Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №111 — Вокруг жертвоприношения
21.12.2010

Наверное, один из самых противоречивых (для других – спорных) вопросов в религиозном мире – о том, кто был принесен в жертву Патриархом. Согласно Ветхому Завету, Господь направил Авраама (Ибрахима) пойти «из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю», которую «Я... дам тебе и потомкам твоим после тебя... всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом (Быт. 17:8); «в Исааке назовется тебе семя» (Быт. 21:12); «завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра» (Быт. 17:21). Однако в данном контексте сразу же появляется несколько «но».

 

Первенец и жертва

Прежде всего первенцем Авраама был не Исаак, а также законно рожденный Исмаил. Будучи долгое время бесплодной, жена Авраама Сарра предложила пророку: «Войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее» (Быт. 16:2). Выдающийся представитель русской библейско-богословской школы второй половины XIX – начала XX века Александр Лопухин, руководивший кафедрами Санкт-Петербургской духовной академии, разъясняет предложение Сарры таким образом, что «она здесь основывает свои надежды на том обычном праве той эпохи, в силу которого дети мужа, рожденные от служанки, считались законными его детьми и, следовательно, равно принадлежали обоим супругам, то есть как мужу, так и жене». Утверждения же о том, что Исмаил родился не от «реальной» (любимой) жены, парируются Торой: в случае рождения сыновей как от любимой, так и от нелюбимой жены, если «первенцем будет сын» последней, при разделе имения отец «не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой»; будучи должным отдать перворожденному «двойную часть из всего», ибо «ему принадлежит право первородства» («Второзаконие», 21:15, 17).

Согласно еврейским источникам, библейские генеалогические списки не оставляют сомнения, что особый статус первенца был неотъемлемой частью правового сознания и жизненного уклада израильтян; во многих списках специально отмечаются первенцы. Тем не менее библейское повествование показывает, что патриархи нередко нарушали права первенца. Так, Исаак был предпочтен Исмаилу, Иаков – Исаву, Эфраим – Менашше. Но «нарушали» «патриархи», не Бог ведь отказался от собственных слов. Так что Исмаил остается первенцем со всеми вытекающими из этого законными для него привилегиями. Тем более что появился на свет он после обращения Авраама к Всевышнему с просьбой о потомстве: «И было слово Господа к нему, и сказано: ...тот, кто произойдет из тела твоего, будет твоим наследником» (Быт. 15:4). Мог ли дать Бог в ответ на мольбу пророка «нелюбимого» сына?

Вопрос и в том, что Господь не может противоречить Сам Себе. Тема отношения Всевышнего к первенцу возникает в Торе во время жизнеописания Моисея в Египте. В период отказа Фараона отпустить евреев Моисей и Аарон передали ему угрозу Бога, что Всевышний в полночь пройдет посреди Египта, в результате чего «умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни» (Исх. 11:5). Сотрудник Центра еврейского образования в диаспоре Бар-Илан (Тель-Авив, Израиль) Моше Абелец комментирует эпизод таким образом, что «казнь первенцев – это тоже посрамление Ра... когда умирает наследник фараона, то есть будущее воплощение бога Ра, умирает сам Ра. Увидев бессилие всех богов Египта, оставшись без помощи и поддержки, фараон отпускает сынов Израиля». Тем самым хоть и косвенно, но Всевышний продемонстрировал значение перворожденного не только как наследника «физического», но и духовного.

Следом Всевышний вновь показывает важность для Него первенца. При исходе из Египта Господь сказал Моисею: «Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота: Мои они» (Исх. 13:2). Комментируя это, известный теолог, президент и основатель издательской организации Chalcedon Foundation Раусас Джон Рашдуни отмечает, что «все перворожденные завета, представляющие всех в завете, отдаются или посвящаются Богу». Тем самым Господь вновь подтверждает особую роль перворожденного, «ибо все первенцы – Мои» (Чис. 3:13). Как говорит инициатор создания и руководитель организации «Маханаим» («оказание помощи русскоязычным евреям в Израиле, России, США в восстановлении связи со своей духовной традицией») Зеев Дашевский: «Так же, как “Берешит” (Бытие. – Прим. авт.), это высказывание, так и первенец является неповторимым». А уже отсюда исходит, что жертвоприношение Авраама Богу могло быть в лице первенца Исмаила.

