Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №129 — Мухаммад Юсуф Мухаммад Садык: Московский исламский университет даст свои прекрасные плоды в будущем
17.06.2012


 

Предлагаем вниманию читателей газеты «Медина аль­Ислам» интервью с экс­муфтием Республики Узбекистан, членом секретариата Всемирного союза исламских улемов, членом учредительного совета Всемирной Исламской лиги шейхом Мухаммад Юсуфом Мухаммад Садыком о прошлом и настоящем мусульман Республики Узбекистан.

— Расскажите, пожалуйста, о современной религиозной ситуации в Узбекистане. Как живут сейчас мусульмане республики?

— Бисмилляхи р‑рахмани р‑рахим! На сегодняшний день мусульмане Узбекистана, как и других стран мира, живут в какой­то степени хорошо. У них есть и проблемы, и достижения, как и у всех мусульман.

После падения Советского Союза узбекистанцы начали изучать свою религию, у нас появились проблемы чрезмерности, некоторые группы начали критиковать ханафитский мазхаб. Более того, в первое время проходили даже вооруженные столкновения, создавались так называемые «фронты». Но мы, слава Аллаху, участвовали в решении этих проблем с помощью наших знаний. Я сам, например, написал около 80 книг по разным вопросам Ислама, чтобы люди правильно понимали, как следует поклоняться Всевышнему и не приближаться к чрезмерности, придерживались ханафитского мазхаба. Альхамдулиллях, народ принял наши действия очень хорошо. Сегодня большинство населения это понимает и живет мирно.

Тем не менее до сегодняшнего дня остались отдельные радикально настроенные люди, но с ними работают официальные власти. А мы, улемы, всегда призываем всех мусульман быть умеренными, правильно понимать Коран, Сунну Пророка Мухаммада и наш шариат.

— Какие изменения произошли за 20 лет независимости в религиозной сфере?

— За последние 20 лет произошло много изменений. В советский период большинство людей не знали даже основ своей религии, некоторые имели только базовые знания: как молиться, держать пост, заключать никях, но не более того. Сейчас же узбекистанцы познают свою религию все глубже и лучше. Мы выпустили комментарии к Корану, которые читают многие люди. К тому же есть комментарии к хадисам нашего Пророка Мухаммада (мир ему) в 40 томах. Кроме этого, существуют фундаментальные труды по фикху, по различным исламским дисциплинам.

Все больше людей начинают придерживаться канонов своей религии: выстаивают молитву, держат пост в месяц Рамадан и так далее. Стоит заметить, что по сравнению с советским периодом в Узбекистане стало в десятки раз больше мечетей. Хафизов в нашей республике уже насчитываются тысячи. Можно в целом сказать, что по основным параметрам разница между советским периодом и периодом независимости огромная.

— Выезжают ли студенты за границу для учебы в исламских учебных заведениях? И как к ним относится власть?

— Да, выезжают. Наши студенты в основном едут учиться в Египет, Сирию, Саудовскую Аравию, Иорданию и Ливию. Несомненно, к выезжающим за рубеж на обучение чиновники относятся с подозрением. Но если студент выезжает, выполняя все правила, и обучается в признанном учебном заведении, изучая какой­либо определенный мазхаб, не контактируя с экстремистскими организациями, все только рады этому. Но есть люди, которые попадают в руки экстремистов. И если это выявляется, государство принимает определенные меры.

— А как вы относитесь к инициативе вашего ученика муфтия шейха Равиля Гайнутдина готовить мусульманскую элиту стран СНГ в Московском исламском университете? Недавно, как вы, скорее всего, слышали, в университете поменялось руководство и началось переформатирование университета для подготовки кадров для стран СНГ.

— Это очень хорошая идея, которую я полностью поддерживаю. Но тут есть один момент. Как вы сами отметили, необходимо провести некую «реформу» в университете, чтобы студенты могли получать хорошие знания. К сожалению, до сегодняшнего дня МИУ не отвечал требованиям высшего учебного заведения. И я очень рад, что сейчас поменялось руководство университета и у муфтия Равиля Гайнутдина есть план, как улучшить качество обучения в университете и поднять авторитет и уровень Московского исламского университета. Я думаю, новый курс даст свои прекрасные плоды в будущем.

Если у нас будет возможность участвовать в этом богоугодном деле, мы будем очень рады. Мы можем предоставить свою помощь в разработке программ, в привлечении преподавателей. Мы будем рады, если сможем помочь университету!

— Расскажите немного о ваших издательских планах.

