Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №137 — Зиаудин Сардар: Революции на Ближнем Востоке и в мусульманском мире нуждались в интеллектуальной, культурной, философской и творческой основах
19.02.2013


 

Зиауддин Сардар является ведущим британско­пакистанским мусульманским ученым и критиком. В интервью с Сюзанной Фески он говорит о журнале «Критический мусульманин», основателем которого сам он и является, как об «интеллектуальной, культурной, философской и творческой основе» для революций на Ближнем Востоке.

В январе прошлого года ежеквартальный журнал «Критический мусульманин» стал выпускаться в Великобритании. Журнал печатается в лондонской типографии C. Hurst & Co и состоит из более 250 страниц. Его заявленная миссия — «быть источником идей и вопросов, демонстрирующих новаторское мышление об исламе, а также показать, что значит быть мусульманином в быстро меняющемся, все более взаимосвязанном мире».

Основателем и редактором журнала является ведущий мусульманский ученый, критик и общественный интеллектуальный деятель Сардар Зиауддин. Родившийся в Пакистане в 1951 году, Сардар вырос в Лондоне, где живет до сих пор. Он плодовитый и известный писатель: с конца 1970‑х годов им написано около 45 книг, а также множество статей и эссе. Соредактором журнала является известный британско­сирийский писатель, критик и блоггер — Робин Ясин­Кассаб.

В ознаменование первой годовщины выпуска журнала представляем вам интервью Зиауддина Сардара Qantara.de о концепции издания «Критический мусульманин», о том, как прошел первый год его выпуска, и о планах на будущее.

— Обложка первого издания журнала «Критический мусульманин» содержала надпись: «Работаем, чтобы создать капельку критической мысли, которая служит катализатором перемен». Когда у Вас появилась идея по созданию журнала «Критический мусульманин», и как Вы с соучредителем и издательством собрались вместе, чтобы воплотить проект в жизнь?

— Это может показаться удивительным, но весь проект был далек от какой­либо определенной концепции от зачатия идеи до публикации первого выпуска. Я был вдохновлен «арабской весной», которая подняла вопрос: восстания, безусловно, свергнут диктаторов, но смогут ли они искоренить мышление диктатуры, которое глубоко укоренилось в мусульманском обществе? Что, если мы в итоге заменим одну диктатуру другой, как это случилось, например, в Иране или в Пакистане?

Я думал, что революции на Ближнем Востоке и подобные настроения в других частях мусульманского мира нуждались в интеллектуальной, культурной, философской и творческой основе. И если что­то нужно сделать, то это должно было быть сделано сейчас, когда дух реформ и изменений еще витает в воздухе.

Я тоже только что стал председателем мусульманского института, который был реформирован и вновь запущен в качестве научного общества мыслителей, ученых, художников и людей, в целом заинтересованных в идеях. Было необходимо, чтобы институт имел какие­то публикации. То, что «Критический мусульманин» должен выходить под эгидой мусульманского института, казалось очень естественным.

Я поделился своими идеями с моими друзьями — научным журналистом Эхсаном Масудом и писателем Робином Ясин­Кассабом. «Критический мусульманин» был задуман как культурный, а также интеллектуальный проект. Для меня было очень важно, чтобы они работали в моей команде, хотя они уже были трудоустроены и строили свои собственные карьеры, но после настоятельных уговоров они согласились с тем, что это была хорошая идея.

— Вы писали в «The Times», что Вы нацелены на «преобразование отдельных лиц в глобальную сеть, работающую над созданием капельки критической мысли, которая служит катализатором позитивных изменений». Как Ваш журнал отличается от множества уже существующих мусульманских изданий в Великобритании и по всему миру?

— Не существует никакого подобия. Мы находимся в другой Вселенной. Идея состоит не в том, чтобы поднять журнал «Критический мусульманин» до уровня популярного издания, которое читают все мусульмане, а, наоборот — довести остальные издания до уровня нашего журнала, чтобы они могли обсуждать и оспаривать идеи и мысли на достаточно сложном и прагматичном уровне.

