Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №125 — О мигрантах и модернизации
16.02.2012


 

Каждое время ставит свои проблемы, и люди ищут приемлемые способы их решения. Из множества проблем, стоящих перед современным российским обществом, можно выделить две достаточно острых: модернизация общества и адаптация людей, решающих наши же демографические и экономические проблемы, — мигрантов. Обе они достаточно злободневны и тесно связаны между собой. В конце концов, если мы не решим проблему адаптации мигрантов, то о модернизации, возможно, и вовсе придется забыть.

Казалось бы, всем все понятно: модернизация нужна, она нужна России, ее народу, всему народу. Но именно при этом тезисе возникают у некоторых людей сомнения. Линия разлома, как это часто бывает, проходит по вопросу о модернизации российских мусульман. Когда слушаешь наших некоторых «исламоведов» (почему­то не слишком признанных в профильных институтах Академии наук), то возникает впечатление, что объектом их нападок являются почему­то именно те мусульманские структуры и организации, которые этой самой модернизацией наиболее активно занимаются, наиболее открыты к диалогу с другими сегментами российского общества. Те же, которые зовут к самоизоляции мусульман, к распаду общества на множество мелких общин и джамаатиков, напротив, пользуются полным почтением и уважением со стороны тех самых «исламоведов».

Возникает ситуация как минимум странная. Российская власть, руководствуясь интересами государства и народа, проводит курс на модернизацию, которая нужна для того, чтобы наши дети и внуки смогли выдержать все более ужесточающуюся конкуренцию с другими странами. А в это же самое время отдельные деятели считают своим долгом блокировать любые процессы модернизации, происходящие в одном из достаточно крупных сегментов российского общества, к тому же еще имеющем тенденцию к постоянному росту. Уже сейчас количество религиозно активных мусульман немногим отличается от аналогичного показателя у православных (а по отдельным показателям, скажем, соблюдению поста, и превосходит).

Так что же, требование необходимости модернизации на мусульман не распространяется? Или оно не распространяется только на законопослушных мусульман? Потому что те, кто с законом не совсем в ладах, как­то не слишком оглядываются на чье­то мнение и модернизируются (по­своему) вполне самостоятельно. Но единственной силой, что может им противостоять (реально противостоять, в плане идеологии, а не действуя на разжигание в перспективе гораздо больших конфликтов, нежели сейчас имеющиеся), являются именно законопослушные мусульманские организации (религиозные, общественные). Понятно, что в своей работе им необходима модернизация, которую часть из них успешно проводит. Целью же модернизации является повышение конкурентоспособности, в том числе и по отношению ко всякого рода экстремистским направлениям.

А может быть, каким­то весьма конкретным персонам не нужна эта самая модернизация мусульман? Выгодно держать «неорганизованную серую массу, не очень­то вписанную в российский социум» в этой самой серости и неорганизованности. Но, позвольте, мусульмане России давно уже совсем не соответствуют подобному определению. Кроме того, явные диспропорции в развитии различных сегментов в обществе всегда приводили к социальным взрывам, тем более сокрушительным, чем более явная наблюдается диспропорция (желающие могут обратиться к изучению мировой истории: от роли египтян и сирийцев в арабских завоеваниях Египта и Сирии и массового участия подчиненных ацтекам племен на стороне испанцев до образования афроамериканских и итальянских структур в США и участия российских евреев в революционном и сионистском движениях).

И недопущение к модернизации мусульманской части российского общества при одновременной модернизации всех других его сегментов неизбежно порождает в перспективе взрыв колоссальной силы. Что­то вроде ливийских событий на одной восьмой части суши, да еще и с ядерным оружием. Но кому это выгодно? Понятно, что не России и не ее народу. Единственно, кому это может казаться выгодным, так это желающим отделить себе какую­то часть страны (Кавказ или, напротив, Центральную Россию) «железным занавесом» и за оным отсидеться. Правда, как показывает всеобщий кризис, последовавший во всех странах бывшего СССР в 1990-е гг., особо и не отсидишься.

Но если это недопущение российских мусульман к модернизации России и ее народа невыгодно, то кто же является заказчиком этой кампании? Кто предоставляет трибуну для ее осуществления, и делает он это по собственному «наитию» или чьей­то подсказке?

