Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №121 — Рамадан аль-Бути: «Иудаизм, Христианство и Ислам проповедуют высокие нравственные и духовные ценности»
12.10.2011

Мухаммад Рамадан Саид аль-Бути — современный исламский богослов из Сирии. Декан факультета сравнительного изучения религий Дамаскского университета, доктор наук, член королевского Общества исламской цивилизации Иордании, член Высшего совета Оксфордского университета (Великобритания), автор более сорока книг по шариатским наукам, этике, литературе, философии и социологии. В своих лекциях, статьях и выступлениях на конференциях д-р Рамадан аль-Бути призывает к объединению мусульман. Своим мнением по этому и ряду других вопросов он делится в беседе с корреспондентом эмиратского издания «Аль-Халидж».

— Уважаемый шейх, вы не перестаете призывать мусульман всего мира объединиться. Есть ли какие-нибудь подвижки в этом вопросе?

— Я постоянно призываю мусульман быть едиными. Так получилось, что именно у мусульманских народов больше всего природных богатств, которыми Аллах одарил их в достаточном количестве. В то же время они больше, чем остальные, имеют поводов быть вместе, быть солидарными между собой. Мусульмане — обладатели самых справедливых человеческих ценностей, основ совершеннейшей цивилизации, правильных и истинных вероубеждений. Если мусульмане задействуют эти три фактора, станут управлять планетой.

— Так что же мешает мусульманам объединиться?

— Мешает то, что они отошли от перечисленных принципов. Между мусульманами вместо согласия царит раздор. Мир уже не помнит удивительное качество Ислама, которое объединяло враждующие племена и народы. Мы забыли обращение Аллаха «держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь», его предостережение «не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил».

Мусульмане должны знать, что в их интересах — это быть вместе, быть солидарными, а не отдельными нациями. Последний принцип используется для раскола и разобщения мусульманской нации. Мы больше всего нуждаемся в практической реализации слов Омара бен аль-Хаттаба, который сказал: «Благодаря Исламу Аллах сделал нас могущественными. Если мы будем добиваться этого могущества у другого, Аллах сделает нас слабыми». Поэтому я обращаюсь с предостережением к авторам политических решений, преисполненных коварством. Они преуспели в том, что смогли подчинить своей прихоти и алчным желаниям мировой закон и начали воспитывать чувство вражды, разжигать конфликт между соседями, братьями. Их цель — заполучить природные богатства, разрушить экономики развивающихся стран, превратить мир в потребительский рынок для своих компаний.

— Говоря о единстве и противостоянии врагам, мы приходим к тому, что начинаем затрагивать отношения с представителями других конфессий в целом. Вы были одним из тех ученых, которые подписались под документом о разрыве отношений между «Аль-Азхаром» и Ватиканом. В то же время у вас много книг и работ, посвященных трем авраамическим религиям на Ближнем Востоке и общему знаменателю между ними, что способствует установлению диалога. Как вы прокомментируете вашу позицию, которая многим кажется противоречивой?

— Тут нет никакого противоречия. Под документом о приостановке отношений с Ватиканом я наравне с 50 учеными из исламского мира подписался потому, что эти отношения не принесли бы диалогу между религиями никакой пользы. Папа Римский постоянно плохо отзывался об Исламе и его Пророке (мир ему), отказывался приносить свои извинения, в то же время пытался вмешаться во внутренние дела стран, в которых проживают христиане. Поэтому нужно было остановить его.

Что касается трех религий на Ближнем Востоке — Иудаизма, Христианства и Ислама, — все они проповедуют высокие нравственные и духовные ценности. Это может привести к взаимопониманию и поможет установлению в мире правопорядка, воцарению мира. К сожалению, реальность складывается по-другому и часто — из-за использования в религии политики с целью захватить богатства, экономические источники и развязать войны.

— Некоторые утверждают, что мусульмане разрушили храмы и сожгли церкви. Что вы на это ответите?

— Нет такой религии, которая до такой степени заботится о местах богослужений других конфессий, отказывается от вражды или даже простого оскорбления, как Ислам. Коран предостерегает нас от любого плохого отношения, оскорбления или вражды по отношению к другим религиям: «Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха». Ислам осуждает радикальных мусульман, которые подводят религиозные нормы под свое настроение и потребности, игнорируют предписания и повеления Аллаха в разрешении конкретной проблемы. В исламской истории зафиксированы факты охраны в мусульманских государствах синагог, церквей, монастырей и мечетей как в военное время, так и в мирное. Ислам чист от всего, что противоречит его предписаниям, в том числе от враждебного отношения к храмам других конфессий. Даже если такие люди и утверждают, что они истинные последователи Ислама, на самом деле они приносят ему только вред и действуют в интересах его врагов.

