Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №135 — Шамшадин Керим: Мы готовим специалистов в области ханафитского ислама
17.12.2012


 

Специальный корреспондент Издательского дома «Медина» Нина Зотова побеседовала с проректором Казахско­египетского исламского университета «Нур» Шамшадином Керимом. Доктор Керим – член специального диссертационного совета при Институте литературы и искусства им. М. Ауезова, он является автором нескольких трудов в сфере арабской филологии, исламоведения, им опубликованы более 100 научных статей. Он принимал участие с докладами в более чем 50 научных конференциях. Многие годы осуществляет преподавательскую, организационную и руководящую деятельности.

— Расскажите, пожалуйста, каковы цели и задачи Вашего университета?

— Египетский университет исламской культуры «Нур» был создан на основании межправительственного соглашения между Республикой Казахстан и Арабской Республикой Египет. Соглашение было ратифицировано Парламентом нашей республики 2 июля 2003 года и обрело законную силу в соответствии с указом Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Университету выдана лицензия Министерства образования и науки Республики Казахстан после прохождения государственной аттестации.

Задачи университета — подготовка квалифицированных кадров исламоведов, религиоведов, преподавателей арабского языка, кадров мусульманских священнослужителей для наших мечетей, преподавателей для медресе, филологов‑арабистов. В Казахстане действует 9 медресе — средних профессиональных учебных заведений. Единственный вуз, действующий при Духовном управлении мусульман Казахстана и готовящий специалистов по исламскому направлению — это наш университет. Университет действует в рамках соглашения между правительствами Республики Казахстан и Арабской Республики Египет, подписанного в 2001 году. В период 2004–2011 годов университет «Нур» выпустил 262 специалистов по исламоведению. Из них 163 выпускника работают имамами и наиб­имамами мечетей во всех регионах Казахстана, что составляет 62,2 % всех окончивших университет, и 37 специалистов, т. е. 14,1 % выпускников, преподают в девяти медресе Духовного управления мусульман Казахстана.

Основной задачей университета является подготовка высококвалифицированных специалистов — бакалавров и магистров, глубоко освоивших основы и направления ислама, историю и философию исламской религии, владеющих также современными светскими науками и способных решать актуальные теоретические и практические задачи, стоящие перед обществом.

Деятельность университета проходит по трем основным направлениям, это — учебно­методический процесс, научно­теоретические исследования, духовно­просветительские мероприятия.

Очень важно, что мы готовим кадры по такой специальности, как «исламоведы». В Казахстане эта научная дисциплина по­настоящему находится лишь на стадии становления, поэтому большинство исламоведов выступают также и в качестве историков, социологов, философов, филологов.

Введение специальности «исламоведение» в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования позволит сформировать совершенно новое направление в казахстанской гуманитарной науке, начать комплексное исследование ислама в Казахстане и Центрально­Азиатском регионе, выработать методологию ислама в контексте обоснования историко­культурных и цивилизационных особенностей Ислама в нашей республике — как основы формирования духовно­этического согласия в казахстанском обществе.

— Как государство содействует подготовке специалистов по исламским направлениям?

— В соответствии с правилами присуждения образовательного гранта для оплаты высшего образования, в 2011 году для подготовки квалифицированных кадров по специальности «исламоведение» Министерством образования и науки Республики Казахстан было выделено 100 грантов, в 2012 году — 128 грантов. Из республиканского бюджета на 2012–2014 годы предусмотрено выделение в 2013 году средств на обеспечение 150 грантов по указанной специальности, на 2014 год предусмотрено выделение 200 грантов. Таким образом, на начало 2014/2015 учебного года большинство студентов, получающих высшее религиозное образование, будут полностью обеспечены государственными грантами. Наши выпускники получают диплом государственного образца.

 

— Совсем недавно в конце ноября этого года в Вашем университете появилось три новых факультета. Расскажите об этом поподробнее.

— По результатам работы попечительского совета, в связи с инициативой египетской стороны, было принято решение о переименовании университета в Казахско­египетский исламский университет «Нур», ранее он назывался Казахско­египетский исламский университет «Нур­Мубарак»

Попечительским советом также были внесены изменения в структуру университета, в частности было принято решение об открытии трех факультетов: «Основы религии и исламское проповедование», «Шариат» и «Арабская филология и исламская цивилизация». На базе нашего университета также будет работать Научно­исследовательский центр имени Абу Ханифы. Задача новых факультетов — более углубленная подготовка исламоведов, религиоведов, преподавателей арабского языка и филологов. Ранее мы также готовили имам­хатыбов. Теперь с появлением факультета «Шариат» студенты будут более глубоко изучать исламское законодательство. Больше внимания будет уделено проповедям. В наше врем проповеди должны соответствовать требованиям современности и при этом опираться на фундаментальные исламские знания.

