Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №122 — Глава ДУМ Республики Беларусь: Со строительством мечетей проблем нет
03.11.2011

Али Воронович занимает пост председателя ДУМ Беларуси всего несколько месяцев. Интервью «Исламскому порталу» он и рассказал об истории Ислама в Беларуси и о его нынешнем положении в стране.

— Совсем недавно Вас назначили на должность муфтия Беларуси. Какие наиболее актуальные задачи стоят перед мусульманским духовенством вашей Республики?

— Сейчас для нас важно развивать просветительскую и благотворительную работу. Но в первую очередь я хочу сделать акцент на образовании. В Беларуси сейчас существует сеть воскресных школ при различных общинах. Были проблемы с преподавателями, но мы их решили.

— Кто у вас работает преподавателями?

— В основном это выпускники и студенты Российского исламского университета и медресе «Мухаммадия» в Казани. Я сам учусь на заочном отделении Российского исламского университета. Поэтому кадры в основном татарские. Вообще для нас ориентиром считаются именно казанские мусульманские учебные заведения. Преподавание у нас ведется в соответствии с ханафитской традицией, учитываем также и белорусские особенности.

— В Беларуси много мечетей?

— В самом Минске мечети пока нет, она еще только строится, мусульмане собираются во временных помещениях на территории строящейся мечети. Строительство началось шесть лет назад, там планируется возведение большой каменной соборной мечети. А вообще в Беларуси шесть мечетей и три молельных дома, но они находятся, в основном, в маленьких городах, в районных центрах, в местах, где традиционно жили татары. Они, как правило, древние, им по сто и больше лет. Это такие города, как Ивье, Новогрудок, Слоним, Клецк и другие.

— Вы считаете себя единым народом с казанскими татарами? Каково самосознание у татар Белоруссии?

— Это сложный вопрос, и чтобы ответить на него нужно проводить специальное социологическое исследование.

Если взять, например, языковой аспект, то он может играть как интегрирующую, так и дезинтегрирующую роль. Сейчас в Минской татарской общине он, к сожалению, играет дезинтегрирующую роль. Например, когда собираются казанские татары (татары последней волны эмиграции), разговаривают на своем языке, преподносят свою культуру на каких-то культурных мероприятиях, и приходят наши старики, то им это неинтересно, и они вообще чувствуют себя чужими. А когда собираются наши, уже те говорят: «Неужели это татарская культура?» И поэтому, пожалуй, есть какая-то граница между нами, к сожалению. И ее сложно преодолеть.

— Каково отношение со стороны государства к мусульманам? Возникают какие-либо проблемы со строительством мечетей?

— Нет. Строительство мечетей разрешают. Если в Минске не строится мечеть, то это внутренние проблемы мусульман. Конечно, финансовой поддержки никакой нет, но и палок в колеса никто не вставляет. Если вы найдете спонсоров, сами все сделаете, то, пожалуйста, стройте. Позиция государства — нейтральная.

— Какова роль Ислама в жизни нынешних белорусских, литовских, польских татар? Какое значение имеет Ислам сегодня? Много ли практикующих мусульман?

— В массе своей татары сегодня более светские. И на самом деле это трагедия. Ведь что такое нация? Это общий язык, общая экономика, общая территория, общая культура и общая религия. У белорусских татар из общего осталась только религия. У них не было общей территории, они были разбросаны по всей Беларуси, у них не было общей экономики, каждый занимался своим делом. Для белорусов религия являлась главным консолидирующим фактором, и он сохранялся буквально до 1939 года — до тех пор, пока мы были под юрисдикцией Польши. Тогда основная масса татар жила в Западной Белоруссии, там Ислам преподавался в школах, и все акты гражданского состояния можно было заверить только у имама, свадьба — только у имама, рождение ребенка — также только у имама. Если ты татарин — иди к имаму, если поляк — иди к ксёндзу, белорус — к попу. Загсов не было. В результате, это поддерживало нацию, т. к. имам иногда мог не разрешить тот или иной брак, у нас не было примеров смешанных браков.

А когда в 1939 году эти территории вошли в Советский Союз, везде началась борьба с религией, и главный объединяющий фактор был разрушен. В результате, численность татар год из года становится все меньше и меньше. Если в 1989 году в Беларуси по данным переписи населения татар было 12 500 человек, то в 1999 году — уже 10 000, а в 2009 году по данным последней переписи населения число татар составляет 7 300 человек.

— Татары в Белоруссии остались со времен Речи Посполитой. Они и 600–700 лет назад считали себя татарами? Как сохранилось это название?

