Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №134 — Равны ли знающие и незнающие?
23.11.2012


 

В Священном Коране есть много аятов по поводу важности и величия Знания. Если обратить внимание на следующий аят: «Скажи: “Разве могут быть равными знающие и незнающие?!” и углубиться в его смысл, мы поймем, насколько важна и значима роль имам­хатыбов в жизни общества. Действительно, Ислам налагает на их долю большую ответственность. По милости Аллаха, имам­хатыбы получают от великих учителей и ученых Ислама важные и полезные знания, владеют достаточной базой религиозных и светских знаний. Также, при совершении разных видов поклонения, выполнении религиозных обрядов и правильной передаче мусульманам Ислама, имам­хатибы являются важным звеном общества. Однако, из­за попыток выполнения этих задач малограмотными или вообще безграмотными людьми, происходят печальные последствия.

Вред, наносимый малограмотными людьми

Сегодня в местах, особенно удаленных, наблюдается функционирование неких малограмотных представителей шариата, так называемых домла (человек, понимающий шариат) или мулла (человек, знающий Коран). Если рассмотреть и проанализировать этот вопрос более глубоко, то мы поймем, насколько это явление чревато непредсказуемыми последствиями и опасно.

Как может выносить фетвы и постановления по некоторым исламским вопросам малограмотный домла — человек, не получивший полноценных религиозных и светских знаний, не знающий положений шариата, не разбирающийся даже в простых исламских вопросах, а также непросвещенный в тафсире, хадисоведении и фикхе? Человек, не имеющий знаний по фикху, не знающий источников и законов шариата, как может он рассуждать, или выносить фетву по таким тонким вопросам, как намаз, пост, никах и развод? Это не принимается здравым смыслом!

Конечно же, такие малограмотные люди, которые раньше работали в различных местах, теперь отрастив длинную бороду, выучив пару аятов или хадисов, считают себя знатоками Ислама, называют сами себя «учеными» или «муллами» и не ощущают, насколько тяжело и ответственно быть имамом.

Во‑первых, они, не учитывая, что мусульмане нашей страны должны жить по ханафитскому мазхабу, излагают положения либо других мазхабов, либо вообще не относящиеся к исламскому учению, о которых они получили информацию из разных источников, и тем самым порождают у мусульман ложные представления и вводят в смуту. Ведь в Священном Коране открыто сказано: «Смута хуже, чем убийство…» (Корова, 191)!

Во‑вторых, эти малограмотные люди, выступая на свадьбах, разных мероприятиях, неправильно интерпретируют религиозные положения и этим допускают большую ошибку. Они даже вступают по этому поводу в дискуссии. Аллах в Коране говорит так: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (Исра, 36).

В‑третьих, по причине того, что эти малограмотные «муллы» читают никах, не руководствуясь необходимыми правилами, т. е. не требуя справки медицинского осмотра и удостоверение ЗАГСа, и что еще хуже, не обращая внимания на очень юный возраст брачующихся, становятся виновниками печальных событий. Например, серьезно страдает здоровье матери и ребенка, они становятся инвалидами или больными на всю жизнь. Если, упаси Аллах, дело дойдет до развода, то невеста не сможет защитить свои права.

Если же чтение никаха без требования удостоверения личности о гражданском состоянии считать оскорблением социальных прав молодоженов, то чтение никаха официальными имамами только после его предоставления следует считать защитой социальных прав новоиспеченной семьи в обществе. Из­за ранних бракосочетаний некоторые несовершеннолетние возвращаются в родительский дом. Надо отметить, что у девушек после раннего замужества жизнь, как правило, становится особенно тяжелой. Ранняя беременность, рождение слабого ребенка, осуждение окружающих из­за их неопытности в быту, в итоге все это загоняет их в угол, в результате чего нарушается их психика.

В‑четвертых, из­за того, что малограмотные «муллы» небрежно решают вопрос развода мусульманских семей, практически сводится к нулю возможность супругов к примирению. К тому же эти люди, не учитывая, что такие тонкие вопросы в нашей стране решаются Комиссией по вынесению фетв Управления мусульман Узбекистана, берутся за такие дела, просто в погоне за легкими деньгами.

Каким должен быть имам­хатыб?

«Имам» — это арабское слово, которое можно перевести как «направляющий», «лидер». Также оно означает человека, несущего в себе богоугодные качества. Значит, можно сказать, что «имам» — это человек, который направляет людей к светлым целям. В Священном Коране есть несколько аятов по этому поводу:

«Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: “Я сделаю тебя предводителем людей”…» (Корова, 124).

