Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №133 — Единство мусульман
12.10.2012


 

О необходимости единения говорится уже давно и немало. Но сегодня хотелось бы рассмотреть на эту проблему в не совсем обычном ракурсе. Современные реалии таковы, что многие аспекты внутри­ и внешнеполитической жизни большинства государств открыты и доступны для осмысления. И если их внимательно изучить, то можно найти немало любопытных и важных моментов.

Участники конференции «Единство мусульман». 9 сентября 2012 г. Бишкек, Кыргызстан

Один из наиболее интересных примеров политической жизни являют собой Соединенные Штаты Америки, в основе которой, как известно, лежит постоянная и непрерывная борьба между двумя крупнейшими партиями — Демократической и Республиканской. Эта борьба ведется в самых разных областях и отраслях жизнедеятельности государства, и иногда (особенно в преддверии президентских или парламентских выборов) она может принимать достаточно ожесточенную форму.

Но что интересно, стоит кому­либо выдвинуть более­менее значимую угрозу в адрес самого государства США, как «демократы» и «республиканцы» тут же выступают по отношению к этой «угрозе» единым фронтом. Практически такое же единодушие проявляют в сходных обстоятельствах и представители двух крупнейших партий Великобритании — «консерваторы» и «лейбористы».

Для чего приводятся эти примеры? Они нужны для того, чтобы понять, каким образом этим, казалось бы, разнородным по своей внутриполитической элите государствам, вот уже на протяжении более чем ста лет (а в случае Великобритании и того больше) удается быть ведущими державами мира. Рецепт такого успеха оказывается весьма простым. Когда их правящие элиты спорят между собой — они действительно считают друг друга соперниками и конкурентами, при этом, правда, весьма редко их противостояние доходит до каких­либо крайних проявлений. Но когда появляется общий враг, угрожающий государству в целом, внутриполитические разногласия сразу отходят на второй план, и ни те, ни другие, даже несмотря на взаимную неприязнь, никогда не идут на соглашение с внешними соперниками в ущерб своей стране.

Что же можно наблюдать при взгляде на мусульманские государства? Прямо сказать, какого­либо единодушия между ними практически не наблюдается. Страны исламской цивилизации не просто недолюбливают друг друга, нет, некоторые из них без зазрения совести готовы отдать своего конкурента на растерзание любым силам, даже врагам ислама. Ненависть, царящая между частью элит мусульманских стран настолько сильна, что застилает собой абсолютно все. Унизить, растерзать в клочья, стереть в порошок — это лишь малая толика того, чего желают некоторые из амбициозных современных политических лидеров. Пример М. Каддафи, с которым сделали то, чего не позволили бы себе, наверное, даже дикие пещерные люди, наглядное тому подтверждение. Но хуже всего, что такие настроения, к большому сожалению, не являются уделом лишь отдельных политических лидеров — такую кровожадность подчас готовы поддержать и сами граждане государств, апеллируя к тому же еще и к «псевдоисламским» лозунгам.

• • •

Каким же образом мусульмане, бывшие когда­то примером нравственности и толерантности — и это действительно так, достаточно вспомнить о том, что именно в мусульманских регионах сохранились самые различные христианские и иудейские общины — дошли до такого позора?! Почему мусульмане, подарившие миру величайших ученых самых разных отраслей науки, стали примером дикости и отсталости? Не потому ли, что на место грамотности пришло невежество, на место скромности — дешевый популизм, на место рациональности — буквализм и узость мышления? Сложно представить себе образованных, грамотных, мудрых юношей или девушек, вытворяющих то, что делали дикие кровожадные неучи с бывшим ливийским лидером. Недаром говорится, ученье свет, а неученье…

Но и здесь существуют свои «подводные камни», поскольку узкое, буквальное понимание религиозных предписаний часто не спасает молодые, неокрепшие души от экстремистских настроений. В связи с этим на первый план выходит уже не просто образование как таковое, а рациональность. Это свойство ума способно существенно ограничивать воздействие радикальных установок. Широкое, рациональное мышление, наряду с высокими чувствами, способно стать своего рода тормозом на пути насилия и избавить душу от ненависти и злобы, внушаемых посредством сатанинских наваждений.

• • •

И здесь уместно будет вспомнить о том, что религиозно­правовая школа имама Абу Ханифы как раз и отличается своей приверженностью к «размышлениям». «Асхаб ар­ра’й» — «люди рассуждения» — именно так называли последователей ханафитского мазхаба, вкладывая в это отнюдь не отрицательное значение. При этом нельзя не отметить, что данный метод не являлся каким­то придуманным и нововведенческим. Напротив, он исходил от сподвижников Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), продолжая эту, без сомнения, пророческую традицию.

