Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам №105 — Мозаика
03.06.2010

Подготовила Н. Александрова

Коллекция цитат

И судьбы стран порою взвесить можно,

Но, взяв весы, не забывай одно:

Решает человеческое счастье

Не гиря тяжкая, а малая зерно!

Наби Даули

 

Имена

«Солдаты жизни»

В годы Великой Отечественной войны врачи, фельдшеры, медсестры, санинструкторы внесли огромный вклад в Победу. С их помощью в строй вернулись более 10,2 млн людей. Люди в белых халатах не только спасали солдат от ранений, полученных во время боевых действий, но и от эпидемий и массовых инфекций. Из медицинских работников звания Героя Советского Союза удостоены 52 человека. Среди них санинструктор стрелковой роты взвода санитаров-носильщиков татарин Хамид Неотбаков, санинструкторы стрелковой роты азербайджанцы Самед Абдуллаев и Мамед Джабраил Оглы.

Х. А. Неотбаков роился в Ярновском районе на станции Курбан в Тюменской области в 1904 г. В 1942 г. его призвали в армию. За смелость санинструктор Неотбаков неоднократно был отмечен правительственными наградами. Во время боя за село Ефросимовка Курской области немцы подожгли дома, где располагался медико-санитарный батальон. Несмотря на опасность, Хамид Неотбаков вынес из горящих помещений 65 раненых. В 1943 г. при форсировании Днепра под пулеметным огнем переправил на другой берег 86 раненых. С 1 августа по 14 октября Неотбаков вынес с поля боя 104 раненых. За этот подвиг отважного санинструктора представили к званию Героя Советского Союза. «Это был смелый, энергичный санинструктор, коммунист. Он проявил под Киевом необычайную самоотверженность и храбрость, переправив через Днепр до 200 тяжелораненых», – писала о подвиге Хамида Неотбакова газета «Красная звезда» в сентябре 1950 г. Во время боя в Карпатах 23 сентября 1944 г. Хамид Неотбаков был убит. «Солдат жизни» – именно так называли медицинских работников в годы войны – Хамид Неотбаков навсегда останется в народной памяти.

 

Книжная полка

Денисова Т. А. Ислам в государстве Бруней Даруссалам. XIII–XVI вв. // Вопросы истории. – 2009. – № 3. – С. 114–123. – (Сообщения).

Бруней Даруссалам – государство, являющееся по этническому составу, культуре и истории неотъемлемой частью малайского мира. Немногочисленные упоминания об этой государстве относятся лишь к истории пиратских войн XVIII века.

 

Мирский Г. И. Ислам: история и современность // Новая и новейшая история. – 2010. – № 1. – С. 3–21.

Ни об одной религии не говорят и не пишут так много, как об Исламе. С каждым годом растет число приверженцев этой религии. Автор, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, рассматривает историю и современное состояние исламской религии, стараясь разграничить два понятия – Ислам как религия и мусульманское сообщество.

 

Раннее исламское стекло // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирование. – 2010. – № 4. – С. 86–95.

 

Солодова Г. С. Социальность Ислама – некоторые штрихи // Вопросы культурологии. – 2010. – № 4. – С. 31–35.

Представлены факторы, обусловившие актуальность обращения к теме Ислама, показана роль религии в объединении арабских племен и создании мусульманской государственности.

 

Даты и события ИЮНЯ И ИЮЛЯ

Июнь

  • 1 – 100 лет со дня рождения Наби Даули (1910–1989), татарского писателя.
  • 4 – День государственных символов Казахстана.
  • 5 – День национального спасения Азербайджана.
  • 20 – День медицинского работника.
  • 25 – 90 лет со дня образования Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (1920).
  • 27 – День работников печати в Узбекистане.

Июль

  • 6 – 45 лет со дня рождения Абдуррагима Ильясова (род. 1965), имама и председателя религиозной организации мусульман (Тамбов).
  • 6 – День столицы Казахстана – Астаны.
  • 7 – 90 лет со дня рождения Энвера Бакирова (1920–2001), народного артиста Татарстана, композитора.
  • 8 – 90 лет со дня рождения Джавада Тарджеманова (1920–1995), писателя, заслуженного деятеля науки и техники ТАССР.
  • 11 – Всемирный день народонаселения.
  • 15 – 110 лет со дня рождения Мухаммета Аблеева (1900–1941), татарского писателя.
  • 19–20 – Ночь Мираджа – вознесение Пророка Мухаммада, мир ему.

