Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №127 — Узбекистан: — Просвещение победит невежество
13.04.2012


 

На сегодняшний день из­за глобальных политических процессов, геополитических игр, которые ведутся для достижения корыстных целей различными силами, спокойствие и безопасность стран, вставших на путь независимости, остается под большой угрозой. Особенно это усиливается использованием в международной политике религиозного фактора.

Недоброжелатели все чаще пытаются использовать религию в своих преступных целях, искажая ее смысл. Западные СМИ стараются убедить людей, что Ислам — религия разрушений, убийств, варварства и террора. Вот поэтому обществу необходимо различать моральные ценности Ислама и разрушительные цели людей, которые не имеют никакого отношения к религии, действуя под предлогом «возрождения Ислама».

Муфтий Узбекистана Усмонхон Алимов

В последнее время на территории Центральной Азии некоторые политические и экстремистские силы также пытаются политизировать религию и таким путем воздействовать на умы людей, в частности молодежи. Эта деятельность угрожает спокойствию нашей страны, может привести к нарушению межнационального и межрелигиозного единства, разделению людей на противоборствующие группы.

Что же можно противопоставить этим распространенным, хорошо спланированным действиям? В первую очередь надо на основе достоверных источников раскрыть нашим согражданам замысел этих людей, которые пользуются религиозными лозунгами в своих корыстных целях; разъяснять, что Ислам не призывает к насилию, разрушению или пролитию крови, наоборот, это религия мира, гуманизма, добра и толерантности.

Несомненно, вопросы веры и неверия являются самыми тонкими и важными вопросами в Исламе. Степень веры любого человека известна только Аллаху. Поэтому многие жившие до нас наши великие ученые, мыслители были сдержаны в оценках, остерегались отнести человека к числу неверных.

Но сегодня позабылись традиции наших великих предков, появились представители таких течений, которые после прочтения пары книг начали считать себя муджтахидами, а людей объявлять кафирами. Эти течения (например, «Ихванул­муслимин», «Ал­Хижра ват­такфир») стали очень смелыми в вопросах веры и неверия. Некоторые наши молодые люди, не изучив глубоко Ислам, не получив достаточных знаний, слепо следуют за ними и вступают на путь невежества. Естественно, возникают вопросы: в чем их ошибка и можно ли решить эту проблему?

Молодежь, отклонившись от предпи­саний нашей религии, следует за заблудшими течениями, и, не поняв истинный смысл Ислама, допускает ошибки в вопросах веры и неверия. Давайте подробно рассмотрим эти ошибки.

По нашему мнению, одна из их ошибок — то, что они делают легкомысленные и преждевременные выводы. Обвинение какого­либо человека или сообщества в неверии — очень рискованно, и не следует относиться к этому безответственно: за этим для обвинявшего или обвиняемого кроется страшная участь. Имам Бухари передает хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), о том, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если кто­либо обвинит своего брата в неверии, это вернется одному из них». Из хадиса видно, что заклеймить кого­то неверным — не просто оскорбление, так можно проиграть свой ахират, т. е. это очень рискованно. Вот поэтому ученые ханафитского мазхаба обращали большое внимание на вопрос «такфира» (обвинения в неверии). Автором первой из написанных на эту тему книг является Мухаммад ибн Исмаил ибн Махмуд Бадр Рашид ар­Рашиди, а на данную книгу, под названием «Слова неверия», первым написал подробные комментарии ханафитский богослов Алийюл Корий.

Вторая ошибка — трата времени на дела, которых Аллах не повелевал. Мусульманину подобает заниматься такими делами, от которых в этой жизни и в ахирате есть польза для него. Один из известных ученых, имам Шатиби, говорит: «Знание, о котором говорится в шариате, т. е. то знание, которое похвалил Аллах и его Посланник, призывает к практике, и оно своему владельцу не дает следовать своим страстям, а велит поступать согласно знаниям (по шариату). Такфир же является одним из дел, не приносящим кому­либо пользы, а наоборот. Ведь Всевышний Аллах не повелевал нам искать недостатки какого­то человека или общества, собирать доводы для того, чтобы объявить его неверующим, тратя на это всю свою жизнь. Эту истину любой желающий может выяснить у знатоков вероучения. К тому же печально то, что некоторые из занимающихся этим молодых людей не имеют достаточных знаний об основах Ислама: намазе, посте, закяте. Они даже не смогут прочитать самые короткие суры Корана по всем правил таджвида, настоящие тексты хадисов им тоже „не по зубам“».