«Мы даровали ему Исхака (Исаака), а вдобавок — Йакуба (Иакова), и сделали их всех праведниками. Мы сделали их вождями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь. Мы внушали им вершить добрые дела, совершать намаз и выплачивать закят, и они поклонились Нам» (Пророки, 72–73).

Из этих аятов можно сделать вывод, что должность имама — довольно высокая и ответственная. Только после того как Ибрахим достойно прошел ряд испытаний, Аллах назначил его имамом. Стало ясно, что нельзя последовать за любым человеком, считая его имамом. Он должен быть праведным человеком, прошедший определенные испытания. У имама должно быть чистое сердце, он должен быть справедливым, обладателем больших знаний, равнодушным к богатству. Кроме того, он должен всей своей сущностью служит мусульманам, а люди должны подчиняться его словам. Имам — это не звание, и не должность, а высокое положение.

Стоит отметить, что в Священном Коране слово «имам» используется при описании человека, призывающего к добру. Поэтому, оно во многих аятах применялось по отношению к посланникам и пророкам. А главными качествами в природе посланников и пророков являются только такие, как святость, покорность, вера.

Ученые в своих книгах посвящали отдельные главы имамам. Абул Хасан Али ибн Мухаммад сказал так: «Все люди поддерживают мнение имама. Таким образом, имам станет для них фундаментом, на котором законы религии и общества достигают надежности…». Реза Фахретдин утверждал, что имам — это человек, выбивающийся среди большой группы людей.

Ибн Халдун говорил, что имамы, наряду с их мирскими делами, занимают особое место в управлении молитвой мусульман, и в демонстрации культурно­моральных сторон общества. А это является важным фактором в достижении людьми счастья в обоих мирах.

Во времена Аббасидов была утверждено управление молитвой специально обученными людьми. Таким образом, эта привычка превратилась в правило.

Если обобщить вышеприведенные аяты Священного Корана и мнения ученых по этому поводу, то имам — это человек, закончивший одно из высших религиозных учебных заведений, знающий, богобоязненный, с достойным поведением, соблюдающий религиозные установления без уклонений, правильно понимающий реформы государства и назначенный по рекомендации религиозных лидеров.

Значит, нельзя забывать, что имам — личность значимая не только в рамках религии, но и на светском и социальном уровнях. Действительно, слово «имам» имеет такие значения, как наставник и человек, участвующий в социальных процессах.

Современные имамы должны обладать не только религиозными знаниями, но и светскими. Они должны значительно превосходить имамов, которые функционировали 15–20 лет тому назад. Этого требует независимость и современность. Поэтому имам должен все время работать над собой, совершенствовать свои профессиональные и интеллектуальные навыки. К тому же он должен быть осведомлен о разных реформах и событиях, происходящих в его родной стране и в других государствах. Только тогда имам приобретает статус человека, могущего вести за собой мусульман и получает всенародное уважение.

Обязанности имама мечети

У имама мечети имеется свое место в духовно­моральной жизни мусульман. Имам является главным помощником в воспитании моральных, духовных и других качеств посетителей мечети. Имам всей своей сущностью и преданностью религиозному долгу старается вывести людей на путь становления обладателями счастья в двух мирах, призывает к совершению красивых дел, к справедливости, к получению полезных знаний, к положительному пользованию научными и культурными достижениями. Он требует от каждого человека жить в дружбе и взаимном уважении и любви со своими родителями, с семьей, родственниками и членами общества. Конечно, при выполнении этих задач большое значение играет опыт имама, его талант, постоянное самосовершенствование, умение правильно анализировать и разъяснять происходящие изменения в мире в результате процессов глобализации.

Таким образом, от имама требуется всецело прочувствовать свою большую ответственность перед религией и государством.

Наши имам­хатыбы должны хорошо осознавать свое место и свою роль в обществе. В виду повышения уровня образованности, культурной развитости посетителей пятничной проповеди, они должны безустанно обновлять свои религиозные и мирские знания, эрудицию, а также информационную базу. При выполнении этих задач, на пути достижения этих благородных целей имаму, конечно же, поможет его бескорыстное желание служить людям и чистая вера. Для того что бы каждое слово имама доходило и крепко обосновывалось в сердцах слушателей, эти два фактора играют важнейшую роль.

Слова имама должны, в первую очередь, отображаться в его поступках и делах. Ведь об этом Аллах говорит так: «О, те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете?» (Саф, 2).

Таким образом, сегодняшние имамы, глубоко чувствуя свою ответственность перед Господом, перед Родиной, должны просвещать общество, активно участвовать в социальной жизни мусульман, вносить свой вклад в обеспечение мира и развития в государстве.

Айдарбек ТУЛЕПОВ ,
заместитель председателя
Управления мусульман Узбекистана



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.