 

Диалог цивилизаций

В 1847 году известный русский хирург Н. И. Пирогов отправился на Кавказ, где в то время проходили военные действия. Главной целью столь опасного путешествия стало испытание эфирных паров во время операции на поле сражения, а также обучение врачей Кавказского корпуса технике наркоза. В течение двух месяцев под свистящими пулями, прямо на поле боя Пирогов производил испытание эфира. По приезде в Петербург Н. И. Пирогов сдал в редакцию в редакцию «Военно-медицинского журнала» предварительный отчет, составленный им еще на Кавказе и в пути. «Отчет...» получил восторженные отклики читающей публики: «Это сочинение вполне ученое по своему содержанию и в то же время отличающееся благородством тона, живостью рассказа и ясностью языка», – писали «Отечественные записки» в 1850 году. В память о великом хирурге в Махачкале, Дербенте и других городах есть улицы, носящие имя Н. И. Пирогова. В 1965 году в Дагестане вышла книга Рашида Аскерова «История хирургии Дагестана от Н. И. Пирогова до наших дней».

 

Очерк путешествия по Кавказу

1847 года 8 июня я отправился по высочайшему повелению на Кавказ, чтобы испытать эфирование при производстве операций на поле сражения.

В этот год была, как известно, осада Гиргибиля и Салтов. Мы не поспели к осаде Гиргибиля и должны были отправиться сначала на Турчидах, где наше войско стояло лагерем, отсюда уже должно было идти под Салты.

Осада Салтов, замечательная в стратегическом отношении, сделалась для нас еще замечательнее тем, что здесь в первый раз было употреблено нами эфирование на поле сражения.

Дорога, которою мы ехали из Темир-Хан-Шуры на Турчидах, шла чрез Оглы, Хаджеммаху и Акушу... В Оглах мы застали еще несколько раненых под Гиргибилем (солдат Дагестанского полка)... Мы прибыли на Турчидах в конце июля месяца. Это гора высотою около 7000 футов над поверхностью моря... Два дня спустя после нашего прибытия лагерь поднялся, и мы отправились с отрядом и со всем главным штабом под Салты. Переход продолжался 1½ сутки <...>. Салты – аул, еще за год перед тем мирный и не укрепленный, перешел на сторону Шамиля. Около двух месяцев продолжалась осада, и в первое время не проходило почти ни одной ночи, в которую не было бы перестрелки с неприятелем в какой-нибудь части лагеря. Сильные ружейные залпы, еще сильнее вторившиеся эхом гор при ночной тишине, часто будили и заставляли нас выходить из наших палаток. Гомерические размолвки воюющих также немало развлекали нас. Почти каждый вечер слышались вначале мирные беседы осаждавших с осажденными; салтинцы расспрашивали у наших милиционеров, с которыми они находились в родственных связях, об участи их родных и друзей, вызывали поименно того и другого; мало-помалу эти беседы превращались в шумные размолвки и колкие насмешки, потом слышалась брань и, наконец, дело оканчивалось жаркою перестрелкою. Перед концом осады эти беседы смолкли; их заменили духовные песни, и эхо гор разносило по окрестностям заунывный напев осажденных...

Целые два дня после последнего штурма с 7 часов утра и до часу ночи мы перевязывали раненых и делали операции под влиянием эфирных паров. В наш полевой лазарет принесены были в это время и раненые мюриды. Эти отчаянные приверженцы Шамиля изумили нас своею твердостью и равнодушием к телесным страданиям. Один из них спокойно, без всякой перемены на лице, сидел на носилках, когда наши солдаты принесли его к нам в лазарет. Одна нога его была обвязана тряпками; я думал, судя по его равнодушию, что он незначительно ранен. Но каково же было мое удивление, когда, сняв повязку, я увидел, что нога его, перебитая ядром выше колена, висела почти на одной только коже! На другой день после отнятия бедра этот же мюрид сидел между нашими ранеными, опять также спокойно и с тем же стоицизмом. Да и другие мусульмане из нашей милиции переносили с необыкновенною твердостию боли и страдания, неразлучные с наружными повреждениями.

Занятые первые два дня пособиями раненым, мы только на третий день поехали осматривать взятое укрепление и убедились собственными глазами, с какими трудностями наши должны были бороться во время штурма... На тропинках и во рвах позади аула лежали еще трупы бежавших, между ними лежал и Наиб Сартис, знаменитый своею стратегическою распорядительностью. Раненный в голову, он был брошен своими вместе с носилками. Череп достался нам. Сартис был родом аварец. Нелегко можно достать черепа этого племени, да и вообще все племена на Кавказе дорожат трупами единоверцев; уходя с поля сражения, они обыкновенно забирают их вместе с собою или выменивают после на наших военнопленных. Нам рассказывали, что чеченцы, отправляясь на битву, дают взаимные обещания принести с собою трупы родственников и товарищей, обязуясь в противном случае содержать все семейство убитого.

По окончании осады мы отправились с главным штабом обратно в Темир-Хан-Шуру <...>. Из Темир-Хан-Шуры мы отправились в Тифлис чрез Дербент, Кусары, Кубу, Саку и Шемаху <...>. По дороге в Дербент заметны уже некоторые следы цивилизации. Встречаешь сады, хорошо и красиво построенные сакли; дорога вообще безопасна.



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.