В чем же заключалась суть этого подхода? Прежде всего, речь идет о попытках понимания, осознания смысла тех или иных аятов или хадисов, не выходя при этом, конечно, за рамки дозволенного. Речь не шла о сомнениях в отношении ниспосланных предписаний — рациональное осмысление нужно было как раз для того, чтобы лучше их исполнять, что сложно осуществить без понимания того, что совершаешь. Является ли такой подход правомочным? Нужно ли задумываться при выполнении тех или иных предписаний? Ответ более чем очевиден, ведь Всевышний Аллах неоднократно повторяет в Коране: «Быть может вы призадумаетесь; быть может вы поразмышляете», и это, конечно же, не случайно. Наш Господь говорит также: «Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз­Зумар», аят 9). Посланник Аллаха, в свою очередь, говорил: «Один час размышлений лучше, чем 60 лет поклонения», и это еще раз доказывает необходимость рационального осмысления происходящего. А вот слова известного мусульманского ученого имама Малика: «Ученый не тот, кто разбирается в многочисленных вопросах мусульманского права, и к пониманию религии Аллах приводит того, кого пожелает», а не менее известный ученый Ибн Хаджар отмечал: «Основная цель первостепенна, и это — знание, а не простая передача сообщений».

Таким образом, далеко не всегда достаточно выучить аяты или хадисы наизусть, необходимо их еще и понимать. И чем больше будет тех, кто понимает свою религию, свое место в жизни, тем меньше радикализма и дешевого популизма будет в обществе. Не случайно ученые говорили: «Умение запоминать — это еще не способность к знанию. И кто больше внимания будет уделять запоминанию, нежели приобретению навыков, тот не сможет свободно разбираться в вопросах знания. И если кто думает, что способность к знанию — это заучивание, тот ошибается, поскольку под этим подразумевается нечто другое, и в том числе это — способность извлекать и выводить что­то новое, быстро переходить от частностей к целому и наоборот».

• • •

Вывод, к которому, исходя из всего сказанного, нельзя не придти, может показаться парадоксальным — одной из основных причин отсутствия единства среди мусульман является узость, нерациональность мышления. Однако парадоксом это выглядит лишь на первый взгляд, и связь между одним и другим прослеживается достаточно четко. Для того чтобы удостовериться в этом, можно было бы привести немало исторических фактов, но один из них более близок современным мусульманам, поскольку от него нас отделяет всего лишь около ста лет — с точки зрения истории совсем небольшой период времени. Фактом, доказывающим приведенный вывод, является распад Османского султаната, одними из главных инициаторов которого стали, как это ни покажется странным, сами мусульмане. Именно руками не понимавших всей широты происходящих процессов мусульман был осуществлен раздел некогда мощного государства на автономные, как они полагали тогда — независимые, образования. Такое отсутствие стратегического видения дорого обошлось народам исламской цивилизации — огромная часть мусульманского мира была оккупирована впоследствии иностранными колонизаторами.

Казалось бы, убедившись в ошибочности междоусобных войн и конфликтов, мусульмане должны были выучить этот горький урок. Однако, даже после того как исламский мир добился независимости, жестокая борьба друг с другом продолжилась, и то и дело вспыхивали различные межрегиональные военные конфликты. Зачем, почему, в чьих интересах велись эти сражения? — Такие вопросы, к сожалению, абсолютно не ставились на повестку дня.

Не ставятся они и сегодня, ведь нечто подобное можно наблюдать и сейчас. Даже совсем недавний пример Ливии, намеренно введенной в состояние какого­то беспросветного перманентного хаоса, не заставляет большую часть мусульман остановиться, встряхнуться и, подняв голову, задуматься — во имя чего все это осуществляется? Нет, они вновь опускают голову и спешно бегут к очередной пропасти, торопясь еще и опередить в этом друг друга. Они словно околдованы, охвачены каким­то массовым психозом, и даже слышать не хотят «о какой­то там рациональности». И это, конечно, не может оставлять нас равнодушными.

В сложившихся обстоятельствах крайне актуальным и едва ли не первостепенным становится популяризация рационалистической школы, поскольку методы, использовавшиеся «людьми рассуждения», как нельзя лучше могут помочь остановить всеобщее оглупление и примитивизацию разума. И здесь, надо сказать, суть даже не в том, чтобы следовать какому­то одному мазхабу, потому что буквализм и узость мышления могут быть присущи и последователям ханафитской религиозно­правовой школы. Суть именно в рациональном, рассудительном подходе к самым различным проблемам, и решать их, руководствуясь таким методом, надо в рамках любого мазхаба. Что же касается школы имени Абу Ханифы, то жизнь ее основателя являет собой один из самых ранних примеров успешного претворения в жизнь рационалистических методов «асхаб ар­ра’й», и только поэтому его наследие достойно тщательного изучения. Подходы Абу Ханифы и его учеников к изучению и извлечению сути аятов и хадисов актуальны сегодня как никогда, и если бы современные мусульмане смогли хотя бы частично освоить такую методику, многие проблемы решились бы сами собой.

Роберт Нагимзянов,
специальный представитель
Совета муфтиев России по СНГ



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.