Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №111 — Миссия – призывать к миру
21.12.2010

В этом году на долю Кыргызстана выпало множество проблем, особенно в политической жизни. Но и в религиозном плане произошло немало событий, которые требуют прояснения. Проблемы мусульман республики мы обсуждаем с муфтием Кыргызстана Чубак ажы Жалиловым.

В августе этого года было заявлено об изменении устава ДУМ Кыргызстана. Чего удалось достичь в этом направлении на данный момент?

– Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного. На сегодняшний день к нам поступили четыре варианта проекта Устава. Мы их опубликовали в газете «Ислам маданияты» («Культура ислама») и в других газетах для ознакомления. Предложения, мнения читателей поступают через почту, по телефону, а также при личных встречах.

Для рассмотрения Устава в муфтияте создана специальная комиссия, которую возглавляет заместитель муфтия Мажидин Толубаев. В состав комиссии также вошли представители общественности, Совета аксакалов, ректоры Исламского университета и других религиозных учебных заведений, представители муфтията и члены Агентства по делам религии. До назначения муфтием я был сопредседателем комиссии, а после назначения на должность муфтия пришлось передать дела. Но я продолжаю участвовать при обсуждении и внесении предложений.

Кроме Совета улемов мы при Духовном управлении создали организацию «Мажлис Шуура», членами которой могут стать любые организации в Кыргызстане, которые поддерживают развитие исламской религии. Эта структура устраивает свои заседания каждые 40 дней и работает над актуальными проблемами развития ислама в Кыргызстане и направления работы религиозных деятелей и организаций.

Стоит отметить, что члены Шууры не получают зарплату и не входят в состав муфтията.

В отделе фатвы мы создали комитет «Лажна», в который входят несколько отделов. Например, отдел по работе с поступающими от населения фатвами, отдел по проведению разъяснительной работы на политические и экономические темы с точки зрения религии и отдел, который будет работать на вопросами, вызывающими некоторые сомнения.

 

Как вы думаете, какую работу должен проводить муфтият?

– В Кыргызстане муфтият считается обладателем высшей религиозной власти. Поэтому функции муфтията должны быть больше исполнительными, а не исключительно распорядительными. Если Совет улемов принимает решения, постановления на высоком уровне, то муфтият должен их исполнять, контролировать их исполнение и давать отчет Совету улемов.

 

Не секрет, что прежнее руководство ДУМ Кыргызстана резко критиковалось за банальную коррупцию. В этой связи какие меры предпринимаются для повышения финансовой прозрачности?

– Мы сразу же провели ревизию бухгалтерии, результаты которой скоро будут опубликованы.

Когда говорят о коррупции в Духовном управлении, имеют в виду две темы: фитир садака (пожертвования) и хадж. По фитир садака мы предлагали, чтобы деньги сдавались не нам. Но люди по привычке несут их нам. Собранная садака в размере полтора миллиона сомов (30 тыс. долларов США. – Здесь и далее прим. авт.) мы направили в исламские учебные заведения и на финансирование религиозных проектов. Студентам и преподавателям Исламского университета выделили 200 тысяч сомов (4 тыс. долларов), Кара-Балтинскому исламскому институту – 70 тыс. сомов (1,5 тыс. долларов), другим медресе – по 50 тыс. сомов (1 тыс. долларов). Мы не смогли вовремя сдать отчет, потому что не было информации по Ошской области. В связи с погромами на юге республики мы отправили им обратно собранные 50–60 тыс. сомов (1,2 тыс. долларов).

По фитир садака мы и раньше давали информацию. Но из-за того, что люди не знают об этом, в адрес муфтията звучат обвинения в коррупции. И здесь есть недостатки, которые я хотел бы отметить. Например, некоторые медресе, не имевшие студентов, проходили регистрацию и получали деньги от фитир садака. В этом же году мы строго уточнили количество медресе, где есть студенты, и только им выделили деньги.

Вторая проблема – хадж. В этом году организацией хаджа занималось Госагентство по делам религии, а не муфтият. С нашей стороны назначались лишь руководители групп паломников. Мы отвечали только за соответствие действий паломников правилам хаджа и шариата. Мы все выполнили в соответствии с этими правилами. А к вопросам транспорта и открытия виз мы не имели никакого отношения.

Каждый паломник, совершающий хадж, должен вносить 70 долларов на счет Духовного управления. Это согласовано на уровне правительства. Эти деньги мы хотели направить не на повышение уровня жизни и благосостояния служащих муфтията, а для поднятия его хотя бы до среднего уровня.

Но, к сожалению, мы не смогли собрать всю сумму, потому что из четырех с половиной тысяч человек взносы сделали только три тысячи. Мы хотели бы обратиться по этому поводу в Госагентство по делам религии. Я считаю, что если в этом деле будет все чисто и точно, то все будет хорошо.