Следом появляется следующий вопрос, который затрагивал и Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех вселенских святителей: «Почему один только Исаак называется семенем Авраама, хотя Авраам был отцом Измаила и многих других! Не потому ли, что мать Измаила была раба? Но какое это имеет отношение к сыну?» Действительно, к сыну напрямую это не имеет отношения. К тому же, согласно Завету, «взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог... В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников (Быт. 17:23, 26–27). То есть происхождение Исмаила по материнской линии от наложницы не может играть никакой роли в предпочтении Исаака Исмаилу. Потому что Господь не провел разницы для исполнения завета в зависимости от социального статуса. Именно поэтому обрезаны были все лица мужского пола из дома пророка без какого-либо выбора, причем не по желанию патриарха, а согласно словам Бога: «Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт. 17:13).

Кроме того, уже приводившееся свидетельство Торы о ситуации в Египте демонстрирует отсутствие важности для Всевышнего фактора социального статуса (происхождения) при подходе к первенцам при реализации Его замысла. Авраам обратился к Богу с просьбой об Исмаиле такими словами: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска... вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт. 15:2–3). То есть слуга имел фактически права наследника в случае отсутствия прямого потомка.

 

«Право» на Землю

Тот факт, что Исмаил является не только потомком Авраама, но и первенцем его, позволяет вне еврейской традиции также рассматривать слова Господа, обращенные к пророку: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:7–8). Как писал женевский приходский священник, православный греческий клирик Василий Саккас, «после таких обетований и таких подтверждений – какое имеет значение плотское происхождение от Авраама?» – имеется в виду тезис о «любимой-нелюбимой» жене пророка. С учетом же признания мусульманами Единства Творца и восприятия Торы, Евангелия и Корана суть «написанной единой рукой Всевышнего» не могут восприниматься в иудейской традиции не только вышеизложенные, но и следующие слова: «будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов... и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом» (Быт. 17:5, 8). То есть Ханаанская земля предназначается потомкам Авраама и через Исмаила, и через Исаака.

Как представляется, именно вследствие необходимости подтверждения «Божественного предназначения» Ханаанской земли только евреям в Торе и «появились» нестыковки, о которых говорится выше. Но с учетом невозможности противостоять Богу Самому Себе явно усматривается «изменение» слов Господа «человеческим почерком». Основой же этого видится намерение «доказательства» «богоизбранности евреев». Не случайно Коран говорит об искажениях слов Всевышнего: «Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили» (сура «Трапеза», 13). Об этом же говорится и в Евангелии: «Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание... устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» (Мк. 7: 9, 13).

В отличие от иудейской точки зрения Ислам признает «право на землю» не только мусульман, но и иудеев. Коран говорит о земле Ханаана (без указания границ): «Вот Муса (Моисей) сказал своему народу: “О мой народ! Ступите на священную землю, которую Аллах предписал вам”» (сура «Трапеза»: 20). Как представляется, речь в этих аятах идет о Ханаанской земле. В тафсире (комментарий) мусульманского ученого, правоведа шейха Абд ар-Рахмана ас-Саади говорится, что «Аллах оказал Мусе и его народу милость, когда спас их от Фараона и египтян», из «плена и рабства». Вслед за чем «израильтяне отправились на свою родину, в свои родные дома. Их родиной был Иерусалим и его окрестности». Другое дело, что Всевышний вел «сынов Израиля» в «землю Обетованную» при условии соблюдения всех заповедей Господа, что должно было явиться проявлением почитания и служения Богу.

Как считает длительное время проживший в Пакистане христианский миссионер Дон Маккерри, «то, что начал Авраам как человек веры, принесло плоды среди людей веры. И через Иисуса обетованное семя Авраама верующие объединились. Исцеление пришло в разрушенную семью Авраама. Дети Измаила были и останутся в лоне Господа». Как бы то ни было, восприятие «принадлежности» Ханаана потомкам Авраама и через Исмаила, и через Исаака делает абсолютно неактуальным поиск еврейской стороной точных и однозначных границ в «земле Обетованной», «определенных» Торой «исключительно» для иудеев (тем более что они там четко и не просматриваются). А отсюда исходит возможность подхода к ближневосточной проблеме не с иудейской точки зрения.

Теймур Атаев,
политолог, Азербайджан



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.