Мемориальный комплекс Имама Аль-Бухари Самарканд, Узбекистан

Третья ошибка — разбирать такие тонкие вопросы, подробно не изучив их. Как мы выше отметили, словом «неверие» нельзя бросаться налево и направо. Использовать это слово против мусульман — не что иное, как легкомыслие и невежество. Али (да будет доволен им Аллах) так охарактеризовал хариджитов, которые первыми начали практиковать это: «Чтение Корана таких людей не пройдет дальше их гортани». Только это высказывание говорит о том, что их последователи не смогут постигать постановления и аяты Корана.

В Исламе существует правило «ал­якину ла язулу биш­шак», что значит «определенность не отменяется сомнением». Т. е. по поводу чего­либо надо делать вывод на основе конкретных доказательств. По этому правилу, если у мусульманина из­за сомнения не нарушается его омовение, то как можно на основе сомнения покушаться на его состояние веры? Согласно этому правилу, если известно, что человек мусульманин, то его имущество и жизнь запретны для других. Посланник Аллаха (мир ему) в своем прощальном паломничестве сказал: «Как запретен этот город (Мекка), этот месяц (зуль­хиджа) и этот день (Арафа), так и для вас запретны кровь, имущество и честь других. Пусть присутствующие передадут это отсутствующим». Так по какому же аргументу «современные ученые» называют безгрешных мусульман неверными и разрешают их убивать?!

Мы не хотим сказать, что в Исламе вообще нет понятия «такфир» и «неверие». Потому что хоть немного образованному человеку хорошо известно, что в некоторых аятах и хадисах те или иные действия относят к «куфру». Но мусульмане должны понимать, что между объявлением какого­то действия «куфром» и объявлением человека «кафиром» есть большая разница. Свое мнение мы можем обосновать с помощью следующего примера: называние Корана «творением» ахлю сунна валь­джамаа единогласно относят к «куфру». Именно по этому поводу подвергшийся тяжелым испытаниям имам Ахмад ибн Ханбал не сказал, что из­за этого слова кто­то стал неверным или вышел с религии, и что его никях (брак) с женой стал запретным, а его кровь стала дозволенной. Наоборот, он молился и просил прощения грехов правителя, который призвал людей к этому. Если бы считали его неверным, то по шариату нельзя было бы молиться за него. Такие качества, как глубокое знание, понимание тонкостей наук и острый ум, дарованный Аллахом, остерегали имама Ахмада и других ученых от таких действий.

Отнесение какого­то мусульманина к неверным за его грехи или ошибки либо объявление стран, большинство населения которых составляют мусульмане, «землей куфра» абсолютно противоречит учению нашей религии. Будет уместно привести слова имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), приведенные в его книге «Фикхул Акбар»: «Мы не относим какого­то мусульманина к неверному за его грех, даже если это большой грех. Если он не считал этот грех дозволенным, мы продолжаем называть его настоящим мумином. Его можно назвать фасиком, а не неверным».

Известный богослов нашего времени Юсуф аль­Кардави, отвечая на вопрос о вынесении такфира кому­либо из мусульман, сказал: «Кто свидетельствует о том, что нет сотоварища у Аллаха, а Мухаммад — его раб и посланник, утвердив это в сердце, — тот мусульманин. И с ним полагается обращаться как с полноценным мусульманином».

Насколько глубокими знаниями будет обладать человек, как объективно будет понимать религиозное учение, настолько он будет осторожным и внимательным при оценке и принятии решений по какому­то вопросу. Наоборот, если его знание поверхностно, если понимает неправильно и узко то, что изучил, если он будет смело выносить решения по таким опасным вопросам, то настолько легко он собьется с верного пути и обратится к невежеству. Аллах говорит: «Если вы не знаете этого [о неверные], то спросите обладателей Напоминания» (16:43).

Из всего этого становится ясно, что на сегодняшний день, когда многие отстранились от истинных учений Ислама, некоторые наши молодые люди, прочитав несколько статей о религии или основываясь на информации интернет­сайтов, считают себя знающими, даже позволяют себе выдавать фетвы и этим пытаются отравлять разум мусульман, которые на протяжении стольких веков мирно жили в одном мазхабе и с чистым вероучением. Их истинная цель не забота о религии, а смута и разрушения. Очевидно, что каждый мусульманин должен изучать чистое вероучение и быть стойким в нем.

Айдарбек Тулепов ,
заместитель председателя
Управления мусульман Узбекистана



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.