Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №124 — Мечеть без раздора
31.12.2011


 

В последнее время ситуация в двух республиках — Кыргызстане и Таджикистане — вокруг муфтиев приковывает взгляды многих. Мы попытались объяснить, что происходит вокруг духовных лидеров этих двух республик.

Кыргызстан

Первый месяц осени и первый месяц зимы 2011 года ознаменовались массированными информационными атаками на муфтия Кыргызстана Чубака ажы Жалилова.

Некоторые кыргызскоязычные газеты не стеснялись в выражениях и унижали главу мусульман республики в своих статьях. Против него также выступили несколько религиозных деятелей, которые не только указывали на неправильность введения нового порядка вычисления даты Орозо­Айт (Ид аль­Фитр, Ураза­байрам), но и, более того, пытались уличить муфтия в коррупции. Но доводы противников Чубака ажы Жалилова практически всегда не подтверждались и очень часто являлись высосанными из пальца.

В декабре сего года на муфтия было начато новое наступление, на этот раз лично главой Госкомиссии по делам религии Ормоном Шаршеновым. В одной из газет он обвинил главу мусульман республики в том, что последний якобы написал письмо в Министерство хаджа Саудовской Аравии с просьбой увеличить квоту для кыргызских паломников на полторы тысячи мест. При этом некий переводчик дал такую трактовку тексту письма, что муфтий унижает в нем собственный народ. Также главе ДУМ Кыргызстана ставилось в вину, что 53 паломника из КР «застряли» на границе Иордании с Саудовской Аравией. Спустя около недели появились новые обвинения против муфтия, которые практически полностью повторяли прежние выступления его противников. На основании того, что выступления противников Чубака ажы Жалилова появляются практически в одно и то же время, а также вследствие того, что обвинения против него используются почти одни и те же, можно предположить, что в отношении муфтия дважды применялась направленная информационная кампания с целью его очернения в глазах общественности и смещения со своего поста. Также это наводит на мысль, что имеется единый центр, направляющий выступления журналистов, религиозных деятелей, которые критикуют муфтия.

Итогом обеих информационных кампаний против Чубака ажы Жалилова стало падение в глазах части населения его авторитета, т. к. людям свойственно больше верить негативной информации, чем аргументам в защиту чести и достоинства главы мусульман республики. Другим итогом стали иски в суд от лица ДУМ Кыргызстана. В том числе был подан иск на руководителя Госкомиссии по делам религии Ормона Шаршенова, с тем чтобы публично доказать правоту и невиновность муфтия.

Мы же можем лишь предполагать, что стало причиной нападок на Чубака ажы Жалилова. Дело в том, что когда нынешний муфтий занял свой пост, наиболее известные и авторитетные на тот момент кандидаты отказались возглавить ДУМ Кыргызстана, т. к. многие из них подверглись избиению со стороны неизвестных криминальных групп. Никто не хотел повторить судьбу муфтия Мураталы ажы Жуманова, который от полученных травм скончался. К тому же Духовное управление тогда не обладало правами на организацию и проведение хаджа, а значит, муфтият не имел и доступа к значительным финансовым потокам, что предопределило слабую конкуренцию за пост руководителя данной духовной структуры.

Придя на волне обещаний реформ в ДУМ Кыргызстана, Чубак ажы Жалилов вскоре завоевал значительный авторитет и сумел убедить своих сторонников в парламенте внести изменения в закон о религии, с тем чтобы функции по организации и проведению хаджа были переданы от государства к Духовному управлению мусульман. Данная инициатива встретила сопротивление со стороны прежде всего, по информации ряда СМИ, замешанного в коррупционных схемах с хаджем руководителя аппарата президента Эмильбека Каптагаева. В итоге парламенту пришлось преодолевать вето главы государства.

Чубак ажы Жалилов сразу же провозгласил курс на максимальную прозрачность паломничества и неприятие коррупционных схем. Как следствие, он стал неугоден ряду лиц, и в сентябре была предпринята массированная атака на муфтия с требованием его смещения с занимаемой должности. Это была последняя попытка со стороны полукриминальных групп захватить контроль над хаджем 2011 года. Муфтий организовал проведение платежей не старыми дедовскими методами, когда ажы башчысы принимали деньги от паломников, а исключительно через банк, что исключило коррупцию. Он лично вручал каждому из них хадж­визы в аэропорту перед посадкой, что также исключило фальсификации и коррупционные моменты. В итоге хадж 2011 года был признан всеми, с кем удалось лично пообщаться после их прибытия из Саудовской Аравии, самым прозрачным и самым лучшим в плане организации и обслуживания.

Информационная кампания против Чубака ажы Жалилова, проведенная в декабре главой Госкомиссии по делам религии Ормоном Шаршеновым, преследовала цели не только сместить муфтия, но и сохранить за последним пост руководителя данной организации. Ормон Шаршенов выступил в прессе со своими «разоблачениями» перед началом формирования нового состава правительства. Своими выступлениями он, с одной стороны, показал широкой общественности, в том числе и депутатам парламента, свою значимость и способность выполнять вверенную ему работу. Тем более что больших результатов за предыдущее время работы особо не было видно. Таким образом, Ормон Шаршенов сделал попытку оставить за собой кресло главы Госагентства по делам религии. С другой стороны, его требование о необходимости передачи функций по проведению хаджа в руки государства, а значит, подведомственной ему структуре также подтверждает, что руководитель данного органа серьезно рассчитывал на то, что он удержит за собой свой пост и получит в будущем доступ к финансовым потокам хаджа.

