Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №139 — Фетва ДУМ Казахстана в отношении мусульманского платка
12.04.2013
Участники форума «Женщина и религия». Алматы, Казахстан. 4 марта 2013 года

В связи с большим количеством запросов от различных организаций по поводу ношения мусульманками платка и связанных с его ношением проблем, отдел шариата и фетв Духовного управления мусульман Казахстана разъяснил обязательность данного религиозного предписания для мусульман, выступил в защиту их прав на его соблюдение и указал на его соответствие законам Республики Казахстан.

Первая часть фетвы посвящена религиозному обоснованию обязательности покрытия мусульманками всего тела кроме лица и кистей рук перед посторонними мужчинами, что никогда не было чуждо казахским женщинам, вопреки всем попыткам противников хиджаба вычеркнуть этот факт из истории казахского народа. Казахские женщины традиционно носили платок или кимешек и скромную закрытую одежду.

При этом в фетве говорится, что для создания положительного образа ислама в Казахстане будет правильным ношение соответствующей шариату одежды без использования никаба. Культура казахов самобытна, и традиционная казахская одежда для женщин всегда соответствовала принципам шариата. Поэтому нет необходимости повторять арабские или пакистанские стили одежды. Главное, чтобы был покрыт аурат.

Ссылаясь на п. 5 ст. 3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», ДУМК говорит, что «принуждение кем­либо снять платок, а также недопущение к занятиям из­за отказа снять этот головной убор, является воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии и оскорблением их религиозных чувств».

ДУМК также напомнило, что на международном форуме «Женщина и религия», прошедшем 4 марта 2013 года, советник президента РК, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно­демографической политики при президенте Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова сказала, что «женщины, одевающие хиджаб, не могут быть ограничены в чем­либо. Работодатели не имеют права не пускать на работу в подобной одежде».

 

Директору Адвокатской конторы
«Адал адвокат», профессору
Б ұ лхайыр Жандосу Балтабек ұ лы

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений — Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного дня!

О покрытии женщины платком и одевании в соответствии с исламскими канонами.

Ознакомившись с адвокатским запросом, поступившим под № 2 от 06.03.2013 г. в отдел шариата и фетвы ДУМК; изучив запрос и Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», заслушав дискуссию алимов по этому вопросу; вынес следующую фетву:

В Священном Коране говорится: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О, верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете (Сура «Ан­Нур» аят 31)».

Ауратом являются те части тела, которые должны быть обязательно прикрыты и которые запрещено показывать посторонним (кроме махрамов). Аурат мужчины — это область от пупка до колена. Ауратом совершеннолетней женщины является все тело женщины кроме лица и кистей рук. Таким образом, по шариату у женщины и половые органы являются ауратом, и ноги, и плечи, и голова (кроме лица).

У крытие аурата от посторонних взглядов предписано совершеннолетней женщине исламом, оно не требует ничего от нее, кроме соблюдения пристойности в ее одежде и общем виде, чтобы не подвергаться преследованиям со стороны мужчин. Укрытие аурата в этом случае является охраной и защитой для женщины, а не путами, сковывающими ее движения. Это не значит, что необходимо скрывать лицо или скрывать руки в перчатках, что не является обязательным (ваджиб): для женщины­мусульманки допустимо (джаиз) открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами. Платок — одна из добродетелей ислама и почитается мусульманами. Если снять с головы женщины платок или оголить ее плечи, то можно сказать, что это приравнивается к публичному снятию нижнего белья и оголению половых органов. А какой нормальный родитель, брат или муж женщины пожелает, чтобы их дочь, сестра или супруга вышла на улицу без нижнего белья?

В условиях Казахстана, где мусульмане составляют большинство, остается актуальным формирование в обществе положительного образа ислама путем пропаганды его духовно­нравственных ценностей, в том числе — личным примером, благочестивым поведением, внешним видом. Более правильным будет ношение женщинами­мусульманками соответствующей одежды без использования никаба (никаб (араб.) — один из атрибутов мусульманской жизни, предмет одежды, представляющий собой тонкую ткань с прорезью для глаз, прикрывающую лицо женщины).

В Казахстане женщины платками традиционно прикрывали голову, а женщины в возрасте носили кимешек. У казахов имелись свои традиционные национальные одежды, соответствующие шариату. Поэтому нам надо придерживаться этого. И нет необходимости нашим женщинам следовать в одежде арабским или пакистанским национальным стилям — смысл в том, что должен быть закрыт аурат.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.

Принуждение кем­либо снять платок, а также недопущение к занятиям из­за отказа снять этот головной убор является воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии и оскорблением их религиозных чувств.

Право женщин­мусульманок на ношение платка — это и есть «гражданские права физических лиц по мотивам отношения к религии». А сам платок — это и есть «предмет, почитаемый последователями той или иной религии» (в данном случае последователями религии ислам), и срывание его с головы или принуждение снять является осквернением этого предмета и оскорблением религиозных чувств мусульманских женщин и всех мусульман, что согласно данной норме Закона категорически не допускается.

Полагаем, что после такого разъяснения станет понятным для всех, в том числе для руководителей учебных заведений и работодателей, что их требование снять платок является тяжелейшим оскорблением и осквернением религиозных чувств верующих женщин и их родственников. Они должны осознать всю глубину причиненных ими верующим людям морально­нравственных страданий.

Согласно части 2 статьи 375 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, воспрепятствование законной религиозной деятельности, а равно нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств либо осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, если все вышеизложенные действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут штраф на физических лиц в размере пятидесяти месячных расчетных показателей, на должностных лиц — в размере ста месячных расчетных показателей, на юридических лиц — в размере двухсот месячных расчетных показателей.

Таким образом, законодательство Республики Казахстан в достаточной мере защищает права всех верующих, в том числе право мусульманской женщины на ношение платка. Поэтому нам непонятно, почему возникают такие проблемы в некоторых учебных заведениях и с некоторыми работодателями.

На международном форуме «Женщина и религия», прошедшем 4 марта 2013 года советник президента РК, председатель Национальной комиссии по делам женщин и семейно­демографической политики при президенте Республики Казахстан Гульшара Абдыкаликова сказала, что «женщины, одевающие хиджаб, не могут быть ограничены в чем­либо. Работодатели не имеют права не пускать на работу в подобной одежде».

Всевышний Аллах всезнающий!

Отдел шариата и фетвы ДУМ Казахстана

 

Председателю Духовного управления мусульман Казахстана
Ержану хаджи Маямерову

Адвокатский запрос

Для оказания им правовой помощи ко мне обратились учащиеся одного из колледжей г. Алматы. Причиной обращения послужило то, что директор и учителя данного учебного заведения не допускают их к занятиям в связи с тем, что они покрывают голову платком и одеваются в соответствии с исламскими канонами.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.

В связи с этим прошу разъяснить: является ли принуждение снять платок и недопущение к занятиям из­за отказа снять этот головной убор воспрепятствованием законной религиозной деятельности, нарушением гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорблением их религиозных чувств, а также осквернением почитаемых последователями исламской религии предметов?

Директор Учреждения Адвокатская контора «Адал адвокат», профессор Ж. Булхайыр



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.