Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №127 — Генсек ОИС: «надо бороться с заблуждениями об Исламе»
13.04.2012


 

25 марта спецпосланник ООН/ЛАГ по Сирии Кофи Аннан встретился с президентом РФ. О том, что эта встреча будет носить историческую значимость для разрешения кризиса в Сирии, генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Экмеледдин Ихсаноглу говорил еще несколько недель назад. В беседе с главным советником по внешним связям Международного института мира Уорреном Ходжем он также рассказывает о ходе реализации программы ОИС на десятилетие и проблемах позиционирования Ислама в немусульманском мире.

— 24 февраля состоялась встреча «друзей Сирии» в Тунисе, на которой вы представляли ОИС. Как , на ваш взгляд , развивается ситуация ? Что может быть сделано для прекращения насилия и выведения страны из тупика ?

— Прежде всего я хотел бы сказать , что ОИС была одной из первых международных организаций, которая выступила в поддержку демократических трансформаций во всем арабском мире и во всех государствах — членах организации. Не надо забывать, что Киргизия была первой мусульманской страной — членом ОИС, в которой начались перемены такого рода, еще до арабских стран.

В Сирии сейчас кровопролитие не прекращается, мирных граждан гибнет все больше. Продолжается разгром страны — точек, удерживаемых оппозицией. Международное сообщество зашло в тупик, потому что Совет безопасности не смог утвердить резолюцию о прекращении огня и предпринять какие­либо меры в Сирии. Безусловно, резолюция Генассамблеи имеет некую моральную ценность, но она бессильна, она «беззубая», как говорят в ООН.

Поэтому встречу «друзей Сирии» можно назвать добавочной ценностью к встрече Генеральной ассамблеи, в ходе которой главы международных организаций — ООН, ЕС, ОИС, Арабской лиги и других — наряду с посланниками разных стран, поддерживающих сирийскую трансформацию и желающих прекратить кровопролитие в стране, собрались и оформили послание сирийскому правительству с требованием прекратить убийства.

Конечно, встреча в Тунисе была только началом, и все ожидали чего­то большего. Многие были разочарованы ее результатами, потому что ситуацию изменить нам так и не удалось. Но нам важно добиться международного консенсуса для оказания давления на режим. Встрече в Тунисе предшествовала моя встреча с Пан Ги Муном, баронессой Эштон и генсеком Лиги арабских государств Набилем Араби в Лондоне, на которой мы достигли соглашения по ряду мер, в частности, было принято решение о назначении Кофи Аннана специальным посланником ООН и ЛАГ. Сейчас мы работаем над совместной с ООН гуманитарной миссией .

Мы не стоим на месте, но, конечно, нам не хватает влияния, поэтому надо заручиться поддержкой России.

— В прошлом году в Казахстане ОИС основала независимую комиссию по правам человека , и первым председателем была назначена женщина . Расскажите о значимости этого выбора и о роли женщин в деятельности ОИС .

— Положение женщин в мусульм анском мире требует правильного понимания. Согласно распространенному мнению, в странах — членах ОИС женщины становится объектами дискриминации и ущемления прав. Это действительно так в некоторых государствах. Мы это признаем и работаем с этой проблемой. Но что является заблуждением — это то, что корни этой дискриминации находятся в Исламе. Ислам никогда не ущемлял прав женщин. Взгляните на историю Ислама и вы увидите, что женщины получили правовой статус в Исламе раньше, чем в любой другой цивилизации. В частности, это право наследования, право заниматься бизнесом, как мы бы сейчас сказали, право вступать во владение, быть во главе чего­либо, проявлять социальную активность, участвовать в общественной и экономической жизни, в административной деятельности — и во времена Пророка, и сейчас.

Сейчас в ряде мусульманских государств женщинам отказано в праве на образование, праве участвовать в общественной жизни, принимать участие в выборах. Было бы ошибочным приписывать это Исламу. Причины этого следует искать, во-первых, в неверном толковании Ислама, а во-вторых, в родоплеменной действительности этих государств, в доисламских традициях, которые до сих пор преобладают в ряде обществ. С этим надо работать, мы должны повлиять на такое восприятие женщин и должны сделать это правильно.