Если касаться того, кто из высокопоставленных чиновников стоит за Ормоном Шаршеновым, то, скорее всего, им является бывший глава Госкомиссии по делам религии, бывший руководитель аппарата президента Розы Отунбаевой, а ныне советник президента Алмазбека Атамбаева Эмильбек Каптагаев. По информации ряда СМИ, он был причастен к нарушениям во время предыдущего хаджа и, хоть и потерял властный пост, сохранил свое влияние.

Остается только надеяться, что муфтий Чубак ажы Жалилов сумеет довести начатые им реформы до конца, сдержать внешнее и внутреннее давление и в итоге очистить ДУМ Кыргызстана от людей, желающих решить свои «финансовые проблемы».

Таджикистан

В декабре 2011 года в Таджикистане разгорелся скандал с участием нынешнего муфтия республики Абдукодира Саидмукаррами и экс­муфтия Ходжи Акбара Тураджонзода. В СМИ разжигать скандал начали с момента опубликования информации о заявлении Совета улемов Исламского центра Таджикистана с осуждением проведения обряда Ошуро (Ашура) в мечети «Мухаммадия», более известной в народе как мечеть семьи Тураджонзода.

Кроме того, сам муфтий приехал на пятничную проповедь в данную мечеть, чтобы обнародовать решение Совета улемов Исламского центра Таджикистана. В заявлении Совета улемов Исламского центра Таджикистана, в частности, отмечается: «Мы удивлены, что обряд Ошуро провело известное в религиозных кругах семейство Тураджонзода 2 декабря в соборной мечети джамоата Туркобод города Вахдата, что может привести к расколу среди мусульман, так как Тураджонзода причисляют себя к суннитскому течению Ислама, а именно ханафитского толка. Таджикский народ, придерживающийся ханафитского течения, никогда в своей истории не проводил обряд Ошуро, и в этой связи проведение данного обряда семейством Тураджонзода считает поступком, полностью противоречащим учению ханафия», — сказано в заявлении.

После этого в ряде СМИ прошли публикации, обвиняющие муфтия Таджикистана в преследовании верующих страны. Но, к сожалению, ситуацию многие журналисты истолковали в корне неверно. Нужно зреть в корень проблемы. Что сделал муфтий Таджикистана? Он выступил против проведения шиитского обряда суннитами­ханафитами. Никто не считает странным то, что имам­ханафит проводит шиитский обряд в своей мечети, а то, что муфтий выступил против шиитизации страны, считается огромным злом.

На наш взгляд, в ситуации, когда Таджикистана страдает от шиитского влияния Ирана, проведение обряда Ашура в суннитской мечети выглядит по крайней мере странным и провокационным. Год назад иранское информационное агентство АБНА сообщала, что треть населения Таджикистана уже шииты. Это говорит о мощном шиитском влиянии на молодежь республики.

После заявления Совета улемов и неприятного инцидента в мечети на пятничной молитве в мечети «Мухаммадия», когда прихожане заставили муфтия удалиться, так и не выслушав его и поддавшись на провокационные выкрики, произошла эскалация конфликта. Но если бы верующие без эмоций выслушали муфтия, то, возможно, конфликта бы не было.

Ситуацией воспользовался одиозный Бахром Хамроев, позиционирующий себя правозащитником политэмигрантов, но, по заверениям спецслужб Таджикистана, «ассоциирующийся у большей части прогрессивной общественности с криминальной личностью и внедренным агентом влияния спецслужб недружественных иностранных государств». Следует отметить, что Хамроев является гражданином США. No comments.

Он выступил за организацию пикета перед посольством Таджикистана в Москве в поддержку семьи Тураджонзода, не будучи сторонником этой семьи. Даже сам Ходжи Акбар Тураджонзода был удивлен намечаемой акцией и назвал ее провокацией. «Это провокация. Мы не нуждаемся ни в каких пикетах за рубежом. Этот пикет нужен для дискредитации Таджикистана и президента Эмомали Рахмона, особенно в дни, когда он находится в Москве. Возможно, эти группы хотят настроить президента Таджикистана против нашей семьи», — сказал он.

После того как прошла информация о том, что Ходжи Акбар против митинга, организаторы митинга «переформатировали» его в антирахмоновский. Лозунгов в поддержку семьи Тураджонзода так и не прозвучало. Из этого становится ясным, что данный пикет, проведенный в день неформальной встречи лидеров стран СНГ (на которой присутствовал президент Таджикистана Эмомали Рахмон), — чей­то политический заказ, направленный на дискредитацию евразийского проекта. И можно задаться вопросом: не являются ли события на Болотной площади в Москве и кровавая бойня в Жанаозене Казахстана звеньями одной цепи?

Роман Вейцель, Роберт Нагимзянов



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.