Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

«Медина аль-Ислам» №89
29.12.2008

НАШ ИСЛАМ

ТАФСИР

РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА, МИР ЕМУ, В СВЕТЕ ТАФСИРА СУРЫ 19 «МАРЬЯМ» («МАРИЯ»)

Пример таких выдающихся личностей, как Иса (Иисус Христос) и его мать Марьям (Мария), о которых говорится в суре, служит цели порицания за отсутствие веры или за искажение веры предрассудками и предупреждают о последующей жизни.

Абдулла Юсуф Али

16. Помяни в Писании Марьям (Марию). Вот она ушла от своей семьи на восток.

Иса и Марьям под пальмовым деревом. Персидская миниатюраИстория Марьям рассматривается здесь таким образом: это личная сторона жизни людей, преданных Аллаху, их отношения с семьями и окружающими людьми.

Под востоком, возможно, имеется в виду восточная часть Храма. Она удалилась от своего народа и людей вообще для совершения молитв и прославления Господа. Ангел предстал перед ней в облике человека, когда она пребывала в состоянии чистоты. Она думала, что это был человек, испугалась и умоляла его не нарушать ее уединения.

17. и укрылась от них за завесой. Мы же послали к ней Нашего Духа (Джибрила), и он предстал перед ней в облике прекрасно сложенного человека.

18. Она сказала: «Я прибегаю к Милостивому, чтобы Он защитил меня от тебя, если только ты богобоязнен».

19. Он сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика».

По велению Аллаха она должна была стать матерью пророка Исы, и теперь пришло время объявить ей об этом.

20. Она сказала: «Как у меня может быть мальчик, если меня не касался мужчина и я не была блудницей?».

21. Он сказал: «Вот так! Господь твой сказал: “Это для Меня легко. Мы сделаем его знамением для людей и милостью от Нас. Это дело уже решено!”»

Миссия Исы явлена двумя способами: 1) он должен был стать знамением для людей, его чудесное рождение и чудесная жизнь должны были вернуть их к Аллаху; 2) его миссия была сходна с миссией всех пророков Аллаха, но здесь акцент делается на том, что сыны Исраила (Израиля), к которым был послан Иса, были ожесточившимся народом и для них его послание было воистину благой вестью о милости Божьей.

Ибо если Аллах желает что-то создать, Он говорит: «Будь» — и оно появляется. Нет никакого промежутка между Его замыслом и воплощением этого замысла, если только это соответствует Его замыслу. Время — лишь отражение нашего сознания в этом относительном мире.

22. Она понесла его (забеременела) и отправилась с ним в отдаленное место.

Благовещение и непорочное зачатие произошли, как мы можем предположить, в Назарете (в Галилее), приблизительно в 100 км к северу от Иерусалима. Рождение было в Вифлееме, примерно в 10 км к югу от Иерусалима. Это было отдаленное место не только из-за расстояния в 115 км, но и потому, что в самом Вифлееме роды проходили в безлюдном месте, под пальмовым деревом, откуда впоследствии, возможно, ребенок был перенесен в ясли, в хлев.

23. Родовые схватки привели ее к стволу финиковой пальмы, и она сказала: «Лучше бы я умерла до этого и была навсегда забытой!».

Она была всего лишь человеком и страдала от родовых мук, и никого не было рядом, чтобы помочь ей. Обстоятельства были весьма необычными, и ей пришлось уйти от своей семьи.

24. Тогда он (голос) воззвал к ней из-под пальмы: «Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей.

25. Потряси на себя ствол пальмы, и на тебя попадают свежие финики.

Божественное провидение позаботилось о том, чтобы ей не пришлось страдать от жажды или голода. В ручье она также смогла совершить омовение.

26. Ешь, пей и прохлади глаза! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: “Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми”».