Другим важным аспектом модернизации является основной вектор в адаптации мигрантов. То, что мигранты в этой адаптации нуждаются, всем здравомыслящим людям понятно, но камень преткновения кроется в том, что стоит за этим понятием. Например, после публикации статьи Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» православный священник Андрей Кураев заявил, что если бы премьер­министром был он, то кроме указанных в статье требований к мигрантам знать русский язык и российское законодательство добавил бы еще и обязательное знание основ православной культуры.

«Чтобы они понимали, что приехали не в какую­то дикую страну, которая ничего не слышала про Коран и Аллаха, а что здесь своя логика, своя великая история и православные традиции», — сказал Андрей Кураев в комментарии «Балтийскому информационному агентству». «Пусть это даже приведет к обострению каких­то межконфессиональных отношений. Люди будут знать, куда они едут», — считает священник. «Предположим, я бы захотел поехать в Иран, а мне сказали бы — да, ты можешь заезжать, но ты хоть чуть­чуть узнай что­то об Исламе… Или я пытался бы переехать на ПМЖ в Израиль, а мне бы сказали, что вы должны прослушать курсы по Иудаизму, — в этом случае я бы сказал „спасибо“ и остался бы дома», — рассуждает Кураев.

По прочтении комментария известного священника Андрея Кураева возникли некие двойственные чувства. С одной стороны, нам, мусульманам, тоже отнюдь не все равно, кто и зачем едет в Россию на заработки и тем более остается здесь навсегда, принимая гражданство нашей страны. Мы также хотели бы, чтобы приезжающие сюда граждане других государств изучали наше законодательство, а также культурные особенности нашей страны и так называемые неписаные правила поведения. В изучении ими русского языка в наибольшей степени заинтересованы как сами приезжающие люди, потому что язык дает им определенную степень внутренней свободы и защищенности, так и вмещающее сообщество (мы с вами).

Но возникает вопрос в том, что же является культурными особенностями России, ее традициями? К сожалению, единого ответа на этот вопрос в обществе за последние 20-25 лет так и не появилось. Причем мнение А. Кураева, что стержнем российской культуры является православие, разделяется далеко не всеми россиянами. Дело даже не в том, что исчисляемое в абсолютных цифрах количество религиозно активных православных и мусульман примерно одинаково. Большинство населения страны попросту религиозно индифферентно, вспоминает о религии крайне редко или вообще никогда. Поэтому классифицировать их с точки зрения принадлежности к какой бы то ни было религии просто невозможно.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что Россия — Родина не только православных, но и мусульман, анимистов, иудеев, ламаистов, которые считают ее такой же своей страной, как и православные граждане. Татары, аварцы, башкиры, буряты, марийцы, чукчи и эвенки — такие же россияне, как и русские, будучи при этом мусульманами, язычниками или буддистами. Более того, у этих народов нет другой родины, кроме России, и их культура сформировалась именно здесь. Объединяющее всех их начало по своей природе может быть только надэтничным и надконфессиональным, что соответствует, между прочим, и действующему законодательству.

Значительная часть приезжающих сюда мигрантов и переселенцев являются мусульманами (узбеки, таджики, киргизы, азербайджанцы, афганцы, турки, арабы, черкесы­репатрианты, дунгане), и было бы целесообразнее обучать их как российской культуре, так и традициям российского Ислама, лучше всего в виде традиций Ислама Внутренней России (определение XIX века, охватывающее мусульман Центральной России, Поволжья и Урала). Почему именно этой части российских мусульман, ответ, я думаю, ясен — как имеющего наибольший опыт взаимодействия с другими конфессиями России: православными, иудеями, представителями традиционных верований Урало­Поволжья и Сибири. При этом мусульмане Внутренней России в наибольшей степени интегрированы в российский социум и вместе с другими его частями активно участвовали во всех процессах, в нем происходящих. Вместе с тем это не воспримется как попытка прозелитической деятельности в отношении мигрантов-мусульман.

Подобный подход не вызовет никакой реакции отторжения, причем как со стороны самих мигрантов и переселенцев, так и со стороны принимающего сообщества. Наше общество уже устало от конфликтов, сотрясавших его в течение прошедшего века, и порождать новые совсем не стоит.

Ахмад Макаров,
руководитель отдела по работе с общественными
организациями и мигрантами ДУМЕР



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.