Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №126 — Джадидизм в эпоху правления Александра III
13.04.2012


 

В мае 1887 года основатель джадидизма Исмаил Гаспринский приурочил открытие первого на территории нынешней России новометодного мактаба к приезду муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания Мухаммедьяра Султанова на Нижегородскую ярмарку. Четырьмя годами раньше, в 1883 году, в Бахчисарае Исмаил Гаспринский начинает выпускать «Тарджеман» («Переводчик») — первую стабильную и наиболее влиятельную газету в истории российских мусульман. Именно эти два события наиболее явно характеризуют роль эпохи правления Александра III (1881–1894) для российской уммы. Эти тринадцать лет нашли свое место между эпохой Великих реформ и попытками довести их до создания правового государства при Александре II (1855–1881) и трагическим правлением Николая II (1894–1917), запомнившимся прежде всего войнами и революциями. Александр III отказался от глобальных политических реформ и контрреформ, но его эпоха известна расцветом экономики, культуры, науки и образования. Как же действовали мусульманские общины, прежде всего городские, в подмороженной стране? Сосредоточимся на Татарских слободах, так как Баку и Бахчисарай были скорее единичными примерами для азербайджанцев и крымских татар соответственно. Впрочем, правительство предпочитало называть татарами все оседлое и не горское мусульманское население вне Средней Азии.

Какие здесь возникли новые идеи? Под влиянием идей конституционализма и позитивизма петербургский ахун Гатаулла Баязитов стремился примирить принципы Ислама и прогресса. В своей работе «Возражение на речь Эрнеста Ренана: Ислам и наука» (1887) он вступил в полемику с французским ученым. В книге «Ислам и прогресс» (1897) Гатаулла­ахун говорил о принципиальной совместимости Ислама и с наукой, и с прогрессом. Идеи Г. Баязитова оказались созвучны идеям великого мусульманского реформатора Дж. Афгани. Во время его приезда в Петербург Г. Баязитов и Р. Фахретдин встретились с ним. У Дж. Афгани Р. Фахретдин воспринял идею иджтихада, то есть анализа современности с точки зрения исламской доктрины. Дж. Афгани считал, что необходимо заимствование политических институтов и научных достижений Западной Европы. М. Абдо пришел к идее о сотрудничестве в сфере образования и усвоения результатов европейской цивилизации по образцу Великобритании, которая с 1882 года оккупировала Египет английскими чиновниками. М. Абдо утверждал необходимость создания правового конституционного государства и превращения упомянутого в Коране совета (аш­шура) в парламент Нового времени. По мнению М. Абдо, основными причинами недугов мусульманского мира были незнание истинных основ Ислама и пребывание под властью мусульманских правителей­деспотов. М. Абдо как муфтий Египта издавал фетвы, обеспечивавшие введение реформ, создал ряд благотворительных обществ, расходовавших деньги на нужды образования. Р. Фахретдин разовьет эти идеи в начале 1910-х годов. У М. Абдо как ректора каирского университета «Аль­Азхар» учились ряд татар, включая М. Биги, З. Камали, З. Кадыри, Г. Баттала.

Медресе «Расулия» в г. Троицке

Именно в первое десятилетие «Тарджемана» И. Гаспринский установил контакты с мусульманской элитой различных регионов России с целью создания на местах показательных мактабов — центров обучения новому методу и подготовке в Бахчисарае учителей для джадидских мактабов. Часть татарского духовенства, включая муфтиев ОМДС С.­Г. Тевкелева (1865–1884) и М. Султанова (1885–1914) осознавала, что традиционная система образования находится в кризисе. Наибольшую поддержку новому национальному образованию оказали шейхи­суфии Галимджан Баруди (Казань) и Зайнулла Расули (Троицк). Оба они заняли место мударрисов и имамов городских общин в правление Александра III. В 1882 году правительство принимает решение о фактическом невмешательстве во внутренние дела в медресе и мактабов. Это отменяет политику Александра II, по которой с 1870 года правительство делало упор на создание преимущественно русскоязычных светских начальных школ и введение русского языка как обязательного предмета в медресе. Введенный в начале 1890-х годов запрет на использование иностранных и рукописных учебников, запрет на преподавание для лиц, имеющих только зарубежное образование, стали мощнейшими стимулами для создания собственных конкурентоспособных медресе, разработки стандартов литературного языка тюрок­мусульман России и написания учебников на нем.