Буквально «прохлади глаза» — идиома, означающая «утешься и возрадуйся». Однако не следует выпускать из вида и прямое значение этих слов. Марьям нужно было охладить глаза, возможно, полные слез, свежей водой из ручья, и утешиться мыслью, что у нее должен был родиться такой замечательный ребенок. Она должна была также осмотреться вокруг и, если бы кто-то подошел к ней, не вступать с ним в разговоры. Она дала особый обет и не могла ни с кем разговаривать.

Она не должна была говорить ни с мужчиной, ни с женщиной, т. к. дала обет Аллаху. «Пост» здесь не означает отказ от еды и питья; ей только что было внушено поесть фиников и попить воды из ручья. «Пост» здесь означает отказ от обычной домашней пищи и от человеческого общения.

27. Она пришла к своим родным, неся его. Они сказали: «О Марьям (Мария)! Ты совершила тяжкий (или небывалый, или удивительный) проступок.

Изумление людей не знало границ. В любом случае они были готовы подумать о ней самое плохое, поскольку она исчезла из дома на некоторое время, а теперь вернулась с новорожденным ребенком на руках! Как она опозорила дом Харуна, главы рода священников! Мы можем предположить, что эта сцена произошла в Храме Иерусалима или в Назарете.

28. О сестра Харуна (Аарона)! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей».

Харун [Аарон], брат Мусы [Моисея], был первым в роду священников израильтян. Мария и ее двоюродная сестра Елизавета (мать Иоанна) происходили из семьи священника и были, таким образом, «сестрами Харуна» или же «дочерьми Имрана» (который был отцом Харуна). Марии напоминают о ее высоком происхождении и моральных принципах ее отца и матери. «Как, — сказали они, — она пала и опозорила имя своих предков!»

29. Она показала на него, и они сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели?».

Что оставалось делать Марьям? Как она могла объясниться? Стали бы они в таком состоянии выслушивать ее объяснения? Все, что она могла сделать, это указать на младенца, который не был обычным ребенком. И ребенок пришел к ней на помощь. Чудесным образом он заговорил, защищая свою мать, и проповедуя людям, забывшим Бога.

30. Он сказал: «Воистину, я — раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком.

31. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив.

Между Исой и Йахьей (Иоанном) есть как общее, так и отличное. Например, Иса с самого начала объявляет, что он раб Аллаха, таким образом отрицая ложные утверждения о том, что он является сыном Всевышнего или Самим Всевышним. Величие Йахьи описано в аятах 12–13 этой же суры словами, которые нельзя отнести к Исе; но его описание в аятах 14–15 почти повторяют слова, которыми здесь описан Иса (аяты 32–33). Поклонение в молитве и милостыня, описание Христа в самых превосходных словах, и благочестие, чистота и преданность Иоанна — достойное описание пророков Аллаха.

32. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным.

Чрезмерная жестокость не только несправедлива и губительна для тех, против кого она направлена, но, возможно, даже более пагубна для того, кто совершает ее, ибо его душа сбивается с пути, становится неприкаянной, несчастной и обреченной на гибель — таково состояние грешников, пребывающих в аду.

33. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни».

34. Таков Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Слово Истины, относительно которого они препираются.

Споры о природе Иисуса Христа были не только тщетны, но также бесконечны и ожесточенны.

35. Не подобает Аллаху иметь сына. Пречист Он! Когда Он принимает решение, то стоит Ему сказать: «Будь!» — как это сбывается.

Рождение сына — это физический акт, свойственный людям. Всевышний Аллах свободен от каких-либо потребностей, и унизительно приписывать Ему подобные деяния; это есть не что иное, как пережитки язычества и антропоморфных материалистических предрассудков.

36. Иса сказал: «Воистину, Аллах — мой Господь и ваш Господь. Поклоняйтесь же Ему. Это и есть прямой путь».

В отличие от извращенных предрассудков, которые кроются во всевозможной метафизической казуистике, пытающейся доказать наличие трех в одном и одного в трех, в Коране нет подобных искажений истины — «кривды» (см. аят 18:1). Учение Христа было простым, как и его жизнь.




МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.