— Да. Я видел письменные источники двухсотлетней давности, китабы (более ранних источников, к сожалению, нет), они написаны арабской вязью на белорусском или польском языке — сейчас невозможно определить, какой именно язык это был. Там они назывались татарами. О том, как они назывались 600 лет назад, я сказать не могу, но мусульмане, которые попадали на эту территорию в более поздний период, например, турки, плененные во время русско-турецкой войны, оставшиеся через 10–15 лет здесь жить, уже становились татарами. Черкесы, которые попадали сюда, впоследствии также записывались татарами.

До сих пор у простого народа понятие татары и мусульмане тождественно равны, нет разделения. Например, когда один мой друг жил в общежитии светского института, дружил с арабами, которые жили там же, он рассказывал своим родителям, я общаюсь с арабами, а впоследствии они его спрашивали: «Ну, как там твои татары поживают?». Или еще один пример. Мой тесть буквально говорит, у нас в Ивье (Ивье — самый большой город, где исконно живут татары) живут представители трех религий — русские, поляки и татары. А когда его спрашивают: «А белорусы кто?», он отвечает: «Среди белорусов — есть русские, и есть поляки». Т. е. русский — это значит православный, поляк — католик. А мусульмане — это татары.

— Есть проблема ассимиляции среди белорусских татар? Много смешанных браков?

— Сейчас — много. К сожалению, идет ассимиляция. Кстати, я хочу сказать о том, что по моим наблюдениям гораздо сильнее идут процессы ассимиляции среди эмигрантов последней волны — времен советской эмиграции. Я лишь по пальцам могу перечислить число мусульманских браков среди представителей последней волны эмиграции. Я даже не говорю татарских, чисто мусульманских. Т. е. они когда-то закончили образовательные учреждения где-то в центре России, попали по распределению в Минск, например. Им было по 19–20 лет, нужно жениться, выходить замуж. Они попали в эту среду, татарских общин тогда не было, и, естественно, женились, выходили замуж за русских и белорусов. А белорусские татары живут, если можно так сказать, тейпами (махалля — община. — Прим. автора). Если вы, например, придете к моей бабушке и назовете фамилию, она вам сразу расскажет: кто это такой, кто его братья, родители, чем они занимаются, т. е. все друг друга знают. Даже если жили в разных городах, эта родственная связь все равно сохранялась.

Среди белорусских татар тоже есть, конечно, смешанные браки, но гораздо меньше в процентном соотношении.

— А среди молодежи?

— К сожалению, для тех, кто уже отошел от Ислама, эти вещи не имеют значения.

— Среди мусульман Белоруссии есть какие-либо разногласия по мазхабам?

— Я, закончив медресе, могу более квалифицированно отличить один мазхаб от другого, а если вы подойдете к обычному имаму и спросите, по какому мазхабу он читает намаз, он вам не ответит. Как у него записано в старых книгах, так он это и делает. Но если анализировать эти старые книги, там преимущественно ханафитский мазхаб. Потому что во времена Польши мусульмане подчинялись Духовному управлению Турции, а во времена сталинской России — Духовному управлению Крыма.

Но есть интересный момент. Если рассматривать эти старые книги отдельно, то можно найти влияние и шиитов, и шафиитов. Есть какие-то моменты, сталкиваясь с которыми порой задумываешься: это же не к ханафитскому мазхабу относится, это же к шиитскому или шафиитскому. Возможно, кто-то когда-то приехал и сказал: а у нас так. А наши записали. Потому что грамотных людей было очень мало. В связи с оторванностью от всего исламского мира, людей, которые получали исламское образование, почти не было. Первые люди, которые поехали учиться в университет — это Али Воронович (просто мой однофамилец и тезка), который учился в Аль-Азхаре уже в польское время, до 1939 года. И один человек закончил медресе в Сараево. Больше образованных людей не было и поэтому, они так глубоко не разбираются. Но, если анализировать книги, то за основу берется ханафитский мазхаб.

— Кто преимущественно ходит в мечеть: молодежь или старшее поколение?

— Смотря где. Но в больших городах, таких как Гомель, например, из восьмидесяти человек, которые приходят на джума-намаз, половина — это арабы, потом идут по убывающей афганцы и азербайджанцы, узбеки и дагестанцы, и три татарина, к сожалению. Татары очень далеко ушли от Ислама. Это наша боль.

— А среди духовенства кто преобладает?

— А в духовенстве, в основном, татары, 95%. По законам Беларуси, религиозной деятельностью могут заниматься только граждане Беларуси, и это очень жестко контролируется государством. И даже если среди прихожан мечети будут все арабы, все равно имамом будет только гражданин Беларуси, т. е. можно сказать татарин.

Материал islam-portal.ru



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.