Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №89
29.12.2008

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Сорок лет исканий арабиста
Интервью с Виталием Наумкиным

Издательский дом «Медина» подготовил к выпуску новую книгу — сборник статей, очерков и докладов директора Центра арабских исследований Института востоковедения РАН доктора исторических наук, профессора В. В. Наумкина под общим названием «Ислам и мусульмане: культура и политика». Ее выпуск приурочен к 190-летию со дня основания Института востоковедения РАН и 40-летию научной и преподавательской деятельности известного российского арабиста, исламоведа, аналитика.

— В новый сборник вошло более тридцати статей — очень разных по тематике и стилистике. Но есть, на мой взгляд, и сквозные темы, которыми вы занимаетесь на протяжении десятилетий. И первая из них — наследие одного из крупнейших мусульманских философов-богословов Абу Хамида аль-Газали (1055–1111). Статьей о его взглядах и открывается сборник.

— Это фигура действительно замечательная. Не случайно про него говорили: если бы в V веке хиджры, когда он жил, был новый пророк, то это был бы обязательно аль-Газали. Для исламской мысли — религиозной, философской — это была уникальная фигура, уникальный энциклопедист, уникальный знаток исламского вероучения. В то же время очень открытый, свободно мыслящий, чрезвычайно грамотный, знавший очень хорошо наследие греческой философии, отлично знавший исламскую традицию, хадисы. Когда я, будучи еще студентом, выбирал, кем бы мне заниматься, о ком писать диплом, меня привлек именно аль-Газали своей необычностью, своим величием.

В те времена — 60-е годы — в атеистической литературе об аль-Газали было распространено мнение как о мракобесе. Это было связано с тем, что в моде были Ибн Рушд и другие. Они рассматривались как носители знания, а аль-Газали, который написал книгу опровержения Ибн Рушда («Тахафут аль-тахафут» — «Самоопровержение cамоопровержения») рассматривался как носитель консервативной традиции. Я это хотел опровергнуть, но это было трудно сделать. Однако я это сделал и этим горжусь. Сначала в студенческом дипломе я его так трактовал необычно. Потом защитил кандидатскую диссертацию, но основе которой сделал книгу — перевод «Ихья, улум ад-Дин». Поэтому неудивительно, что в этот сборник я включил свои первые статьи об аль-Газали.

Замечу, что самые первые мои статьи были по арабскому языку, а вообще моя первая работа — по арабской каллиграфии, как ни странно. Я увлекался каллиграфией, хорошо рисовал. А мои первые научные статьи — как раз по аль-Газали. В выходящий сборник включена аспирантская статья, она мне кажется сейчас несовершенной, но тем не менее она показывает, как человек за 40 лет развивался. Интерес к аль-Газали я сохранил, хотя жизнь сложилась так, что я занимался очень большим спектром проблем. От этой темы отошел, но вернулся к ней снова. Недавно издал маленькую книгу — перевод очень сложного для перевода труда, фактически по логике «Правильные весы». Это применение греческой логики к исламской теологии. Сложная богословская работа с использованием этого метода логики. Так что я не ухожу из этого поля аль-Газали. Это — на всю жизнь.

— Виталий Вячеславович, вторая тема, от которой вы не отходите на протяжении всей своей научной работы, — это Йемен, его история.

— Йемен — еще одна моя любовь. Действительно, я там провел несколько лет. Я эту страну люблю и считаю, что она уникальна. В любой арабской стране есть следы прежних эпох, но Йемен в наибольшей мере их сохранил. Это страна, которая сохранила традицию очень сильно в определенных областях жизни, мыслей, быта. Она осталась в чем-то нетронутой, она показывает, какими были арабы, их архаические, отчасти стойкие, крепкие и легко адаптирующиеся черты жизни, менталитета. Этим мне Йемен интересен.

Одно из самых интересных мест Йемена — остров Сокотра, где сохранилась своя маленькая подкультура в рамках Йемена. Совершенно уникальный народ, который на протяжении столетий не менялся, законсервировался ввиду полной изоляции. Мне повезло: в начале 70-х я одним из первых русских попал на Сокотру. В те времена остров был пространством потусторонним, люди спичек не знали. Они добывали огонь трением палочек. Я с этими людьми общался, изучал их язык. Он относится к семитской группе. В новом сборнике есть статьи на эту тему. Я написал несколько книг, они изданы на Западе. Сейчас будет обновленное переиздание моей работы по Сокотре на арабском языке. Издают ее в Эмиратах. В рамках Йеменской экспедиции, которая начала работать в 1983 году, я организовал сокотрийский отряд. В этом году мы опять там работали, вели раскопки, нашли древнюю столицу Сокотры. Там просматривается еще много интересных открытий, о которых я пока не буду говорить. Я думаю, что в отношении Сокотры у нас есть научный приоритет. Археологи там никогда не работали. Единственные археологи, которые там вели раскопки, это российские. Потрясающе интересный материал!

— В сборник вошли статьи по отдельным арабским странам. Три статьи посвящены истории российско-саудовских отношений. И вот вопрос по современности. Все ожидали, что визит Владимира Путина в КСА даст толчок развитию отношений между нашими странами, однако процесс этот идет крайне медленно.