Для этого у нас есть все возможности. В настоящее время высшее религиозное образование в университете «Нур» получают 638 студентов, которым передают свои знания 53 казахстанских и 17 египетских преподавателей. Среди профессорско­преподавательского состава имеется 21 доктор наук и 16 кандидатов наук. Необходимо отметить, что все специалисты из Египта — доктора наук разной специализации — арабский язык, арабская литература, фикх, корановедческие науки, акыда, исламская философия. Это сотрудники и специалисты таких известных учебных заведений, как «Аль­Азхар», «Айн Шамс», Каирский университет, Александрийский университет и университет «Аль­Миния». Например, заведующий кафедрой арабской филологии — литературовед доктор Абу Рахман Саад. У нас преподается риторика, литературная критика, история арабской литературы. Наши студенты изучают также и английский язык, что весьма важно в наше время. В университете работают «носители языка», что очень важно, и высококлассные специалисты, поэтому студентам из Казахстана нет необходимости ехать за исламскими знаниями в зарубежные государства.

На первом и втором курсах закладывается образовательный фундамент языковой подготовки, что позволяет студентам в дальнейшем на третьем и четвертом курсах самостоятельно работать с источниками на арабском языке.

Отличительная особенность образовательных программ бакалавриата, в том числе и по исламоведению, — это структурное единство типового учебного плана, в котором исламские предметы даются на арабском языке.

В целях повышения качества образования студентов c 2008 года впервые открылась магистратура по специальностям двух иностранных языков (арабский и английский). Уроки в университете ведутся на арабском языке. Для студентов открыта возможность проходить практику, тренинговые курсы, углублять знания по программам магистратуры и докторантуры египетских университетов «Аль­Азхар», «Александрия», «Аль­Миния». Со второго курса лучшие студенты университета отправляются на практику в эти египетские вузы.

У нас обучаются и юноши, и девушки. Студентам­юношам, окончившим курс по специальности «Исламоведение», выдается свидетельство о присвоении им квалификации «бакалавр исламоведения», а девушкам — «преподаватель исламоведения».

— Каковы основные критерии приема студентов?

— Мы принимаем студентов на основе типовых правил приема, разработанных министерством образования Республики Казахстан. После введения предмета «исламоведение» в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования прием ведется в соответствии с действующим законодательством. Однако, у нас есть и дополнительный творческий экзамен. Здесь мы проводим собеседование со студентами, включающее акыду, знание Корана, основ Ислама. Изучаем взгляды абитуриентов, чтобы не принимать в университет «случайных» людей. Мы работаем строго по ханафитскому направлению. И тут надо подчеркнуть, что основной работой исламоведов и имамов является пропаганда ислама традиционного для Казахстана ханафитского мазхаба, исследование его положений с научной точки зрения и ознакомление с ними мусульманской части населения страны.

Необходимо отметить, что примерно 70 % студентов, поступающих к нам — это представители сельской молодежи из семей с невысоким уровнем доходов.

— Какова перспектива развития партнерских отношений с российскими исламскими вузами?

— Мы активно сотрудничаем с Российским исламским университетом (Казань), с которым у нас подписан меморандум о сотрудничестве, предполагающий взаимный обмен опытом, организацию стажировок преподавателей и студентов вузов, проведение семинаров, симпозиумов и конференций. Для нас очень интересен положительный опыт России в области исламского образования, так как Россия, так же как и Казахстан, является светским государством. Особенно интересен для нас действующий в России Фонд поддержки развития исламской культуры, науки и образования, который существенно способствует развитию исламского образования. Мы хотели бы, чтобы у нас была подобная организация. На уровне преподавателей, обмена опытом, посещения научных конференций будем вести сотрудничество с Московским исламским университетом. Естественно, мы хотим наладить сотрудничество и с другими российскими исламскими вузами. Это касается опыта организации педагогического процесса, подготовки литературы.

Беседовала Нина Зотова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.