С другой стороны, если все люди будут относиться к муфтияту с уважением и почитанием, будут другого мнения о нем, не будут постоянно обвинять его в коррупции, то положение дел изменится. Я удивляюсь тому, что многие люди верят в слухи о том, что муфтият собирает астрономическую сумму денег от фитир садака. Они думают, что если в Кыргызстане проживают пять с половиной миллионов человек, а четыре из них – это мусульмане и каждый из них дает по 16 сомов (0,4 доллара), то собирается огромная сумма. Но это неправда. На самом деле мусульман, которые читают намаз или дают фитир садака, не так много. В Бишкеке, например, проживает миллион человек, но в нем собирается только около ста пятидесяти тысяч сомов (3 тыс. долларов США).

 

Считаете ли вы правильным передачу контроля над проведением хаджа Госагентству по делам религии либо же это было преждевременное решение? Как разграничивается деятельность ДУМ Кыргызстана и Госагентства по делам религии, то есть как распределена работа с мусульманами Кыргызстана между двумя организациями?

– Я считаю правильным решением то, что хаджем занимается Госагентство по делам религии. Раньше было много желающих стать муфтием, так как это было связано с хаджем. После того как его организация была передана Агентству, число кандидатов резко сократилось. Значит, это было своевременное решение.

Но все-таки я считаю, что таким священным делом должен заниматься муфтият. Ведь комиссия по делам религии не принимает участия в работе по проведению Айт намаза или Пасхи, поэтому лучше было бы и хадж оставить нам. Госагентство по делам религии связывает это с организацией безопасности и транспортировки паломников.

По вопросу транспортировки могу сказать, что каждый паломник сам решает, каким видом транспорта ему можно воспользоваться. Кто-то может полететь на самолете, а кто-то поехать на автобусе.

Госагентство по делам религии является как бы связующим звеном между муфтиятом и государством. Оно является государственной нерелигиозной организацией, а мы – негосударственной религиозной организацией. Наша цель – дать людям правильное направление в религии. А Госагентство помогает нам соблюдать законность.

 

Какими темпами продвигается строительство новой соборной мечети в Бишкеке? Как решается вопрос с финансированием? Каковы источники финансирования – арабские страны, страны Содружества, государственные?

– По этому вопросу я ездил в Турцию и встречался с турецким муфтием Али Бардак-оглу. Муфтият Турции взял на себя 70% финансирования строительства. Оставшиеся 30% будут финансироваться кувейтскими предпринимателями, с которыми я провел успешные переговоры. На строительство мечети у нас есть деньги на все 100%. В настоящее время строительство еще не началось, все пока полностью на бумаге. В конце октября мы ожидали прибытия муфтия Турции для церемонии закладки камня в основание стройки, но по некоторым причинам как с нашей, так и с их стороны церемония в назначенный срок не состоялась.

Мы со своей стороны выполнили все требуемые пункты – подготовка территории, организация подъезда. Следующие действия будут с их стороны.

 

Какая работа проводится муфтиятом для примирения кыргызов и узбеков на юге республики? Какие препятствия стоят на пути восстановления мирной жизни?

– Мы всегда призывали и призываем сейчас к дружбе и миру. Наша религия ислам означает «мир», мусульманин – «хранитель мира», поэтому наша миссия – призывать к миру. Я четыре раза побывал на юге после трагических событий. Мы назначили новых, грамотных имамов в мечети, дали им новые направления работы. Тесно сотрудничали с государственными органами по примирению людей. Особенно активно в месяц рамазан выступали по радио и телевидению, бесплатно раздавали диски с выступлениями известных в республике проповедников.

Если говорить о войне, то обе стороны пострадали, поверив провокаторам, у которых нет ни религиозного образования, ни умения отличать настоящую провокацию от ложной.

Государство должно ввести в школьную программу уроки религии и религиоведения, надо, чтобы люди получали правильную информацию.

Я как муфтий говорю об этом не с целью привлечения в свою религию других людей, а потому, что необходимо примирение. Например, можно накормить голодающих, привезти зерно из Казахстана или Америки. А почему нельзя обучать людей, испытывающих религиозный голод, правильному пониманию религии? Если мы не начнем обучать их, то люди будут получать другую, искаженную информацию об исламе.

 

Удается ли ДУМ Кыргызстана совместно с государством сдерживать развитие радикальных религиозных организаций, в частности Хизб ут-Тахрир?

– Мы не можем однозначно утверждать, что одно религиозное течение правильное, а другое неправильное. Мы даем только правильную и полную информацию об этом религиозном направлении и выражаем свое личное мнение.

Сейчас мы работаем над созданием книги о Хизб ут-Тахрир. Муфтият не ставит перед собой цели кого-то оклеветать, посадить в тюрьму. Мы хотим показать истинное содержание. Ислам – это не унижение, не запугивание, не уничтожение, а призыв к правильному пути.

Беседовал Роман Вейцель,
спец. корр. IslamRF.ru в Кыргызстане



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.