Наша организация провела три правительственные встречи по вопросу роли женщины в Исламе и в мусульманских странах. Первая из них прошла в 2006 году в Турции, вторая — в Каире, и третья — в Тегеране. Был принят документ об усилении прав женщин в исламском мире, который был одобрен 57 странами. После этого было принято решение об учреждении специального органа, который занимался бы реализацией положений этого документа и решением вопросов женщин в исламских странах. Это подразделение будет базироваться в Каире.

Еще одним важным направлением деятельности ОИС стало учреждение независимой постоянной комиссии по правам человека, в состав которой входят 18 человек. Четверо из них — женщины. Председателя комиссии эти 18 человек выбирали сами, и меня очень порадовало, что они приняли решение поставить во главе комиссии женщину. Это еще одно доказательство того, что программа действий нашей организации реализуется хорошо, и будем надеяться, что в ближайшие годы нас ждет еще больше изменений к лучшему в исламском мире.

— Одной из главных миссий ОИС является распространение положительного образа Ислама в немусульманских странах. Противники Ислама в сфере политики наперебой говорят об угрозе шариата . В чем заключаются их опасения ? И может ли ОИС как­то повлиять на их представления?

— Их нельзя винить , потому что то , каким шариат был представлен в последние тридцать лет двадцатого столетия , ужасно . Ничего общего с Исламом и с самим словом «шариат» . «Шариат» — это путь , шариат — это каноническое право . Шар иат — это не отрубание рук и голов и забивание камнями. От этих мер отказались столетия назад, и в истории Ислама они применялись считанное количество раз. И делали это диктаторы, которые приходили к власти в ходе военного переворота. А делали они это для усиления диктаторского режима через религиозный авторитет — они заявляли: «Это — закон Бога. Я следую закону Бога. Если вы что­то имеете против, я велю отсечь вам голову, или отрубить руку, или забить камнями». Мне кажется, это был такой способ жестокого манипулирования в своих интересах. Это не имеет ничего общего с Исламом, и нам надо препятствовать попыткам связать это с Исламом сейчас. Я рад, что в исламском мире больше нет диктаторов, которые заявляют, что они следуют шариату.

 

— В заключение мне хотел ось бы узнать, почему изменилось название организации? Вы были Организацией «Исламская конференция» на протяжении 42 лет. Зачем понадобилось менять название?

— Название «Организация „Исламская конференция“» — историческое , оно появилось после первого засед ания в 1969 году, на котором встретились главы стран мусульманского мира — около 25 государств. Это была первая исламская конференция за всю историю.

Потом было второе заседание, третье, было принято решение о создании организации. И никак не могли придумать ей название, с которым были бы согласны все участники. Поэтому решили назвать Организацией «Исламская конференция». И так она и называлась до моего прихода. Я поставил вопрос о названии на саммите в Мекке. «Конференция» не отражает сущности организации, которая за 40 лет своего существования обрела сложную структуру со вспомогательными органами, учреждениями, в том числе — крупнейшим в мире Исламским банком развития, университетами, исследовательскими институтами, организациями сотрудничества.

Мы внесли поправки в Хартию, и с 2008 года в ней нашли отражение базовые ценности, такие как права человека, справедливое управление, верховенство закона, соблюдение прав женщин, борьба с коррупцией и т. д. Но 57 стран­участниц никак не могли достигнуть согласия касательно названия организации. Потом вдруг нас осенило словом «сотрудничество», которое в английском языке тоже начинается с буквы «с», как и conference («конференция») в прежнем названии, что позволило бы нам не менять аббревиатуры OIC. И название сразу было одобрено. Я горжусь тем, что мне довелось быть свидетелем и участником всех этих перемен, включая хартию, название и эмблему.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.