По возвращению в Крым в 1878 году в статье «Русское мусульманство: мысли, заметки и наблюдения» И. Гаспринский предложил сделать татарский язык языком преподавания в государственных начальных и ремесленных школах. Преподаватели школ должны были получить образование в 9–10 реформированных медресе, превращенных фактически в учительские институты. Эта программа представляла собой совокупность мер, направленных на создание общенационального института в лице национальной начальной школы с преподаванием на литературном языке — «тюрки» на основе произведений художественной литературы И. Гаспринского, Р. Фахретдина, З. Биги, М. Акъегетзаде, Ф. Халиди и других. К 1893 году И. Гаспринскому удалось обеспечить себе поддержку среди улемов, буржуазии и интеллигенции основных экономических и культурных центров татар в Волго­Уральском регионе.

Исмаил Гаспринский в своей типографии в Бахчисарае. Фото из архива крымско­-татарской библиотеки им.Гаспринского

В качестве реализации этих планов с 1890-х годов медресе «Мухаммадия» в Казани, новосозданная «Хусаиния» в Оренбурге, «Гусмания» в Уфе и «Расулия» в Троицке начинают введение обучения на родном языке, преподавание научных дисциплин. Процесс этот был не одномоментным. Однако в условиях индустриализации России в 1880–1890-е годы азербайджанская и татарская буржуазия была вынуждена перейти от средневековой торгово-промышленной деятельности к усвоению устоев капитализма Нового времени. По определению классика социологии Макса Вебера, такая система организации, наряду с употреблением свободного труда и ориентацией на товарный рынок, включала в себя также отделение предприятия от домашнего хозяйства и введение рациональной бухгалтерской отчетности. Так, одной из целей, обусловивших создание медресе «Хусаиния» в Оренбурге, была подготовка квалифицированных служащих для торговых фирм братьев Хусаиновых. С самого начала в медресе был 14-летний цикл обучения, включавший преподавание многих светских дисциплин. Так, учебный план разряда «игдадия» (близкий к реальному училищу) включал преподавание таких предметов, как физика, химия, геометрия и тригонометрия, психология, логика, элементарное право (немусульманское), гигиена и медицинские знания, политэкономия и торговое дело, бухгалтерия.

Особое внимание И. Гаспринский уделял печатному делу, являлся инициатором открытия мусульманских типографий. С конца 1870-х годов появляются книги светского характера, а религиозные книги начинают переводиться с арабского «на народные языки населения». Число новых книг у мусульман России достигает к концу 1890-х годов около 100 наименований. И. Гаспринский отмечает сочинения, посвященные вопросам истории, доказательству необходимости прогресса и образования, научных знаний, и книги, раскрывающие основы гражданственности.

Сторонники «ысул джадид» преобладали в рядах светской интеллигенции в лице преимущественно выпускников Казанской и Уфимской татарских учительских школ. Они ставили своей целью переход от русскоязычной светской школы к национальной. В 1893 году преподаватель КТУШ Ш. Тагиров и выпускник УТУШ учитель И. Сайфуллин создали первые азбуки по звуковому методу на языке казанских татар.

Медресе «Хусаиния»

Идеи светской школы на родном языке, издания газеты как объединителя российских мусульман и посредника между ними и правительством, массового светского книгопечатания являлись логическим продолжением идей мусульманского мактаба, религиозной пропаганды и издания религиозной литературы. Вначале большинство традиционных лидеров скептически относились к изданию «Тарджемана» и к новому методу, однако спустя несколько лет они нашли практическое применение результатам деятельности И. Гаспринского в сфере религиозной пропаганды, изучения светских предметов и государственного языка своими детьми, сотрудниками и клиентами их фирм, консолидации общин в рамках благотворительных обществ.

И. Гаспринский понял необходимость эволюции мусульманских этносов России к формированию единой уммы российских мусульман как коллектива, заменившего средневековые региональные общности и создавшего новые национальные институты. При этом И. Гаспринский говорил о единой гражданской нации, объединяющей всех россиян. Он заимствовал в Европе идею эволюции. Реформатор утверждал, что причина отсталости мусульман от «других народов в умственной и политической жизни прежде всего в отсутствии идеи и цели. Англичанин или немец ставит перед собой обдуманную задачу и стремится к ней в течение долгих лет. Так общества и народы задаются целями, осуществление коих может быть лишь в будущем. Без общественных задач и стремлений не может быть ни народного дела, ни народной жизни».

Таким образом, годы стабильности и покоя дают возможность для создания и реформы образовательных учреждений и органов печати. Эти возможности необходимо использовать, а не предаваться бессмысленным сетованиям…

 

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.