Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №139 — Умеренность как принцип жизни
12.04.2013

Идеи срединности Ислама через призму труда Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа «Васатыйя – путь жизни»

Рождение книги

На сегодня вопрос «васатыйи» (срединного пути в Исламе) — один из самых обсуждаемых в мусульманской умме. И если еще пару лет назад он являлся неким ноу­хау для современного исламского сообщества, на переживаемом этапе он действительно оказался «на передовых позициях».

Однако, признаем, авторам далеко не всегда удается широко охватить затрагиваемую тему, представив различные направления понятия «аль­васатыйя». А ведь данный аспект представляет немалый интерес для представителей других конфессий. В этом контексте довольно значимым вкладом в доведении идей «срединности» до широкой общественности стал труд известного узбекского ученого — шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа «Васатыйя — путь жизни».

Ученые о понятии

В начале произведения автор отмечает, что, по мнению улемов, значение термина «васатыйя» не может быть однозначно переведено на другие языки. Перевод этого понятия как «умеренность» грешит тем, что последний фон является переводом арабского слова «иътидал». Кроме того, «Коран, ниспосланный Аллахом, является чудом», поэтому каждое слово Откровения «имеет свое особое значение» и употребляется «в нужном месте». Использование же одного слова вместо другого либо смена их мест могут привести к искажению их подлинного значения.

Нечто подобное происходит и с термином «васат». Если обратиться к его значению, вполне очевиден заложенный в нем смысл, соответствующий понятиям «средний» («умеренный», «правильный», «справедливый», «самый лучший»). Но если заменить использованное в Коране слово «васат» исключительно одним из вышеперечисленных понятий, смысл будет далеко не полным, поскольку это слово «заключает в себе и выражает их общее значение».

Термин «васатыйя» происходит от арабского корня «васат» и имеет обширное словарное толкование. В частности в известном толковом словаре «Сихах» имама Исмаила ибн Хаммад ал­Джавхари слово «васат» толкуется как самое правильное и справедливое «в каждой вещи». Абу Бакр Мухаммад ибн Хасан ибн Дурайд ал­Азди в «Джамхаратул Лугати» определяет «васат» в качестве середины «всякой вещи». Так, если речь идет о серьге, то «васат» озачает ее ценнейшее место, «где прикреплена драгоценная жемчужина». Если оно употребляется по отношению к людям, то «васат» означает «лучшего из них». В свою очередь, Ахмад ибн Мухаммад ибн ал­Файюми говорит о «васат» как об «умеренном» факторе, а известный мыслитель Мухаммад ибн Яъкуб Мухаммад Ферузабади определяет это слово как «самое лучшее и справедливое в каждой вещи».

Согласно толкованию «васатыйи» доктором Ахмадом Умар Хашимом (в произведении «Васа­тият­ул Ислами»), это — «такое состояние личности», при котором она «надежно защищена от преувеличения и преуменьшения» установленных для нее пределов. То есть, здесь фигурирует равновесие между двумя сторонами, не позволяющее одной превзойти другую и способствующее сохранению справедливости. При «васатыйе» отсутствует «превышение границ или допущение недостатка, не может быть слишком жесткого или очень мягкого отношения». Выдающийся ученый шейх Юсуф Абдуллах Кардави также проводит параллель между понятиями «васатыйя» и «равновесие», так как подразумевается «среднее и справедливое положение между двумя противоположностями», исключающее превышение одной из сторон установленного для нее или поглощение противоположной.

Простота и легкость в поклонении

По словам М. Садыка, хотя слово «васатыйя» используется в Коране, в старых книгах его нелегко найти, так как тогда употреблялись такие слова и выражения, как умеренность, середина, скромность. «Васатыйя» же является понятием, «обобщающим все указанные значения», а непосредственно учение Ислама и нормы шариата, отвечая этому принципу, являются сбалансированными. Поэтому недопустимо склоняться к крайности, противоположной фанатизму, считая допустимым, скажем, соблюдение поста в течение 15 дней вместо предписанного месяца и тому подобное. В целом, крайние части чего­либо больше поддаются внешнему воздействию и в большей степени подвержены порче, в то время как «середина остается неповрежденной».

Поэтому Ислам — это религия, несущая для верующих простоту и легкость во всем, включая поклонение (ибадат). Ведь Всевышний не ввел в шариат ничего, что было бы не под силу человеку, а предоставил нам оптимальный выбор с точки зрения наших возможностей. Великий Аллах учел все природные и нажитые слабости людей, наделив человека качествами как ангела, так и животного. Ведь телесные потребности являются свойствами животного происхождения, а духовность, сознание, смирение и склонность к вере — качествами ангела. Человек, сумевший возвысить в себе качества ангелов над животными инстинктами и живущий в согласии с законами шариата, становится выше ангелов. В то же время Аллах «не заставляет и не призывает жить только качествами ангелов», призывая человека «всего лишь оставаться настоящим человеком», т. е. речь, пять­таки, идет о срединности.