— На сегодняшний день я выпустил более 80 книг. Это комментарий к Корану, комментарий к хадисам нашего Пророка (мир ему) в 40 томах, издания по фикху, улум аль­Куран, по хадисам и другим дисциплинам. На данный момент у нас большие планы по переводу вышеперечисленных книг на русский язык. Для этого мы зарегистрировали Издательский дом «Хилал» в Москве и начали печатать наши книги на русском языке. Например, сейчас напечатаны книга «Васатыйя — путь жизни» и несколько томов моего фундаментального труда по хадисоведению. И мы желаем продолжать эту деятельность, чтобы наши знания были полезны как в России, так и в других странах СНГ. Замечу, что русский язык — язык межнационального общения между всеми мусульманами СНГ. Я надеюсь, что наша деятельность будет полезна. Я прошу муфтиев стран СНГ, чтобы они также помогали нам в этом деле.

Недавно муфтий шейх Равиль Гайнутдин направлял вам на рецензирование свою новую книгу «Ханафитская акида». Как вы оценили ее?

— Я высоко оцениваю эту книгу, и в рецензии я написал об этом. В рецензии я также высказал свои пожелания и соображения. Равиль­хазрат поблагодарил за это, когда мы встречались. Я прошу Аллаха, чтобы это книга была полезна для мусульман.

Спасибо за интервью!

Беседовал Роберт Нагимзянов

Рецензия на книгу муфтия Равиля Гайнутдина « Ханафитская акида » шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа

Книга председателя Совета муфтиев России досточтимого муфтия Равиля­хазрата Гайнутдина «Ханафитская акида» посвящена основополагающей основе исламского мировоззрения — мусульманскому вероубеждению (акиде).

Ханафитский мазхаб — одна из четырех ортодоксальных правовых школ в суннитском Исламе, основателем которой является Абу Ханифа и его ученики. Приверженцы ханафитской школы составляют среди религиозно­правовых толков Ислама абсолютное большинство. А термин «акида» означает «вероубеждение» и является одним из важнейших элементов мусульманского мировоззрения.

Как известно, ханафитский мазхаб является традиционным для большей части мусульман России и стран СНГ. Досточтимый муфтий Равиль­хазр ат Гайнутдин посвятил эту книгу вероубеждению с точки зрения именно этого мазхаба.

Книга состоит из шести разделов, первая из которых полностью посвящена вере в Аллаха. Здесь автор изящным и доступным языком разъясняет вопросы веры в Аллаха, в Его существование, приводит значение слова «Аллах». Автор знакомит читателя с основным постулатом Ислама — тавхидом, учением о единстве Бога, объясняет причины, ошибочность и последствия неверия, многобожия и лицемерия.

Следующие четыре раздела являются разъяснением акиды с точки зрения суннитских мазхабов Ислама — «шести формул вероисповедания» — веры в Аллаха, ангелов, книги, посланников, в Судный день, предустановление, а также в воскрешение после смерти. Уважаемый автор подробно описывает вопросы веры в ангелов, пророков и посланников, веры в священные книги, ниспосланные Всевышним Аллахом, показывает схожие и различные стороны вероисповедания ислама, христианства и иудаизма.

Особую важность книге придает то обстоятельство, что она посвящена вопросам вероубеждения с точки зрения ханафитского мазхаба, который является традиционным для основной части мусульман России и постсоветского пространства.

Очень уместно приводятся сведения об истоках экстремизма в разных течениях, не имеющих ничего общего с Исламом. «Экстремизм — это всегда конфликт, — пишет автор. — Богословским апогеем конфликта в мусульманской среде становился „такфир„ — обвинение в неверии. Такфир в одночасье разрушает единство мусульман и уже поэтому должен вызывать опасение. Наиболее последовательными сторонниками института такфира были хариджиты». А «одним из тех, кто сумел „идеологически разгромить“ хариджитов», был Абу Ханифа — Величайший имам, как его назвали потомки. Понимая важность мусульманского единства, Абу Ханифа обосновал богословско­правовые нормы, приравнивающие хариджитов к гибельной перед Всевышним Аллахом ереси.

Абу Ханифа был против радикального такфира, и на основе своих глубочайших знаний он доказывал ошибочность этого явления; исходя из положений Корана и Сунны, ученый настаивал, что вердикт о внутреннем мире человека может выносить только Всевышний Аллах. Подобная осторожность стала основным богословским принципом Абу Ханифы и всей ханафитской школы.

Можно искренне надеяться, что книга «Ханафитская акида» станет заметным шагом в распространении ортодоксального исламского вероучения среди русскоязычного мусульманского населения и займет достойное место среди научных трудов, посвященных исследованию богатейшего духовного наследия великого имама Абу Ханифы.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.