Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №121 — Муфтий Таджикистана: мы ставим проблему подготовки высококвалифицированных кадров в области ислама на первое место
12.10.2011

О важности вопроса исламского образования говорить не приходится — его поднимают на самых разных уровнях как в России, так и на пространстве СНГ. Свидетельством актуальности этого вопроса служат и тематические конференции. В частности, на ноябрь намечено проведение международного научно-методического семинара по вопросам мусульманских образовательных процессов в Нижнем Новгороде. Именно эта тема наряду с проблемой экстремизма в молодежной среде, вопросами объединения мусульман постсоветского пространства в решении насущных проблем уммы стала центральной в беседе корреспондента портала «Ислам в СНГ» с верховным муфтием Таджикистана Саидмукаррами Абдукодирзода.

— Хотелось бы начать с самого интересного вопроса, который волнует многих мусульман пространства СНГ. Эксперты и специалисты в области Ислама стран СНГ считают, что одной из причин успешного проникновения радикальных идей среди мусульман постсоветского пространства является дефицит образованных мусульманских кадров, способных противостоять им. Вместе с тем обучение в исламских вузах стран Ближнего Востока и Азии зачастую не дает желаемых результатов: ученики привозят с собой чужую традицию. Исходя из этого, как вы думаете, целесообразна ли интенсификация сотрудничества в области исламского образования между странами СНГ, возможном объединении имеющихся экономических, организационных, научных потенциалов в этом направлении?

— Практически все население Таджикистана исповедует Ислам, но уровень религиозных знаний у людей достаточно низкий. Этим пользуются определенные радикальные течения, которые действуют в первую очередь среди религиозно неграмотного населения. Эти силы используют низкий уровень исламских знаний нашей молодежи для привлечения ее к реализации собственных корыстных целей.

Необразованность многих людей создает массу проблем в семье, в обществе. Но особенно опасна религиозная необразованность, которая рождает в обществе самые разные противоречия и противостояния.

Еще много столетий назад Аллах направил на землю суру «Икра». Она означает: «Читай!» Первый аят и первое слово в суре «Икра» — «читай!» — настоятельно требует, чтобы люди обратились к образованию. Это не двусмысленный, а буквальный посыл. Само слово «икра» — «читай» употреблено не в вопросительном, а в повелительном смысле. Это первое обращение Бога к людям с тем, чтобы они стремились к чтению, к образованию, т. к. слово «икра» использовано не только в смысле чтения, но и в смысле размышления, обсуждения нововведений науки. Это в прямом смысле осмысление того, что мы читаем. Исходя из этого, мы ставим проблему подготовки высококвалифицированных кадров в области Ислама на первое место.

Относительно поездок студентов за рубеж можно отметить, что государство в своей культурно-религиозной политике вовсе не запрещает студентам обучаться в учебных заведениях Ближнего и Среднего Востока. Они могут отправиться на учебу в страны этих регионов, если уже имеют определенное фундаментальное образование, знание об акыде, если изучили сущность нашего ханафитского мазхаба. Одним словом, у студентов перед поездкой на учебу в мусульманские страны уже должна быть определенная ориентация, исламское познание этих серьезных вещей. В этом случае снимается проблема, когда возвратившийся из-за рубежа студент привозит с собой некие религиозно-радикальные идеи, чуждые и непонятные традиции. Таким образом, мы видим усиление системы начального исламского образования как первоочередную задачу в преодолении проблем радикализма.

Решение этой проблемы выбьет почву из-под ног недругов Ислама, которые целенаправленно работают над нагнетанием напряженности между представителями различных мазхабов и религиозно-философских течений. Именно они являются создателями беспорядков, которые охватили арабские страны, Ирак, Пакистан, другие исламские страны. Они всяческими путями пытаются создать противоречия среди самих мусульман. Но что касается нас, на сегодняшний день проблема заключается в том, что религиозное мировоззрение молодежи, ее религиозная образованность находятся ниже, чем положено, ниже, чем мы хотели бы видеть. И необходимо сосредоточить все внимание, использовать все имеющиеся ресурсы для достижения главной цели — формирования глубокого исламского мировоззрения у населения, и у молодежи в частности.

На мой взгляд, причиной того, что сегодня наблюдается сложившаяся ситуация в плане исламского образования, является острая нехватка высококвалифицированных исламских кадров. Это связано с тем, что во времена существования Советского Союза не было достаточных возможностей для подготовки специалистов в области религии. Но после обретения независимости у нас был создан Исламский университет. Однако, к сожалению, проблема с кадрами за эти годы так и не была решена. Сейчас подготавливается некоторая часть кадров, но их не хватает для всестороннего обучения всем религиозным наукам, тому, что должно быть. В этом смысле нами создаются необходимые усилия для того, чтобы подготовить собственные высококвалифицированные кадры.

К примеру, для этого в нашем Исламском университете уже около 10 лет работают приглашенные специалисты из египетского университета «Аль-Азхар». Это один из самых престижных и знаменитых исламских университетов всего мира. В нашем университете научно-просветительскую деятельность ведут четыре преподавателя из «Аль-Азхара».

— Хочется также отметить тот факт, что мусульманам пространства СНГ необходима координация в рамках одного информационного проекта, который можно будет также использовать как некую площадку, где постсоветские мусульмане могли бы обсудить свои схожие, по сути, проблемы и наладить общение между собой. Как вы считаете, нужно ли это нам, постсоветским мусульманам, сейчас?

— Мы осознаем необходимость того, чтобы к нам прибывали высококвалифицированные кадры из стран СНГ и преподавали у нас. В этом смысле в рамках постсоветского пространства необходимо организовать взаимовыгодное сотрудничество, взаимодействие среди религиозных вузов. Для того чтобы ликвидировать пробелы в преподавании религиозных наук, было бы желательно чтобы преподаватели из стран СНГ прибывали к нам, а наши преподаватели отправлялись для обмена опытом в эти страны. В этом мы видим острую необходимость. Но на сегодняшний день существуют проблемы в сфере переговоров и конкретных договоренностей со странами СНГ о том, чтобы исламские научные кадры прибывали к нам. Как видим, взаимодействие в этом направлении требует активизации усилий.

Я думаю, что исламские центры всех постсоветских республик нуждаются во взаимодействии и сотрудничестве. В этом есть острая необходимость. В первую очередь это взаимодействие необходимо в сугубо религиозных вопросах (праздники, традиции, фикх). На второй план выходят вопросы, связанные с правовыми аспектами функционирования муфтиятов стран СНГ.

На сегодняшний день у Исламского центра в Таджикистане есть свой интернет-сайт, но мы поддерживаем и идею о создании сайта, объединяющего всех мусульман постсоветских республик.

— Как вы считаете, назрела ли необходимость сотрудничества мусульман стран СНГ в вопросах организации хаджа? Ведь, как известно, в России, например, много таджиков, желающих отправиться в хадж, но они могут уехать только из Таджикистана. К тому же проблемы по хаджу у наших стран идентичны.

— То, что сегодня отсутствует возможность отправки в хадж у граждан Таджикистана, проживающих в России, это не наше требование, а требование Министерства хаджа Саудовской Аравии. У нас действует посольство Саудовской Аравии, и оно занимается этими вопросами.

Но что касается организационных моментов хаджа, обмена опытом в этом сложном вопросе, здесь большое поле для полезного всем сторонам сотрудничества. Тем более что Таджикистан ежегодно испытывает нехватку свободных мест для отправки в хадж. Квот Саудовской Аравией выделяется мало, а желающих совершить священный для мусульман ритуал очень много.

Беседовал Роман Вейцель



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.