— Вы утверждаете, что демократия — это не абсолютное зло, как говорят некоторые. Но вы заключили ее в определенные правила, чтобы она совпадала с тем, к чему призывает Ислам. Что это за правила?

— Демократия означает свободу народов выбирать своих правителей, свободу индивида выражать свои мысли, убеждения. Это одно из требований Ислама, один из его столпов регулирования социальной жизни. При демократии также должны быть обеспечены соответствующие условия для осуществления призыва к религии Аллаха, в том числе научная пропаганда истинных ее ценностей. Наилучшим свидетельством этому является история развития Ислама. Но нам для достижения этих поставленных целей мешают силы из стран Запада. Эти силы стремятся разрушить ценности нашей цивилизации, порвать узы братства, ввергнуть в состояние войны и расколоть нас.

— В последнее время много работ в области искусства посвящены внешнему проявлению религиозности. Эти работы пытаются обобщить данное явление и тем самым нанести ущерб соблюдающим верующим. В чем опасность этого явления?

— Мы являемся людьми, а не ангелами и не перестаем быть людьми. Пророк (мир ему) сказал: «Каждый сын Адама ошибается». Нет сомнения в том, что в обществе религиозных людей тоже есть те, кто ошибается. Ошибки могут быть как большими, так и незначительными. Таково божественное начало, которое универсально по отношению ко всем человеческим обществам во все времена, в том числе ко времени сподвижников Пророка (мир ему) — самому наилучшему из времен. Однако проблема в том, что ошибки обобщаются, раздуваются, портится имидж соблюдающих мусульман. Более того, такие действия толкают молодежь на проявления неповиновения, на унижения. Разве все мы, будучи людьми, не совершали ошибок? Нехорошо богобоязненному человеку выискивать недостатки людей, разоблачать их ошибки.

— Некоторые удивляются тому, что вы видите связь между введением права меньшинств и планом по разделению Ислама. В чем эта связь заключается?

— Я считаю, что не случайно совпали призывы применять право меньшинств (фикхуль-акаллият – согласно Юусуфу аль-Карадави, нормы шариата, регулирующие жизнь мусульманских меньшинств, живущих среди немусульманского большинства, в частности в странах Запада. — Прим.ред.) с планом по разделению исламской нации. В то время как Запад работает над планом раскола мусульманской нации и думает, как из Ислама сделать много региональных «исламов», возникают призывы о том, чтобы выработать право меньшинств, которое должно якобы служить юридической базой для зарождающихся в западных странах «исламам», отличающимся от распространенного в мусульманских странах Ислама.

— Но ведь те, кто выступает за введение права меньшинств, приводят в качестве довода такие принципы шариата, как «польза» (маслаха), «необходимое разрешает запретное», «затруднительная ситуация (машакка) требует облегчения». Разве этого недостаточно?

— Эти положения касаются не только мусульман, проживающих в европейских странах и в Америке, они универсальны по отношению ко всем. Данные положения присущи исламской юриспруденции, которая распространяется и применяется мусульманами по всему земному шару. Но раньше их никто не выделял особым термином, как «право меньшинств», например. При возникновении необходимости как таковой, согласно шариату, запрет снимается. Также в затруднительных ситуациях, когда они превышают обычное, шариат предполагает облегчение. Когда две пользы (маслаха) вступают в противоречие, то исходя из степени целей (макасид), утвержденных в шариате, одна польза возобладает над второй. Нигде, будь то в Коране, сунне, словах и трудах ученых, мы не находим свидетельства, что эти положения действительны только в отношении мусульманского меньшинства, живущего в неисламской стране, как и то, что верующие в исламском мире не могут ими руководствоваться. Получается, что для мусульман, живущих среди неверных, существуют особые положения шариата, которые стараются гармонировать с распространенной в этих странах атмосферой неверия, разврата и непослушания. В таком случае почему же Аллах для мусульман ввел понятие хиджры — переселение из стран, где запрещают исповедовать Ислам, в мусульманские государства. Призывы ввести право меньшинств ставят распространение Ислама и его влияние на западную цивилизацию под угрозу, так как из-за таких нормативов присутствие Ислама теряет свою силу.

— Так каков же выход для решения проблем, стоящих перед мусульманскими меньшинствами?

— В арабском и исламском мире в данное время существуют большое количество академий фикха, и они без введения каких-то особых положений или норм, не имеющих никакого отношения к исламскому шариату, решают все возникающие перед мусульманами проблемы.

Перевод с арабского Марата Ахметжанова



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.