Мусульмане, как показал мой опыт, жаждут настоящих дебатов, чтобы обсудить вещи, которые их касаются, но рассматриваются как табу, чтобы поднять проблемные вопросы — уйти от традиционных устаревших мыслей или заготовленных западных ответов. Таким образом, наше издание, конечно, заполнит пустоту там, где в настоящее время существует целая пропасть.

— Действительно ли изменения в арабском мире, особенно в последние два года, и явное расширение прав и возможностей не только основных исламистских организаций, но и более радикальных, в том числе салафитских, могут сделать ваш критический и непредвзятый подход более сложным, но, в то же время, более важным?

— Ну, это одна из главных причин самого существования издания «Критический мусульманин». Насколько я могу видеть, молодые и творческие элементы восстания оказались на обочине: более организованные исламистские организации, а тем более — финансово обеспеченные салафиты, стали извлекать выгоду из усилий более открытых и плюралистических групп. Это был один из моих страхов, который, кажется, реализовался.

Я думаю, что более организованный и скоординированный подход, основанный на некотором фьючерсно­ориентированном стратегическом мышлении, необходим, чтобы сдержать исламистов. Я не думаю, что это делает наш подход сложнее — мы знаем, что всегда будет трудно, но это, конечно, делает журнал более насущным и актуальным.

— «Критический мусульманин» включает в себя сильный литературный и культурный компоненты, например, Робин Ясин­Кассаб высоко оцененный романист и эссеист, является вашим коллегой­редактором. Регулярно содержание журнала включает раздел искусств и литературы и раздел отзывов. Как Вы оцениваете роль искусства, литературы и культуры в попытке следовать миссии журнала?

— Мы считаем культуру, искусство, литературу, музыку, и все те вещи, которые очеловечили нас, центром нашего проекта. Общество не может считаться обществом без культуры, и процветающее, динамичное общество нуждается в процветающей живой культуре и искусстве.

Мы думаем, что культура может быть как источником власти, так и самой властью. Мягкая сила искусства важна как для самостоятельного представления, так и для влияния на других. Мы стремимся выделять культурные достижения там, где они существуют, поощрять творчество там, где его не существует, а также содействовать более точному восприятию того, что значит быть мусульманином в XXI веке.

— Известно, что второй выпуск «Критического мусульманина» был запрещен в Малайзии. Не могли бы Вы рассказать больше о запретах или отрицательных отзывах; какие вопросы вызвали больше всего споров между правительствами и отдельными читателями?

— В то время как в целом реакция на журнал была довольно восторженной, на нас нашлись и критики. Наше издание не для тех, которые считают себя хранителями «истины», как в мусульманских странах, так и на Западе, и мы ожидаем жесткую реакцию из таких мест. Не каждый cалафит или ваххабит утвердит его содержание. Таким образом, отвечая на второй вопрос, выпуск был запрещен в Малайзии, потому что религиозные власти там не одобрили его содержание.

— Существует ли «цензура» с точки зрения тематики, взглядов или авторов, если Вы не хотите, чтобы чего­то касались или опубликовывали?

— Да, существует. Мы не распространяем насилие или клевету, и не будем публиковать все, что оскорбляет наши убеждения или убеждения других людей. Для нас все темы являются актуальными, но они должны быть изучены с привлечением аргументов и доказательств.

  

Зиауддин Сардар (Ziauddin Sardar) — писатель, телеведущий и культурный критик. Среди его многочисленных книг «Постмодернизм и Другой» (1998), «Ориентализм» (1999) и «Жизнь в эпоху постмодернизма от А до Я» (2002), «Почему люди ненавидят Америку?» (2003). Им написан также ряд популярных иллюстрированных пособий из серии «Введение в…», в том числе «Ислам», «Математика», «Хаос», «СМИ», «Наука» и международный бестселлер «Культурные исследования». Он широко известен своими статьями в лондонском еженедельнике New Statesman. Публикуется также и в других британских и международных газетах и журналах.

Родился в Пакистане, образование получил в Великобритании и Саудовской Аравии. Получив образование в области физики и информационных технологий в Лондоне, прошел обучение в Университете короля Абдель Азиза (Джидда, Саудовская Аравия), где стал ведущим специалистом по хаджу.

Qantara.de
Перевод IslamRF.ru



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.