— Да, толчок был, но его недостаточно. Должны быть объективные основания, на которых эти отношения строятся. Мы все-таки очень разные. То, что сделано, я считаю, это максимум того, что сейчас может быть. У Саудовской Аравии традиционно тесные отношения с США. В условиях, когда у России и у США есть огромная масса проблем, я думаю, что ожидать большего, хотя бы по этой причине, очень трудно. Саудовцы хотят диверсифицировать свою внешнюю политику, свою ориентацию в мире, но не более того.

Кроме этого, мы повязаны с КСА тем, что наши государства — два самых главных производителя нефти в мире, за которыми никому не угнаться. Но у нас и здесь далеко не все интересы совпадают. Кроме этого, у нас есть проблемы цивилизационно-идейного порядка. С одной стороны, мы сотрудничаем, боремся с терроризмом, тесно, хорошо сотрудничаем по линии исламского мира. Но нельзя скрыть и того, что у нас есть противоречия. У нас достаточно разный образ жизни — трудно совместимый. От этого никуда не денешься. Поэтому, когда раздаются призывы о развитии туризма, культурного сотрудничества, есть определенные идейные ограничители и с нашей, и особенно с той стороны. Например, наше искусство во многом непотребно для саудовцев.

Эти ограничители объективно есть. Обходя их, можно выстроить русло отношений, которое будет полезно. Мне кажется, в этом русле мы сейчас идем. Есть проблемы чисто экономического характера, связанные с особенностями работы на том рынке. Нашим компаниям там не совсем легко работать. Есть определенное нежелание со стороны арабских инвесторов работать в России, у них есть страхи, опасения. Безусловно, Саудовская Аравия важна для нас. Она входит в двадцатку самых развитых государств. Думаю, что наши отношения будут развиваться. Будут, может быть, маленькие взлеты и падения, но они уже прошли точку кризиса. Прежней враждебности не будет. Но ожидать, что мы станем с КСА братьями и партнерами, напрасные иллюзии.

— Виталий Вячеславович, с конца 90-х годов у вас появляются статьи о диалоге цивилизаций. В новом сборнике их несколько. Тема эта выходит на первый план. Чем это вызвано?

— Это связано с моим развитием как специалиста. Я человек широких интересов, а в силу моих служебных обязанностей занимаюсь и международными отношениями, и политологией, преподаю в Московском университете. Но вопросы взаимоотношений между различными культурами и цивилизациями на самом деле были в русле моих интересов и вначале. Если взять того же аль-Газали, книгу «Воскрешение наук о вере», там как раз идет сравнение христианской и мусульманской теологий, выясняется, какие влияния были у аль-Газали и других философов. Так что я варюсь в этой теме давно. Когда эта тема стала острой, когда в мире стали обостряться отношения между исламским миром и Западом, именно на тот период пришелся период важных инициатив, таких как инициатива президента Ирана Хатами по диалогу цивилизаций. Я к этой тематике подключился. Особенно после 2001 года, когда эта тема стала еще более актуальной, когда возникла стена, враждебность между Западом и исламским миром, я оказался вовлечен в эти исследования.

В 2006 году я стал представителем России в группе высокого уровня «Альянс цивилизаций». Это испанско-турецкая инициатива, которую поддержал генеральный секретарь ООН. Тогда это был Кофи Аннан. Я был в составе группы из двадцати человек, представлявших разные регионы мира. Мы подготовили генсеку ООН доклад о том, как можно исправить, улучшить ситуацию, прежде всего в отношениях между Западом и исламским миром. На мой взгляд, «Альянс цивилизаций» — очень интересная инициатива. Россия вошла в число стран — друзей Альянса. При генсеке ООН был создан секретариат Альянса. Высоким представителем генсека ООН по Альянсу стал бывший президент Португалии Жоржи Сампайо. Он имеет свой офис в Нью-Йорке и возглавляет работу по претворению в жизнь тех идей, которые были изложены в докладе. Есть программы, бюджет. Некоторое время назад генсек ООН решил создать группу послов Альянса, в которую я тоже вошел. Если в группу я вошел по рекомендации правительства России, то группу послов формировал Пан Ги Мун. Конечно, это не дипломатическая, а общественная должность. Но я имею честь быть послом Альянса — послом доброй воли. По поручению генсека ООН мы выезжаем на мероприятия, которые проводятся по линии Альянса.

— Новый сборник ваших статей выходит в издательстве «Медина». Чем вы объясните выбор издательства?

— Мне симпатичны и близки люди, которые там работают, своей открытостью и тем, что они стараются что-то делать. Они открыто подходят к своим авторам. У них разные издания. Не уходя от религиозной проблематики, они стараются сделать ее доступной широкому кругу людей. Они оказывают очень большую услугу мусульманам тем, что делают книги, которые не только просвещают мусульман, но способствуют возникновению позитивного интереса к исламу со стороны представителей других конфессий, прежде всего православной.

Беседовала
Людмила ЖУКОВСКАЯ




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.