо ценим, что земля Казахстана стала домом для представителей многих мусульманских народов России. Как минимум с XVII века сюда уходили представители татарских и башкирских родов, стремившиеся сохранить национальные и религиозные устои. С началом политики сотрудничества в эпоху Екатерины II татарские имамы и торговцы приходили в Степь, строили мечети, открывали медресе.

Тысячи исторических нитей, семейных и дружественных уз связывают наши народы. Но что составляет повестку дня нашего сегодняшнего сотрудничества? Что нам делать в современных условиях? Ответы на эти вопросы мы — российские мусульмане, стремимся найти не путем монолога, а путем диалога с нашими братьями по вере из стран Содружества Независимых Государств.

Мы возродили традицию Всероссийских мусульманских съездов 1905–1917 гг. и Всероссийских съездов улемов и мутаваллиев, которые проходили в первой четверти XX века, в те времена, когда земли Центральной Азии входили в состав Российской империи и РСФСР. В 2005 году мы учредили Всероссийский мусульманский форум, который в 2011 году перерос в формат мусульманского форума стран СНГ, его гостями и участниками стали наши коллеги, присутствующие на этом мероприятии религиозные и светские деятели, позиция и активность которых и составляет, во многом, суть развития ислама на постсоветском пространстве.

Для мусульманских лидеров СНГ сегодня, как и два века назад важнейшим институтом является Духовное управление мусульман, и его как институт необходимо укреплять и развивать. Верховенство права, сильная государственная власть дают больше гарантий правам верующих нежели хаос и гражданские смуты. Этой точки зрения придерживаются и в массе своей наши народы, которые поддерживают духовные управления, наших имамов и муфтиев. Но, к сожалению, находятся силы, желающие свернуть народ с праведного, законопослушного пути, лишить имамов минбара любой ценой, вплоть до убийства. На мельницу экстремистов льют воду и исламофобы, изо всех сил пытающиеся выбить почву из под ног самого института духовных управлений мусульман.

Каждый новый день ставит перед политическими и духовными лидерами новые вызовы и задачи. Сегодня многих волнует тема миграции и интеграции в инокультурной среде.

Большинство из нас помнит те времена, когда миллионы выходцев из славянских республик СССР заселяли центральноазиатские республики, серьезно влияя на веками сложенный этнический баланс этих территорий, причем не всегда в положительную сторону. Советский Союз забирал ресурсы, но взамен позволил народам Центральной Азии пройти ускоренный этап индустриализации, оставил после себя развитию социальную и инженерную инфраструктуру. Каждый вправе сам давать оценку историческим событиям, но того факта, что народы Евразии за многие столетия соседства научились по­настоящему сосуществовать рядом и выручать друг друга в сложных обстоятельствах, не отменить.

Сегодня мы наблюдаем совсем другие процессы — миллионы бывших сограждан из республик СССР устремляются в Россию для временного проживания, а часть из них — с целью получить гражданство и остаться в Российской Федерации. Угроза это для России или благо — опять же зависит от того, как воспринимать действительность. Для меня вклад труда мигрантов в рост российской экономики неоспорим. Благодаря получившим гражданство приезжим в 2012 году Россия наконец смогла преодолеть многолетнюю убыль населения. Рост численности россиян в 300.000 человек был обеспечен за счет мигрантов.

Со всеми этими людьми надо работать. Необходимо выработать программу социально­культурной адаптации, правового образования и защиты, языкового и профессионального обучения для иммигрантов из мусульманских стран СНГ, как в самой России, так и в мусульманских странах СНГ. Использовать мечети, исламские центры и Духовные управления мусульман России как центры по работе с мусульманами­мигрантами с целью гармонизации отношений по линии «мигрант — общество — государство». Попытка загнать проблему в подполье, инициативы ограничить число мечетей, поддержка ликвидации молелен­мусаллей не приведет ни к чему хорошему. Поэтому по линии Духовных управлений мусульман, национальных общин, представителей властей стран СНГ мы должны сосредоточиться на легализации религиозной деятельности мигрантов, чтобы они не попали под влияние радикалов.

Нам необходимо наладить регулярный обмен имамами из числа выпускников официальных учебных заведений, привлекая их и ученых из стран СНГ к работе по интеграции мигрантов‑мусульман в принимающие общества стран СНГ.

Сегодня, когда многие арабские страны охвачены насилием, нам нужно сконцентрироваться на создании центров высшего мусульманского образования на территории наших государств. Мусульманская элита стран СНГ должна лично знать друг друга. В прежние времена существовали хорошие традиции отправки представителей мусульманских регионов в учебные заведения Москвы, Петербурга. Такую практику мы начали возрождать в Московском исламском университете, где учится все больше представителей стран СНГ. Необходимо способствовать становлению и адаптации формирующейся мусульманской элиты стран СНГ в стенах учебных заведений и мечетей, в мусульманских общественных организациях, при реализации бизнес­, медиа­ и научно­просветительных проектов; содействовать формированию профессиональных кадров для мусульманских сообществ стран СНГ — квалифицированных имамов, мударрисов, журналистов, бизнесменов, госслужащих, общественных деятелей. Необходимо расширять на постоянной основе обмен студентами и педагогами между мусульманскими профессиональными учебными заведениями стран СНГ с целью восстановления утраченных духовных, научных и образовательных связей между богословскими научными центрами.

На сегодняшний день в Казахстане, как мы видим, обостряется ситуация в связи с проникновением нетрадиционных для Казахстана религиозных, в том числе около или псевдоисламских, течений. Республика сталкивается с новыми угрозами, как для безопасности граждан, так и для самого государства. И поэтому процесс смены поколений в руководстве муфтията — закономерное явление. Отрадно, что мусульманскую умму Казахстана поведет за собой и будет окормлять человек с классическим исламским образованием — наш брат Ержан хазрет Маямеров.

Для уммы России, Казахстана, как и для других стран СНГ, главной проблемой является малочисленность профессиональных и образованных кадров. Проблема серьезная и решается она только постепенно, в долгосрочной перспективе. Именно в этом направлении необходима упорная работа по дальнейшему повышению квалификации имамов и воспитании нового поколения имамов, обладающих глубокими религиозными знаниями, а также имеющих светское образование.

С образованием связана также система религиозной грамотности населения. Мы, религиозные деятели, должны приложить все усилия, чтобы наша молодежь могла отличить истинные исламские знания от лживых, вносящих смуту в неокрепшие умы молодых людей. Религиозные деятели также должны вывести на новый уровень информационную деятельность, в особенности в интернете. Необходимо выстроить эффективную систему, которая смогла бы оградить молодежь от некоторых интернет­ресурсов, транслирующих сомнительные идеи. Все вышесказанное актуально как для Казахстана, так и для других государств СНГ.

Мы должны объединиться, чтобы решать наши общие проблемы сообща. В конечном итоге для обеспечения равноправного и стабильного сотрудничества необходима консолидация усилий муфтиев и улемов на пространстве СНГ. Только в единстве уммы по милости Аллаха — залог нашего мирного развития и процветания наших государств.

Благодарю за внимание. Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение.

25 апреля 2013 г., Астана



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.