Действительно, некоторые истинные мусульмане пытались (и пытаются) придать Исламу чрезмерность в аскетизме. Другие, наоборот, впадают в другие крайности — бездействие, халатность. Так не лучше ли придерживаться «золотой середины»? Ведь быть богобоязненным не означает подвергать себя мучениям или изводить путем попыток «поднять неподъемное».

Мусульманесрединная умма

Как подчеркивает М. Садык, исламская община считается срединной и с точки зрения времени. Ведь Аллах ниспослал Ислам, когда человечество прошло так называемые этапы «детства и подросткового периода» и достигло «своего совершеннолетия». Теперь вплоть до Судного дня община «в состоянии среднего возраста будет оставаться свидетельствующей об Истине».

Когда об умме говорится — «средняя», подразумевается — «лучшая и предпочтительная, умеренная и справедливая и, наконец, срединная в чувствах». Например, улемы пришли к единому мнению в том, что при нахождении в пути четырехракратный намаз читается сокращенно — с двумя ракатами. Однако разрешение не совершать намаз или совершать его в укороченном виде действительно только для верующих, имеющих уважительные на то причины. Все остальные люди, не имеющие таковых причин, обязаны совершать намаз полностью. Это и есть васатыйя.

В том, что касается закята, можно утверждать, что, согласно шариату, под ним подразумевается выплата определенной части средств или имущества, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха. Это — возложенная на мусульман обязанность, но васатыйя в данной области выражается в исполнении закята обеспеченными людьми, имущество которых отвечает определенным критериям.

Однозначно просматривается васатыйя и в посте, так как Аллах желает нам «облегчения», а не «затруднения», чтобы мы «довели до конца отсчет» и «возвеличили Аллаха» за наставление нас «на праведный путь» (сура «Корова»: 183–185). Помимо этого, Аллах предоставил облегчение для заболевших в период поста и находящихся в пути. В то же время это не означает отказа от возместительного поста (заболевшим после выздоровления или путником по возвращении из странствия) в другое время и равного количеству пропущенных дней.

К числу больных улемами приравниваются беременные и кормящие грудью женщины. Но и они впоследствии восполняют пропущенные дни после родов в соответствии с числом дней, которые они пропустили. Ведь пост должен приносить благо совершающему его. Благодаря посту человек успешно проходит испытание своей веры, достигая высокого духовного уровня, укрепляя волю, улучшая здоровье и получая от Аллаха многие другие известные и неизвестные нам блага. Что подтверждает великое правило Ислама — постоянно желать рабам Господа облегчения, не оставляя их под бременем трудных обязательств.

Что касается дополнительных поклонений, Аллах не предписал в шариате ничего, что бы превосходило возможности человека. Так, для людей с ограниченными возможностями предусмотрены облегчения и исключения, ибо главная цель шариата — непрерывность в поклонении верующих. Однако халатность в этом вопросе недопустима. Чтобы люди не выходили за рамки дозволенной меры и не впадали в излишество, Аллах постоянно напоминает нам о необходимости соблюдения срединности в делах обязательного поклонения и служения.

В то же время, как бы это и не звучало парадоксально, васатыйя просматривается и в аспекте борьбы с нафсом. Согласимся с тем, что никто как мы сами должны учитывать качества своей души, подавляя в ней греховные наклонности и воспитывая добродетельные. Иначе окажется, что мы сами выступаем против нашей же, сотворенной Аллахом, природы.

Возможно ли создать «умеренный Ислам»?

Не секрет, что в последнее время активно пропагандируется модель «умеренного Ислама», стандарты которого, по мнению аналитиков, должны обязательно определяться на Западе. Но насколько этот проект соответствует идеям васатыйи? К примеру, западная модель «умеренного Ислама» подразумевает полное принятие демократических принципов, которые не всегда соответствуют мусульманским. Если демократические законы плюрализма, парламентаризм и выборности власти совпадают с исламским миропониманием, то однополые браки, к примеру, целиком и полностью противоречат религиозным ценностям. Необходимо помнить о том, что умеренность в Исламе ни в коей мере не означает возможности смотреть на предписания религии сквозь пальцы. Мы должны опираться только на свои исламские ценности. Несомненно, мы можем заимствовать и от других культур, но лишь, то, что соответствует или, по крайней мере, не противоречит основным ценностям Ислама.

Таким образом, Ислам — это «васатыйя во всем» по мере возможного. Соблюдение нами «золотой середины» позволит всегда оставаться на правильном пути. Отступление от принципа васатыйи может явиться как следствием излишней жесткости, так и послабления, допущенного по отношению к себе. А это актуализирует наше движение по пути Пророка (мир ему), «не сворачивая ни вправо, ни влево».

Октай АТАЕВ,
Общественное объединение «Идрак»



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.